Национальная Идея задает цель развития страны. В Конституции РФ провозглашено идеологическое многообразие, а государственная идеология отрицается. В этом есть определенное лукавство, поскольку государственная идеология все-таки есть, пусть и в не явной форме – это идеология либерализма, власти денег. Если рассматривать Национальную Идею как концентрированное выражение государственной идеологии, то ее формулой будет - обогащайтесь
Однако для России, для русского народа с его менталитетом общинности и справедливости это – путь в никуда. В научных изданиях и СМИ стали провозглашаться многочисленные варианты Национальной Идеи «от ума». Но существует другая точка зрения: Национальную Идею нельзя изобрести. Она должна прийти изнутри - вызреть в недрах общества. Между тем, автор полагает, что объективное звучание Национальная Идея получает, если она основана на науке.
В последние годы, особенно в связи с усилением националистических настроений и появлением движений националистического толка, постепенно возвращается исконно российское звучание Национальной Идеи как патриотизма.
Патриотизм, как любовь и преданность к своей Родине, к своему народу – чувство возвышенное и святое. Как и любовь к матери, благодаря которой ты появился на свет и живешь. Родина тебя растила, воспитывала, кормила, одевала… Ты от нее всю жизнь «берешь». Но надо и «отдавать». Самое очевидное, что ты можешь отдать, - любовь к Родине. В науке это называется прямой («брать») и обратной («отдавать») связью. Любая система, в которой отсутствует обратная связь, не может устойчиво существовать. Так и Отечество: если у народа нет к нему любви, оно неизбежно вырождается. Самое главное, что характеризует качество человека – его отношение к родителям. Самое главное, что характеризует эволюционное качество народа – его отношение к Отечеству.
Патриотизм с позиций учения о гармонии [1] является гармоническим разрешением противоположности национализм-интернационализм. В качестве разрешения данной противоположности выступает системная установка патриотизм-открытость миру («открытый патриотизм»). В ней любовь к родине сочетается с желанием и способностью понять и принять иные обычаи, другую культуру, позитивные черты разных менталитетов.
Может ли патриотизм рассматриваться как Национальная Идея? У разных групп населения, ученых, политиков и др. существуют особые представления о цели развития российского государства. Так, сам автор придерживаются учения социогуманизма, рассматривая социогуманитарное государство (в центре которого стоит человек, его гармоничное развитие) как будущее России, закономерный этап развития в ряду либеральное – социальное – социогуманитарное государство [1,2]. Другие авторы показывают будущее несколько по-иному, хотя и близко к социогуманизму (ноосфера, нравственное государство, интегральное общество и др.). Но есть и убежденные сторонники альтернативных путей развития (либерализм, консерватизм и др.).
Но очень трудно быть истинным патриотом в либеральном государстве. По некоторым данным в России 3% населения владеет 90% собственности. Не прилично велико социальное расслоение. Вместо прогрессивного налога на доходы действует плоский налог, одинаковый для богатых и бедных. Россия впереди большинства стран мира по числу миллионеров и первая по скорости их выращивания. Еще недавно беспрецедентным был вывоз капитала и «мозгов», обескровливающий страну. «Ноги» (футболиста) ценятся в тысячи раз больше, чем «мозги».
Либералы противопоставляет патриотизму свободу. Но свобода в их понимании не отвечает ее истинному значению. Как следует из гармонологии [1], права рождаются, если человек выполняет свои обязанности (прямая связь). В свою очередь, благодаря правам человек лучше выполняет свои обязанности (обратная связь). Противоположность «права-обязанности» разрешается установкой «права для лучшего выполнения обязанностей».
Поразительно, но во «Всеобщей декларации прав человека», провозглашенной ООН и состоящей из 30 статей, только в одной (29) говорится об обязанностях человека, и то мимоходом: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Это свидетельствует о глобальном непонимании соотношения права-обязанности. «Свободное» развитие личности, провозглашенное в Конституции РФ, может означать, в противовес патриотизму, развитие как позитивных, так и негативных его качеств. Примеров последнего не счесть.
Патриотизм имеет разное звучание в силу того, что страна (территория и народ) и государство - большая разница. Возможные варианты: любить страну и не любить государство (1), любить страну и быть нейтральным по отношению к государству (2), любить страну и любить государство (3). Можно ли все эти варианты относить к патриотизму? У автора нет однозначного ответа. Население страны в целом представлено всеми тремя типами отношений к стране и государству (естественно, автор не рассматривает русофобов).
