К идеологии модернизации России

К  идеологии  модернизации России - фото 1Модернизация – комплексный процесс совершенствования всех сторон жизни страны. Рассмотрена идеология модернизации, формулирующая ее цели и способы их достижения.

            Главной характеристикой состояния страны является национальное богатство, являющееся суммой частных капиталов – физического, человеческого, социального, природного, культурного. Прогресс страны реализуется при условии роста всех составляющих национального богатства [1]. В реализации прогресса и должна состоять цель модернизации.

            Необходимым условием достижения прогресса является мировоззренческий аспект модернизации Он дает научно-обоснованный взгляд на человека, социум и природу. «Правильное» мировоззрение контролирует средства достижения целей модернизации: они должны быть «чистыми».

            Рассмотрим последовательно основные проблемы модернизации.

Мировоззренческий аспект модернизации

            При обсуждении данной проблемы следует иметь ввиду принцип относительного совпадения цели и результатов развития. В связи с тем, что наше знание законов развития всегда неполно, то цель развития не может быть сформулирована абсолютно верно – она имеет относительный характер. Поэтому «средства» достижения цели становятся в определенном смысле важнее «цели» - в любом случае они должны быть «чистыми».

Социальное конструирование происходит на основе законов развития, формулируемых человеком. Назовем их условно антропогенными законами. Но человеку свойственно ошибаться. Поэтому антропогенные законы могут быть прямо противоположны естественным законам. Социальное конструирование по таким антропогенным законам приводит к печальным результатам. Примеров этому не счесть. Особенно печально для истории человечества господство двух глобальных заблуждений - диадной парадигмы развития и материализма.

Диадная парадигма – это развитие как «борьба» противоположностей. Эта парадигма имеет субъективный характер. Она сформулирована дисгармоничным, несовершенным человеком и задействована в предыстории человечества. Следуя диадной парадигме, человечество «заблудилось». Ей «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы несовершенного человечества.

Истинная история наступит, когда практика мира будет опираться на законы гармонии. На смену диалектике приходит триалектика; диадной парадигме развития - триадная. Диадная парадигма рассматривает развитие как «борьбу» противоположностей. Она не дает рождения «нового» - не учитывает творческую составляющую материи. Наоборот, триадная парадигма трактует развитие как рождения «нового» (третьего). Но это происходит не путем «борьбы», а на основе разрешения существующих в мире противоположностей. «Новое» возникает, как их гармонический синтез, когда «все в меру».

Другое глобальное заблуждение – материализм. Согласно же триалектике материализм и идеализм – две противоположности, которые разрешаются через «новое» третье – социальный гуманизм. Установка социогуманизма – синтез материализма и идеализма: не только «бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие». Эти установки образуют совокупность прямой и обратной связей, ответственных за устойчивость социоприродных систем.

Предыстория человечества протекала в «борьбе» материализма и идеализма. Победил материализм. Но это – регресс. Яркий пример – глобальные проблемы человечества, а на бытовом уровне - «феномен футболиста»: «ноги» зарабатывают   намного больше, чем «мозги».

Прогресс мира может быть достигнут при обратном движении: от материализма к идеализму с остановкой в координате социогуманизма. Равновесию отвечает соотношение материализма и идеализма по «золотой пропорции» (0,38:0,62 в условных единицах).

Россия – евроазиатская стана. Ценностные установки Азии и Европы не схожи, а во многом прямо противоположны. Существует в определенном смысле противоположность Азия-Европа. Разрешением этой противоположности является евразийство, которое справедливо рассматривается как сущность России.

Три главные составляющие социогуманитарного мировоззрения – триадная парадигма развития, социогуманизм и евразийство. Они – методологическая основа модернизации России.

Рассмотрим в тезисной форме идеологию модернизации применительно к каждой из составляющих национального богатства.

Физический капитал и модернизация

Прогресс по физическому капиталу означает рост валового внутреннего продукта (ВВП). Темпы роста ВВП в современную эпоху определяются следующими факторами, имеющими значение и для России.

1) Ресурсные и экологические факторы накладывают определенные ограничения на рост ВВП. Замедление темпов роста с увеличением ВВП будет означать включение отрицательной обратной связи в экономике, ответственной за ее устойчивость.

2) Центром развития становится человек. Экономика перестает быть целью, а является средством – средством гармоничного развития человека.

3) Техно-гуманитарный дисбаланс (отставание гуманитарного прогресса от техногенного) представляет особую опасность для судеб человечества. Эксклюзивные технологии требуют высокого качества глобального управления, чего реально нет.

4) Сырьевое развитие обусловливает технологическое отставание России, превращая ее в сырьевой придаток развитых стран. Альтернатива сырьевому развитию – постсырьевое, ориентированное на внутренний рынок. Оно уменьшит зависимость страны от экспорта сырья и импорта технологий. Оно обеспечит прогресс экономики с опорой на собственный базис.

Человеческий капитал и модернизация

Человеческий капитал рассматривается нами системно как сумма составляющих: витального капитала – характеристика здоровья, интеллектуального и духовного – характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно. Прогресс в отношении человеческого капитала подразумевает сопряженный рост этих составляющих [1].

Рост витального капитала происходит на основе гармонического образа жизни. Он включает в себя следующие главные факторы: здоровое, гармоничное детство; здоровый образ жизни; мировоззрение социогуманизма - «жизнь – высшая ценность бытитя»

Рост интеллектуального капитала особенно ускорился в ХХ и ХХI веке. Это имеет последствием рост качества жизни в мире в целом. Но нельзя не отметить негативные факторы этого роста. Эксклюзивные технологии, техно-гуманитарный дисбаланс, множащиеся риски развития, глобальные проблемы, падение морали, нравственности и т.п. – все это позволяет сформулировать следующий тезис: на интеллект нужна узда. Раньше в роли узды выступала церковь. Теперь ограничителем, уздой интеллекта выступает духовность – составляющая социогуманизма, утверждающая высшую ценность человеческой жизни.

Рост духовного капитала   сопряжен с утверждением мировоззрения социогуманизма. В этом особую роль играет социогуманитарное просвещение [2]. При расчете духовного капитала нами используется системный показатель роста духовности - уменьшение суицидности со временем [1,3].

Социальный капитал и модернизация

Существуют разные интерпретации социального капитала. В нашем подходе принимается, что социальный капитал растет с уменьшением социального расслоения, безработицы и преступности.

Проведенный анализ показывает, что рост социального расслоения не благоприятен для развития, в особенности, для увеличения человеческого капитала. Падением социального капитала мы объясняем социальные кризисы и революции. В прошлом главной причиной социальных катаклизмов были два фактора. Первый - чрезмерный рост социального расслоения. Это явилось причиной революций. Второй - рост   неравенства среди стран мира, что было причиной борьбы колоний за независимость. В настоящее время новым фактором становится негативная информация, направленная на разрушение существующего строя - т.н. «цветные революции».

Теперь также все более проявляется фактор возможных глобальных катаклизмов. Они связаны с эксклюзивными технологиями, несущими опасность для всего человечества. Чтобы их избежать, требуется высокое качество управления как в рамках отдельной страны, так и мира в целом.

Для целей модернизации России особенно актуальным является уменьшение социального неравенства и противодействие информационным войнам, инициируемым Западом.

Природный капитал и модернизация

Как показывают наши расчеты [1,3], Россия является первой в мире по величине природного капитала. Природный капитал рассматривается как сумма воспроизводимого и невоспроизводимого капитала - эко- и палеокапитала, соответственно.

Проблема окружающей среды не сводится к ее охране, а имеет несколько иной характер. Фундаментальное свойство жизни – изменять среду обитания с тем, чтобы сделать ее максимально приспособленной для жизни. Антропогенное изменение среды - неизбежное и даже желательное явление. Нужно лишь, чтобы это изменение было на пользу человека. А это имеет место быть, если изменение имеет определенные масштабы, не превышающие «антропогенного предела Земли». Преобразование природной среды до определенного предела - прогресс. Он сменяется регрессом при превышении этого предела. Поэтому нужна не «охрана окружающей среды». Нужна гуманизация среды жизнеобитания, ее оптимальное преобразование, что способствует  увеличению человеческого капитала [1].

Россия сегодня – страна сырьевого развития. Между тем, страны, богатые природными ресурсами, часто отстают в своем развитии от стран, бедных ресурсами. Это - феномен «проклятых ресурсов». Не возобновляемые природные ресурсы или палеокапитал является потенциалом развития, лишь когда полезное ископаемое добыто из недр Земли и подвергнуто необходимой переработке. При этом оно становится антропогенно-природным капиталом. Для этого требуется затратить энергию, произвести работу. В силу этого часть общественного производства отторгается от производства физического капитала. При этом уменьшается ВВП.В этом и состоит, на наш взгляд, феномен «проклятых ресурсов».

Здесь необходимо отметить следующее. Природный паолеокапитал считается общенародным достоянием. Однако, как только он добывается, превращаясь в антропогенно-природный капитал, он почему-то становится собственностью добывающей частной кампании. Такого нет даже в странах классического капитализма (Норвегия). Здесь мы «святее папы».

Теперь все большее внимание уделяется будущему использованию ресурсного потенциала Арктики. Между тем, экстремальные условия Арктики делают разработку месторождений полезных ископаемых крайне дорогостоящей. Потребуются гигантские вложения, а на выходе – всего лишь сырье. Это еще более усугубит сырьевую направленность экономики, поскольку ресурсы страны будут отвлекаться от инноваций. «Проклятие ресурсов» еще более отдалит Россию от перехода на новый технологический уклад.

Для модернизации страны приоритетно использование природного капитала для внутреннего потребления. Антропогенно-природный капитал должен стать собственностью государства, а не частных компаний.

Культурный капитал и модернизация

Культурный капитал включает весь накопленный в стране культурный фонд. Как показывают расчеты [4], Россия занимает одно из первых мест в мире по величине культурного капитала. Однако проблемой было и остается слабое задействование этого капитала в реальной жизни страны.

Особенно неблагоприятной стала ситуация в результате антиэволюционного перехода страны на либеральное развитие. Внедряемая в стране культура как сфера услуг противоположна русским традициям и менталитету.

Главной целью культурной политики становится выработка у человека эволюционно обусловленного мировоззрения. Основой мировоззрения человечества был и пока остается материализм. С этим связан кризис современной цивилизации.

Российский менталитет, составляющие которого – справедливость, служение «правде», коллективизм - противоположен европейскому менталитету «общества потребления». Поэтому все попытки изменить российский менталитет в сторону индивидуализма, «служения себе» не достигнут цели.

Научно-обоснованное мировоззрение - это социогуманизм. На повестке дня – социогуманитарная ориентация всей культурной политики государства.

Геополитика и модернизация

Наши разработки дают новый подход к геополитике. Полагаем, что главная цель геополитики - устранить войны, обеспечить мировой прогресс. Согласно гармонологии [1], это достигается на основе гармонизации межгосударственных отношений, задействования разного рода компромиссов. И наоборот, противостояние в политике, «борьба» противоположностей неизбежно ведут к регрессу.

Сформулируем следующие положения, касающиеся оптимизации межгосударственных отношений.

1. Межгосударственные отношения «в норме» базируются на одинаковом для обеих стран соотношении компромисса и противостояния. Этовариант межгосударственной гармонии.

2. Политические кризисы в межгосударственных отношениях отвечают случаю, когда отношение компромисс-противостояние для противостоящих стран не одинаково. Это  вариант межгосударственной дисгармонии.

3. Для современности эволюционно продвинутыми являются межгосударственные отношения, основывающиеся на «разумном компромиссе» государств.

История человечества заполнена войнами – крайним выражением установки «борьба» противоположностей. Данный принцип – это не объективный закон социоприродного развития, а субъективный закон несовершенного человечества. Весь негатив мира предыстории [1] обусловлен задействованием в политике этого закона. В целом цивилизация сохранилась лишь благодаря коллективному разуму человечества, действующему на основе принципа триалектики - гармонии и компромисса. Исключить негативный субъективный фактор цивилизационного развития будущего – главная задача   человечества, вообще, и России, в частности.

Заключение

Переход страны на социгуманитарного траекторию будет означать качественно новый этап – становление общества человеческого   развития, центром которого становится человек. В социогуманитарном государстве происходит сопряженный рост всех составляющих национального богатства – физического, человеческого, социального, природного, культурного капитала. Социогуманитарный переход поставит Россию во главу мирового цивилизационного процесса. В свете такого перехода следует рассматривать все российские реформы. Без этого реформы не имеют объединяющей идеи – эволюционно обусловленной цели развития. Такой целью не может быть капитализм, как уже пройденный и отвергнутый Россией путь.

Литература

1. Голубев В.С. Основы гармонологии, м., ЛЕНАНД, 2023.

2. Голубев В.С., Кураков А.В., Тимирясова А.В. Человековедение. М., ИАЭП; Казань, Познание, 2014.

3. Бушуев В.В., Голубев В.С., Тарко А.М. Структурная энергия как потенциал развития: Мир и Россия. М., ЛЕНАНД, 2014.

4. Голубев В.С. Культурный капитал социума и индекс культурного капитала,  «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.23159, 16.03.2017

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить