Социогуманизм c Владимиром Голубевым
Персональный блог Голубева Владимира Степановича.
Об авторе:
Главный научный сотрудник Международного научно-исследовательского института проблем управления.
Доктор геолого-минералогических и кандидат химических наук, академик РАЕН (и др.).
Контакты Тел. 963-652-57-11 (м.), E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Профессиональная деятельность.
Развиты: новое научное направление в геохимии - динамика геохимических процессов; основы новых наук естественно-гуманитарного синтеза – эргодинамика, синтетическая эволюционная экология, гармонология; учение социогуманизма.
Главные оригинальные результаты:
- в физической химии - динамика сорбции в пористой среды с проточными и застойными зонами;
- в гидромеханике – теория фильтрации в пористой среде с проточными и застойными зонами;
- в геохимии – динамика геохимических процессов;
- в геологии - теория рудообразования на подвижном геохимическом барьере;
- в экологии – биосферная функция человека, устойчивость биосферы, от охраны к гуманизации окружающей среды;
- в учении о социоприродной эволюции – структурная энергия и критерии прогресса;
- в экономике – системная теория капитала, национальное богатство и индекс качества жизни;
- в социальных науках – учение социогуманизма (экосоциогуманизма);
- в человековедении – эргодинамическая модель человека, системная теория человеческого капитала;
- в философии – триалектика;
- в науковедении – индекс успешности научного работника и индекс качества научной работы;
- в геополитике: концепция суверенной глобализации, установка евроссийства для Украины, гармонология (учение о гармонии) как научная основа дипломатии.
Необходимость обсуждения проблемы нового естественно-гуманитарного образования возникла у автора в связи со следующим обстоятельством. Учение социогуманизма – социальная теория, построенная дедуктивным методом: от общей теории эволюции к социуму и человеку [1]. Она имеет научно обоснованный базис, свой теоретический аппарат. Но это учение замалчивается (сознательно или нет?) в отличие от многочисленных, не выдерживающих элементарной научной критики построений и умозаключений (но не теорий) относительно траектории развития мира. Замалчивание имеет место и по отношению к другим естественно-гуманитарным наукам, изучающим систему природа – человек – общество ([2] и др., см. ниже)
Согласно широко известной «формуле здоровья» Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье человека в основном (на 50-55%) определяется его образом жизни (а также факторами окружающей среды, наследственностью и состоянием системы здравоохранения – соответственно, на 20-25%, 15-20% и 10-15%).
Что такое жизнь? Каждый человек задается таким вопросом. И чаще всего не находит ответа. А он – главный вопрос бытия. Его решение – задача и науки, и культуры. Как в этом разобраться? Ваш автор искал этот ответ в науке, а также в подсказках Природы. В книге «Дом, в котором чисто и светло» [1] отражены его поиски смысла жизни при общении с Природой. Вот некоторые авторские поиски в форме эссе
ж
Обсуждается соответствии ряда аспектов российской политики с законами гармонии. Показывается необходимость научного регулирования геополитики и социального развития.
Обсуждается роль сверхбогатых людей (условно миллионеров) в развитии общества. Власть много говорит о необходимости ликвидации бедности. Но ни слова о негативной роли сверхбогатства. Перспектива развития связана с гармоническим разрешением противоположности богатство – бедность установкой среднего класса «все в меру».
С позиций гармонологии [1] существуют два предельных пути развития мира. Первый определим как предысторию .
Учение социального гуманизма остается втуне без его применения. Какова же на настоящее время судьба этого учение в аспекте практической политики? Вашим автором был предпринят ряд шагов в этом направлении.
Мой коллега по работе в МГУ был в 90-е годы прошлого столетия видным функционером КПРФ и отвечал за подготовку политической программы партии. Передал ему свою работу «Социэволюционная концепция устойчивого развития» (1994) – первую работу с основами учения социогуманизма, с большим трудов изданную в те немыслимо трудные для науки годы
Когда я на природе, приходит гармоничное бытие. Полнота жизни. Тогда останавливается время обыденной жизни и начинается время гармоничной. Я в равновесии – в состоянии полной удовлетворенности жизнью.
Почему и как это происходит? И что такое, вообще, гармония? С точки зрения науки? Об этом хочу поделиться с тобой, читатель, некоторыми своими мыслями
Постановка проблемы
Путь, по которому идет мир, противоречит законам социоприродной гармонии. Эта проблема уже неоднократно обсуждалась автором [1-7]. Но для геополитиков наука не существует. А если ею где-то и пользуются, то это наука «прошлого века». О существовании же естественно-гуманитарной науки гармонологии – науки ХХI века [6] - им не известно, как не известен и ее автор, какой-то то ли химик, то ли геолог. Мир же продолжает свое все ускоряющееся движение по ложной траектории. Впереди – бездна.
Человек как существо биологическое выдвинут биосферой для выполнения биосферной функции - сохранения, «вечности» жизни в целом [1]. Имеется ввиду и «вечность» самого человечества. Это реализуется через конечное время жизни индивидов и репродукцию, которая выступает как разрешение противоположности мужчина – женщина
Не счесть числа публикаций, исследующих сущность феномена жизни. Новая наука гармонология [1] развивает более ранние авторские исследования [2-6] по этой проблеме
Широко известна формула, особо приписываемая актеру и режиссеру кино С. Бодрову - «сила в правде». Практически не известно другая формула, следующая из науки о гармонии в системе природа – человек - общество [1] – «благо в гармонии». Покажем, что эти формулы не дополняют, а противоречат друг другу. И что первая из них – одна из характеристик истинной истории, которая еще не наступила. А вторая отвечает предыстории человечества [1].
Доказывается необходимость научного обоснования предвыборных программ кандидатов в Президенты РФ на базе новых наук естественно-гуманитарного синтеза, изучающих систему природа – человек – общество. Ибо только наука дает объективное знание.
Осуждается соотношение между новой естественно-гуманитарной наукой гармонологией и этикой. Главная ценность – жизнь. Нравственное поведение человека отвечает этой ценности. Благополучие жизни - в разрешении противоположностей на основе компромисса и гармонии. Гармонология выступает как научный базис этики
Предлагается особая трактовка глубинного государства, учитывающая направленность его воздействия на развитие: глубинное государство прогресса и глубинное государство регресса. Обсуждается существование обеих его типов в России
Обсуждается соотношение цели и средства Природы: «вечность» феномена жизни и стихийные механизмы индивидуальной смерти. Цель человека – снять эти стихийные механизмы гармоничным регулированием
Обсуждается роль сверхбогатых людей (условно миллионеров) в развитии общества. Россия по числу миллионеров занимает одно из первых мест в мире, а по скорости их выращивания она первая. Идеологическое противостояние Россия – Запад перевернулось. Теперь Запад может поучиться у России, как надо быстро выращивать миллионеров.
(Интервью корреспондента журнала «Экоград» Колесниковой Т.Л. с основоположником новой естественно-гуманитарной науки «Гармонология» Голубевым Владимиром Степановичем, главным научным сотрудником Международного НИИ проблем управления. Голубев В.С. – физик по образованию, кандидат химических и доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, автор свыше 500 научных публикаций, в том числе, 33 книг в области естественных, гуманитарных наук и наук естественно-гуманитарного синтеза).
Гармония жизни предполагает сопряженность свобод с обязанностями. Такая трактовка в Конституции РФ отсутствует. В предыстории мира противоположность «свобода-обязанность» не разрешена. Согласно гармонологии такое разрешение дается формулой: свобода для лучшего выполнения обязанностей
Ранее [1] вся история человечества была интерпретирована как предыстория, в которой задействована «диадная парадигма» развития - «борьба» противоположностей. Эта парадигма не описывает рождения «нового», в чем суть прогресса. При этом противоположности не разрешены. Главный субъект предыстории - «HomoSapiens». Поэтому систему, где функционирует человек предыстории, можно определить как ноосферу – сферу разума.