Если рассматривать прогресс применительно к патриотизму, то он реализуется на траектории от состояния (1) к состоянию (3). Эта траектории – социогуманитарное развитие, движение к наполняемой гармонии, переход от предыстории к истинной истории. Его основания - триадная парадигма развития и идеология социогуманизма [1,2]. Триадная парадигма рассматривает развитие как разрешению существующих в мире противоположностей на основе их гармонического синтеза. Согласно социогуманизму, не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие.
Разрешением противоположности капитализм-социализм является социогуманизм. «Много» капитализма также плохо, как и «много» социализма. При этом от социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации – регулируемый рынок. В центре социогуманитарного государства стоит человек, его гармоничное развитие, опережающий рост человеческого капитала. Экономика перестает быть целью, а становится средством – средством гармоничного развития человека. Социогуманизм рассматривается автором как закономерный этап развития в ряду либеральное-социальное-социогуманитарное государство. Три главных составляющих учения социального гуманизма: от общества потребления – к обществу социального гуманизма, от «человека социального» - к «человеку социально-духовному» («Человеку Гармоничному»), от социального - к социогуманитарному государству.
Патриотизм получит новое звучание в социогуманитарном государстве. Сердцевина мировоззрения социогуманизма – «жизнь – высшая ценность бытия». Она имеет двоякое звучание: для индивида и человека как члена социума. Отсюда вытекает формула патриотизма граждан при социогуманизме: «жизнь государства (эволюционно обоснованная, «чистая») – высшая ценность бытия». Приверженность установке патриотизма следует воспитывать с самого раннего детства. Наибольшие возможности для такого воспитания создадутся в социогуманитарном государстве.
Таким образом, существуют разные трактовки патриотизма. В формулу Национальной Идеи целесообразно включить две составляющих: патриотизм как любовь к стране и социогуманитарную траекторию развития. Предлагается следующая ее формула – «гармоничное развитие человека». Сущность такого развития уже неоднократно обсуждалась [1-3]. Эта формулировка – не плод праздного ума, а следует из учения о гармонии в системе природа – человек – общество. Все проблемы человечества упираются в проблему эволюционного качества человека и решаются путем роста человеческого капитала.
Не проста судьба России. Но на всех ее этапах, особенно в Великой Отечественной войне и войне с Наполеоном, именно патриотизм спасал Россию. И так будет всегда. Патриотизм, дополненный социогуманизмом, - эволюционно обоснованная цель развития.
* * *
Любовь к русской природе, на взгляд автора, – одна из главных частей патриотизма. Поэтому автор заканчивает статью кратким эссе о Русском Доме - природе; Доме, в котором чисто и светло.
« Когда тебе плохо, когда смутно на душе, иди на природу. Войди в ее нечуждую для тебя жизнь. Смотри, как радостно трепещет осина на ветру. Она – образ твоей трепетной души, из которой ты сейчас извлечешь счастье. Настройся на волну природы. И она скажет тебе свою главную тайну. Эта тайна в том, что природа существует для тебя, для твоей радости.
Смотри, как величаво стоят деревья в лесу. Они зовут тебя к себе. Они скажут: «Как мы счастливы, что тебя дождались. Без тебя наша жизнь бессмысленна». Выйди на цветущий луг с пятнами света и тени на нем. И он скажет: «Постель из шелковистых трав давно тебя ждет. Приляг на нее. Дай моим травам насладиться твоей тяжестью».
Открой свое тело солнцу. И ты услышишь голос солнечного луча: «Как счастливо мне касаться твоего нежного тела». Твое тело овевает ветер. Он шепчет: «Как я хочу, чтобы моя ласка была для тебя нежнейшей на свете».
Топчи землю босыми ногами. Тогда между тобой и ею возникнет связь: она получит ощущение тяжести твоего тела, ты – ее мягкости. В тебя вольются ее внутренние токи. А она скажет: «Прикосновения твоих ступней нежны и сладки».
И тогда ты поймешь: природа для тебя, она – твой дом, русский дом. Этот дом вечен. Он сам себя прибирает и ремонтирует. Он дает пищу твоей душе».
Литература
1. Голубев В.С. Основы гармонологии, М.,ЛЕНАНД, 2023.
2. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
3. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON