Патриотизм и Национальная Идея

Патриотизм  и   Национальная Идея - фото 1Национальная  Идея задает цель развития страны. В Конституции РФ провозглашено  идеологическое многообразие, а государственная идеология отрицается.  В этом есть определенное лукавство, поскольку  государственная идеология все-таки есть, пусть и в не явной форме – это идеология либерализма, власти денег.  Если рассматривать Национальную  Идею  как концентрированное выражение государственной идеологии, то  ее формулой будет  - обогащайтесь

   

            Однако для России, для русского народа с  его менталитетом  общинности и справедливости    это – путь в никуда.  В  научных изданиях и СМИ   стали провозглашаться многочисленные  варианты Национальной Идеи «от ума».  Но существует  другая точка зрения: Национальную Идею нельзя изобрести. Она должна прийти изнутри - вызреть в недрах общества.   Между тем, автор  полагает, что   объективное звучание Национальная Идея  получает, если она  основана на науке. 

            В последние годы,  особенно в связи с усилением  националистических настроений  и появлением движений националистического толка, постепенно возвращается исконно российское звучание Национальной Идеи как патриотизма.   

            Патриотизм, как  любовь и преданность к своей Родине, к своему народу – чувство возвышенное и святое. Как и любовь к матери, благодаря которой ты появился на свет и  живешь. Родина тебя растила, воспитывала, кормила, одевала… Ты от нее всю жизнь «берешь». Но надо и «отдавать».  Самое очевидное, что ты можешь отдать, - любовь к Родине. В науке это называется прямой («брать») и обратной («отдавать») связью. Любая система, в которой отсутствует обратная связь, не может устойчиво существовать. Так и  Отечество: если  у народа нет к нему любви, оно неизбежно вырождается. Самое главное, что характеризует качество человека – его отношение к родителям. Самое главное, что характеризует эволюционное качество народа – его отношение к Отечеству.

              Патриотизм с позиций учения  о гармонии [1]  является гармоническим  разрешением  противоположности национализм-интернационализм. В качестве  разрешения данной противоположности выступает системная установка патриотизм-открытость миру («открытый патриотизм»). В ней любовь к родине сочетается с желанием и способностью понять и принять иные обычаи, другую культуру, позитивные черты разных менталитетов.

            Может ли патриотизм рассматриваться как Национальная Идея?  У разных групп населения, ученых, политиков и др. существуют особые представления о  цели развития российского государства. Так, сам автор придерживаются учения социогуманизма, рассматривая социогуманитарное государство  (в центре которого стоит человек, его гармоничное развитие) как будущее России,  закономерный этап развития в ряду либеральное – социальное – социогуманитарное государство [1,2]. Другие авторы показывают будущее несколько по-иному, хотя и близко к социогуманизму (ноосфера, нравственное государство, интегральное общество и др.). Но есть и  убежденные сторонники  альтернативных путей развития (либерализм, консерватизм и др.).

            Но очень трудно быть  истинным патриотом в либеральном государстве.  По  некоторым  данным   в России 3% населения владеет 90% собственности.  Не прилично велико социальное расслоение. Вместо прогрессивного налога на доходы действует плоский налог, одинаковый для богатых и бедных.  Россия  впереди большинства  стран мира  по числу миллионеров и первая по скорости их выращивания. Еще недавно беспрецедентным  был вывоз капитала и «мозгов», обескровливающий страну.  «Ноги» (футболиста) ценятся в тысячи раз больше, чем «мозги».

             Либералы  противопоставляет патриотизму свободу. Но свобода в их понимании не отвечает ее истинному значению. Как следует из гармонологии [1], права рождаются, если человек выполняет свои обязанности (прямая связь).  В свою очередь, благодаря правам человек лучше выполняет свои обязанности (обратная связь).   Противоположность «права-обязанности»  разрешается установкой «права для лучшего выполнения  обязанностей».

Поразительно, но во «Всеобщей декларации прав человека», провозглашенной ООН и состоящей из 30 статей, только в одной (29) говорится об обязанностях человека, и то мимоходом: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Это свидетельствует о глобальном непонимании соотношения права-обязанности. «Свободное» развитие личности, провозглашенное в  Конституции РФ, может означать, в противовес патриотизму, развитие как позитивных, так и негативных его качеств. Примеров последнего не счесть.

 Патриотизм имеет  разное звучание в силу того, что страна (территория и народ) и государство  - большая разница. Возможные варианты: любить страну и не любить государство (1), любить страну и быть нейтральным по отношению к государству (2), любить страну и любить государство (3). Можно ли  все эти варианты  относить к патриотизму? У автора нет однозначного ответа.  Население  страны в целом представлено всеми   тремя  типами отношений к стране и государству (естественно, автор не рассматривает русофобов).

Если  рассматривать прогресс  применительно к патриотизму, то он  реализуется на траектории от состояния (1) к состоянию (3).  Эта траектории  –  социогуманитарное развитие, движение к наполняемой гармонии, переход от предыстории к истинной истории.  Его основания -  триадная парадигма развития и идеология  социогуманизма [1,2]. Триадная парадигма рассматривает развитие как разрешению существующих в мире противоположностей на основе их гармонического синтеза.  Согласно социогуманизму, не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие.

             Разрешением противоположности капитализм-социализм является социогуманизм. «Много» капитализма также плохо, как и «много» социализма. При этом от социализма берется цель – гармоничное  развитие человека, от капитализма способ  ее реализации  – регулируемый рынок.  В центре социогуманитарного государства стоит человек, его гармоничное развитие, опережающий рост человеческого капитала.  Экономика перестает быть целью, а становится средством – средством гармоничного развития человека. Социогуманизм рассматривается автором как закономерный этап развития в ряду либеральное-социальное-социогуманитарное государство. Три главных составляющих  учения социального гуманизма: от общества потребления – к обществу социального гуманизма, от  «человека социального» - к «человеку социально-духовному» («Человеку Гармоничному»),  от социального - к социогуманитарному государству.     

  Патриотизм  получит новое звучание в социогуманитарном государстве. Сердцевина мировоззрения социогуманизма – «жизнь – высшая ценность бытия». Она имеет двоякое звучание: для  индивида и  человека как члена социума.  Отсюда вытекает формула патриотизма граждан при социогуманизме: «жизнь государства (эволюционно обоснованная, «чистая») – высшая ценность бытия». Приверженность   установке   патриотизма следует воспитывать с самого раннего детства. Наибольшие возможности для такого воспитания создадутся в социогуманитарном государстве.

 Таким образом, существуют разные трактовки патриотизма. В формулу Национальной Идеи  целесообразно  включить две составляющих: патриотизм как  любовь к стране и социогуманитарную траекторию развития.   Предлагается следующая ее формула – «гармоничное развитие человека». Сущность такого развития уже неоднократно  обсуждалась [1-3].  Эта формулировка – не плод праздного ума, а следует из учения о гармонии в системе природа – человек – общество. Все проблемы человечества упираются в проблему эволюционного  качества человека и решаются  путем  роста человеческого капитала.

Не проста судьба России.  Но на всех ее этапах, особенно в Великой Отечественной войне и войне с Наполеоном, именно патриотизм спасал Россию. И так будет всегда. Патриотизм, дополненный социогуманизмом, - эволюционно обоснованная  цель развития.

*  *  *

Любовь к русской  природе, на взгляд автора,  – одна из главных  частей  патриотизма. Поэтому автор  заканчивает статью  кратким  эссе о Русском Доме -  природе;  Доме, в котором  чисто и светло.

    « Когда тебе плохо, когда смутно на душе, иди на природу. Войди в ее нечуждую для тебя жизнь. Смотри, как радостно трепещет осина на ветру. Она – образ твоей трепетной души, из которой ты сейчас извлечешь счастье.  Настройся на волну природы. И она скажет тебе свою главную тайну. Эта тайна в том, что природа существует для тебя, для твоей радости.

      Смотри, как величаво стоят деревья в лесу. Они зовут тебя к себе. Они скажут: «Как мы счастливы, что тебя дождались. Без тебя наша жизнь бессмысленна».  Выйди на цветущий луг с пятнами света и тени на нем. И он скажет: «Постель из шелковистых трав давно тебя ждет. Приляг на нее. Дай моим травам насладиться твоей тяжестью».

      Открой свое тело солнцу. И ты услышишь голос солнечного луча: «Как счастливо мне касаться твоего нежного тела».  Твое тело овевает ветер. Он шепчет: «Как я хочу, чтобы моя ласка была для тебя нежнейшей на свете».

      Топчи землю босыми ногами. Тогда между тобой и ею возникнет связь: она получит ощущение тяжести твоего тела, ты – ее мягкости. В тебя вольются ее внутренние токи. А она скажет: «Прикосновения твоих  ступней нежны и сладки».

      И тогда ты поймешь: природа для тебя, она – твой дом, русский дом. Этот дом вечен. Он сам себя прибирает и ремонтирует. Он дает пищу твоей душе».

Литература

1.   Голубев В.С. Основы гармонологии, М.,ЛЕНАНД, 2023.

2.   Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М,  2022.

3.   https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить