golub lection 600golub lection 600Социогуманизм c Владимиром Голубевым

Персональный блог Голубева Владимира Степановича.

 

Об авторе:


Главный научный сотрудник Международного научно-исследовательского института проблем управления.
Доктор геолого-минералогических и кандидат химических наук, академик РАЕН (и др.).

 

Контакты Тел. 963-652-57-11 (м.), E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Профессиональная деятельность.

Развиты: новое научное направление в геохимии - динамика геохимических процессов; основы новых наук естественно-гуманитарного синтеза – эргодинамика, синтетическая эволюционная экология, гармонология; учение социогуманизма.

 

Главные оригинальные результаты:
- в физической химии - динамика сорбции в пористой среды с проточными и застойными зонами;
- в гидромеханике – теория фильтрации в пористой среде с проточными и застойными зонами;
- в геохимии – динамика геохимических процессов;
- в геологии - теория рудообразования на подвижном геохимическом барьере;
- в экологии – биосферная функция человека, устойчивость биосферы, от охраны к гуманизации окружающей среды;
- в учении о социоприродной эволюции – структурная энергия и критерии прогресса;
- в экономике – системная теория капитала, национальное богатство и индекс качества жизни;
- в социальных науках – учение социогуманизма (экосоциогуманизма);
- в человековедении – эргодинамическая модель человека, системная теория человеческого капитала;
- в философии – триалектика;
- в науковедении – индекс успешности научного работника и индекс качества научной работы;
- в геополитике: концепция суверенной глобализации, установка евроссийства для Украины, гармонология (учение о гармонии) как научная основа дипломатии.

 

«Человек Гармоничный» и новая история

История человечества протекала в условиях господства двух глобальных заблуждений - диадной парадигмы развития и материализма.
Диадная парадигма «борьбы» противоположностей имеет субъективный характер, не являясь объективным (природным) законом. Она сформулирована дисгармоничным, несовершенным человеком и задействована в предистории человечества. Следуя диадной парадигме, человечество «заблудилось». Ей «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы несовершенного человечества.

Какой будущий Президент нужен России?

 

 

Время скоротечно. Не за горами выборы нового Президента. Российскому обществу еще есть время обсудить, какой Президент нужен стране. И тогда осознанно пойти на выборы.

Извращенная цивилизация

На первом  канале ТВ прошла передача (в августе 2014 г.) о футболисте К. и его миллионах.

Подобных передач на нашем «демократическом» телевидении - «пруд пруди».

Но что-то именно сейчас сошлось: в голове застряла сакраментальная фраза «не могу молчать».

России пора проснуться

В 90-е годы Россия «сдалась» Западу: отреклась от социализма и стала строить капитализм;  территориально распалась; ликвидировала Варшавский договор (и прочее).
Теперь же, в свете событий на Украине, становится ясно – Западу этого «мало». Запад полагал, что Россия станет его колонией.  Естественно, не той, которые уже перестали существовать, а «новой колонией» XXI века. Ее сущностное содержание: Россия – сырьевой придаток Запада; независимость России виртуальна; политика Россия  определяется Западом (и другое в том же духе). 

О взаимозависимости интеллектуального и духовного развития

 
В последнее время множатся катастрофические прогнозы относительно ближайшей судьбы человечества. Эксклюзивные технологии, техно-гуманитарный разрыв, возрастающие риски развития, глобальные проблемы,  падение морали, нравственности и многое другое  - все это свидетельства неблагополучия современной цивилизации, представляющие угрозы для ее существования.

О российской геополитике(с позиций триалектики и социогуманизма)

С позиций триалектики и социогуманизмапредлагаю новый взгляд на некоторые актуальные проблемы  российской политики.

Человеку свойственно ошибаться. Свои ошибки он переносит в науку.  Так рождаются ложные концепции и теории, негативно влияющие на человечество. Если ошибочные построения в естественных науках исправляются последующими исследованиями без особого ущерба для человека, то в гуманитарных науках  такие построения (если на их основе ведется социальное конструирование)  могут негативным образом изменить природу общества - вопреки «правильным» законам.  Ярчайший пример этого – все, что происходило  в России в ХХ веке.

От материальной к социогуманитарной цивилизации

Вводная часть

    Мир  переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем, среди которых главные: разделение на богатых и бедных (стран мира, людей), загрязнение окружающей среды, гонка вооружений, низкая рождаемость в развитых странах, падение культуры, нравственности и т.п.

ТРИАЛЕКТИКА РАЗРЕШАЕТ ТАЙНУ ЖИЗНИ

 
 
Начнем с лирического отступления.
 «Середина января. Смотрю на темные дубы посреди белого поля. Не вижу в них  явных признаков жизни. Что такое жизнь? Работа? Но и ветер работает. Рождение нового?  Но и из раствора рождается кристалл. Жизнь – это лодка в бурном потоке, плывущая против течения. Течение хочет ее подхватить и понести с собой, что и будет означать смерть. Но есть сила у гребцов. Ее дает им  солнце. Солнце – животворящее начало, солнце – Бог. Бог – жизнь. Дьявол – смерть. Вечна борьба жизни и смерти» (из книги автора «Дом, в котором чисто и светло»).

В.С.Голубев О смысле жизни (с позиций триалектики и социогуманизма)

Истинное знание дается  наукой.  Смысл жизни  -  наукой о человеке (человековедением,  человекознанием), главной наукой всех времен и народов.  Величайший мыслитель  Л.Н. Толстой писал (в работе «Так что же нам делать?) по этому поводу следующее: … «без науки о том, в чем назначение и благо человека, не может быть никаких настоящих наук и искусств, ибо предметов наук и искусств бесчисленное множество; и без знания того, в чем состоит назначение и благо всех людей, нет возможности выбора в этом бесконечном количестве предметов, и потому без этого знания все остальные знания и искусства становятся, как они и сделались у нас, праздной и вредной забавой».

Наука о человеке и обществе: траектория естественно-гуманитарного синтеза (молодому человеку, вступающему в науку)

 

 

Автор полвека в науке.  Читателю предлагается авторский взгляд  по двум аспектам проблемы «человек в науке»: 1) актуальные вопросы современной науки, в особенности, в области социоприродного развития и  человека (стратегия науки),  2) какие сложности ждут молодого человека, вступающего в науку, и как найти свой путь (тактика поведения в науке).

 Конечно, автор не может говорить от имени всей науки.  У него нет и возможности описать свой   путь1, чтобы на этой основе показать то общее, что касается научной работы. Поэтому автор вынужден ограничиться лишь  своими субъективными суждениями о том, что происходит в науке и что делать – ограничиться своего рода эмпирическими обобщениями.

СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ (НООСФЕРНОЕ) ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

 

 

Наша страна переживает острый гуманитарный кризис – кризис человека. Согласно проведенным нами расчетам,  по величине производства человеческого капитала на 2009г. Россия занимала 162 место в мире. Население страны убывает в течение последних 20 лет почти на миллион человек ежегодно. Ухудшается здоровье населения, особенно, молодежи. Падает качество образования. Падает мораль.

         Выход из кризиса один – вырастить новое «поколение счастья». Для этого требуются глубинные изменения существующих систем воспитания и образования, их новый синтез. Назовем такой синтез социогуманитарным  (ноосферным) просвещением.

В.С. Голубев: От диалектики к триалектике (по поводу одного заблуждения человечества)

 

 

 

Диалектика рассматривает развитие на основе принципа единства и «борьбы» противоположностей. Триалектика, в авторской интерпретации, трактует развитие как разрешение противоположностей  путем рождения «нового», являющегося гармоничным синтезом разрешающихся противоположностей. Возможно ли совместить эти принципы и где находится истина?

Неюбилейные заметки по поводу юбилея

 

 

 

 

В связи с 20-летием российской  Конституции  в СМИ и на   ТВ идет оживленное обсуждение ее достоинств и недостатков. Одни предлагают внести в нее изменения, другие за status quo.

Удивительно, но все обсуждения касаются в общем-то частных вопросов. Главный же вопрос как бы не существует и потому не обсуждается. А именно: почему под знаком Конституции  в РФ протекал всеобъемлющий регресс? 

Голубев.Российский кризис и социогуманизм

Пожалуй, чересчур прямолинейно, но точно была озвучена А.С.Грибоедовым в «Горе от ума» розовая мечта российской посредственности: «Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».

За прошедшие два века мало что изменилось. Царствует торжествующая посредственность, ум же угнетен. Нынешняя посредственность, конечно, не будет предлагать сжечь книги, но зато она «реформирует» Российскую академию наук.  Посредственность пишет законы, которые не выполняются. Она же запустила в оборот слово «инновация». И это при том, что  в  стране мало что производится  по эксклюзивным технологиям. Зато делается ставка на военно-промышленный комплекс: дескать, оттуда придут инновации. По сути, предлагается « копать огород штыком».

Власть спешно и успешно выращивает посредственность.  Она стала нормой всей российской жизни. Нынешней власти без нее не просуществовать. Все средства хороши, лишь бы народ не мыслил, не задавал  неудобных вопросов. А их бездна! Ответы мыслящего человека на них  не приемлемы для власти.

Голубев: копать огород штыком

Людям нужны не эксклюзивные технологии,

а  продовольственная безопасность и экологически чистые

продукты питания

Голубев: Главная наука современности – наука о человеке

Мир в целом и Россия переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем, среди которых главные: разделение на богатых и бедных (стран мира, людей), загрязнение окружающей среды, гонка вооружений, низкая рождаемость в развитых странах, падение культуры, нравственности и т.п.

Людям нужны не эксклюзивные технологии, а продовольственная безопасность и экологически чистые продукты питания

http://www.ccas.ru/manbios/golub-lection-600.jpgЕсть важные причины, побудившие автора обратиться к данной теме. Страна утратила продовольственную безопасность: отечественных продуктов питания не хватает, выручает импорт. Но что это означает в перспективе (о которой наша власть мало думает)?

Триалетика о счастье

Нет и, по-видимому, не может быть единого определения счастья. Кажется, это связано с тем, что счастье – всего лишь некий идеал, недостижимый практически.

Дадим следующее определение: счастье – это состояние равновесия, гармонии, полного согласия с самим собой, другими людьми и с окружающей средой (природной и социальной). Несчастье – это отсутствие такого состояния.

Согласно диалектике, несчастье и счастье сопряжены – не было бы несчастья, не было бы и счастья. Человек изначально несчастен, ибо смертен. Но в своей конечной жизни он стремится к счастью.

О реформировании Российской Академии Наукв в целях демократизации и инновационного развития

         Вопрос о реформировании  РАН уже неоднократно запускался в широкую общественность. Но создается впечатление, что дискуссия  ведется зачастую по частным вопросам. В годы реформ 90-х годов ученых и науку в целом власть обрекла на нищенское существование. Одновременны были открыты все двери для отъезда ученых на Запад. В результате «утечки мозгов» российская наука понесла неисчислимые потери. Страна лишилась талантливых ученых и, как следствие, перспектив на ускоренное инновационной развитие.. Запад же без всяких усилий получил человеческий капитал высокого качества.

Голубев: Кризис науки – кризис цивилизации

В.С.Голубев, академик РАЕН

 

Кризис науки – кризис цивилизации