На основе законов гармонии обсуждается проблема гармонического развития экономики. Капитализм и социализм имеют дисгармоничную экономику. Гармония подразумевает разрешение при строе социогуманизма противоположностей экономик как капитализма, так и социализма. Национальное богатство трактуется как главный индикатор состояния и развития экономики. Обсуждается соотношение развитого подхода с установками ноономики. Будущее трактуется не как ноосфера, а как гармосфера – сфера гармонии разума и чувства, человека и природы
Постановка проблемы
Классическая экономическая теория капитализма оперирует такими понятиями как частная собственность, конкуренция, прибыль и т.п. Но в современную эпоху капитализм начинает сниматься социогуманизмом (экосоциогуманизмом) [1-3]. Целью развития становится человек. Частная собственность утрачивает свою гегемонию, и все большее значение приобретают различные коллективистские формы собственности. Конкуренция перестает быть главной движущей силой экономики, снимаясь механизмами кооперации и научно-техническим прогрессом. Получение максимальной прибыли в условиях глобализации, экологических и ресурсных ограничений на развитие уже не отвечает эволюционным критериям и требованиям устойчивого развития.
Классическая экономическая наука строится по преимуществу индуктивным методом: от наблюдаемых частных закономерностей к их теоретическому обобщению. Недостатки индуктивного метода хорошо известны: субъективность, не учет существенных факторов процесса, преувеличение или преуменьшение ряда других и т.п. Индуктивный метод должен дополняться и контролироваться дедуктивным: от общих законов социоприродного развития к социуму и человеку. Все это свидетельствует об актуальности поиска новых путей в экономической науке с учетом законов развития системы природа-человек-общество. К ним относятся законы гармонии.
Гармо́ния - это согласование разнородных и даже противоположных элементов. В качестве науки о гармонии выступает гармонология (и ее составная философская часть - триалектика, в авторской интерпретации [1-6 и др.]). Мир не дуален, а триаден, в нем непрерывно происходит развитие – рождение «нового». Cуществуют не только два противоположных начала, но и третье, являющееся их гармоническим синтезом. Развитие описывает триадная парадигма. Согласно ей существующие в мире противоположности разрешаются рождением «нового» (третьего), которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. Триалектика является более продвинутым знанием по сравнению с диалектикой, поскольку она дополнительно учитывает феномены компромисса и гармонии. Природа функционирует по законам гармонии. Мир человека предыстории дисгармоничен, развиваясь на основе диадной парадигмы «борьбы» противоположностей. Истинная история наступит, когда человечество станет следовать триадной парадигме развития [1-6].
Один из поводов, побудившем написать данную статью, явилась публикация [7]. Ряд проблемы, затронутых в ней, частично коррелируются с нашими более ранними работами [1-6, 8-10 и др.]. Но одновременно другие проблемы в последних работах решаются перпендикулярно [7]. Так кто же прав? Будет не правильным оставить читателя в неведении.
Цель данного сообщения - рассмотреть следующие проблемы: национальное богатство и индекс качества жизни как главные показатели состояния и развития социумов; основные законы гармонии применительно к экономике; гармосфера как будущее мира; соотношение развиваемого подхода с установками ноономики.
Национальное богатство и индекс качества жизни – главные показатели
состояния и развития экономики
Согласно эргодинамике [8] (естественно-гуманитарное науке, изучающей процессы функционирования и развития системы природа-человек-общество с самых общих энергетических позиций) основной индикатор состояния социума («функция состояния») — его национальное богатство (другие термины - национальный, страновый или региональный капитал, капитал мир-системы). В эргодинамической трактовке национальное богатство — это структурная энергия социума, характеризующая работу, которая совершена человеком по формированию существующей структуры социума. Национальное богатство выступает как потенциал развития, от которого зависит совершаемая в социуме «полезная» работа.
Страновый капитал определяет в стоимостном выражении все имеющиеся в стране материальные и не материальные ресурсы, участвующие в процессе воспроизводства социума. В свою очередь, удельный страновый капитал в расчете на одного человека (долл./чел.) является характеристикой эволюционного уровня развития (прогресса) социума: чем он больше, тем выше уровень развития.
Здесь мы отходит от традиционной трактовки капитала, связанной с наемным трудом и прибавочной стоимостью – факторами капиталистического производства. Мы не строим теорию капитализма – мы строим теорию социогуманизма. В связи с этим отметим следующее. Слово «капитал», по существу, не несет социальной или политической нагрузки. Это – всего лишь богатство, благо; не только материальное, но и интеллектуальное, и духовное. Поэтому термин «капитализм», вообще говоря, не совсем отвечает строю, основанному на частной собственности и свободе предпринимательства. Правильнее называть такой строй либеральным. Капитал же присутствует при любом политическом строе.
Нами детально рассматриваются следующие составляющие национального богатства: физический, социальный, человеческий и природный капиталы [7]. Природный капитал, в свою очередь, складывается из палеокапитала (месторождения полезных ископаемых) и экокапитала (возобновляемые ресурсы биосферы). Природный капитал определяет в стоимостном выражении все имеющиеся в стране природные ресурсы, как возобновляемые, так и не возобновляемые. В свою очередь, физический капитал характеризует все произведенное в социуме материальное богатство. Человеческий капитал - это условная стоимость человеческого фонда, а социальный – социального (социальных структур).
Следует подчеркнуть следующее принципиальное обстоятельство. Нам не известна ни цена человека (человеческий капитал), ни социальных структур (социальный капитал), ни природного экокапитала. Поэтому применить рыночный метод расчета этих капиталов представляется невозможным. Это относится вообще ко всем компонентам странового капитала, не вовлеченным в рыночный оборот.
Рыночный метод расчета природного палеокапитала также не удовлетворителен. Например, падение цен на нефть означает, согласно рыночному методу, уменьшение природного капитала нефтедобывающих стран. Это, по крайней мере, странно: запасы и добыча нефти остались на прежнем уровне, то же касается работы природы по формированию нефтяных залежей и человека по добыче нефти; а национальное богатство уменьшилось. Поэтому требуются другие не рыночные (или частично рыночные) методы расчета капитала. Для этого нами вводится новое понятие - «структурные деньги» [7].
Согласно эргодинамике [6] критерии социоприродного развития характеризуют функционирование и развитие социума. Процесс функционирования - это производство национального богатства (национального капитала УНК). Условие прогресса предполагает рост со временем (t) удельного национального капитала УНК (в расчете на одного человека за год, долл.,/чел.):
d(УНК)/dt > 0 (1)
Прогресс процесса воспроизводства социума имеет место при условии роста производства удельного национального капитала ПНК:
d(ПНК/ dt > 0 (2)
Условие (2) является необходимым для выполнения (1). Чем больше величины УНК и ПНК, тем более развит социум.
Будем учитывать четыре основных составляющих УНК: физический капитал (УФК), человеческий (УЧК), социальный (УСК) и природный (УПК). Тогда имеем:
УНК = УФК + УЧК + УСК + УПК (3)
Каждый из капиталов определяется имеющимися фондами: материальным, человеческим, социальным и природным. Полагаем, что человеческий капитал имеет три составляющих [1-4, 9,10]: витальную УВК (характеристика физического здоровья нации), интеллектуальную УИК и духовную УДК (характеристики интеллектуального и духовного уровня нации), то есть:
УЧК = УВК + УИК + УДК (4)
В свою очередь, природный капитал рассматривается состоящим из возобновляемого и невозобновляемого: эко- (УЭК) и палеокапитала (УППК). Имеем:
УПК = УЭК + УППК (5)
Наряду с УНК и ПНК вводится безразмерный индекс качества жизни ИКЖ (измеряется от 0 до 1) [9,10]. Он принимается равным отношению ПНК для изучаемого субъекта (страны мира, региона) к максимальному значению этой величины среди всех субъектов (стран мира, регионов):
ИКЖ = (ПНК)/(ПНК)max= 1/3(Iф + Iч+Iс ) (6)
причем
индекс физического капитала
Iф=(ПФК)/(ПФК)max, (7)
индекс человеческого капитала
Iч = (ПЧК)/(ПЧК)mаx, (8)
индекс социального капитала
Iс = (ПСК)/(ПСК)max (9)
Частные индексы определяют в безразмерном виде производство соответствующих капиталов. Чем больше ИКЖ, тем более экономически развит субъект. Прогресс имеет место, если величина ИКЖ растет со временем.
Анализ экономики лишь с позиции физического капитала не достаточен. Прогресс экономики не сводится только к росту производства физического капитала (ВВП), а имеет системный характер. Если рост ВВП не сопровождается сопряженным ростом других капиталов, то такой тип развития нельзя назвать прогрессивным. Рост ВВП – необходимое, но недостаточное условие прогрессивного развития экономики.
На основе разработанной методики [9,10] были рассчитаны национальное богатство, индекс качества жизни и их составляющие для всех стран мира за 2007 год. Расчеты проведены в двух вариантах: с учетом природного капитала [9] и без его учета [10]. В силу определенной дискуссионности в аспекте учета природного капитала приведем данные расчетов согласно [10]. По УНК три наиболее развитые страны (в скобках млн долл. на человека): Люксембург (4,487) – Норвегия (3,943) – Ирландия (3,746). Россия занимает в рейтинге 73 место между Боливией и Бахрейном. Рейтинг по ИКЖ совпадает с рейтингом по УНК. Величины ИКЖ: Люксембург 0,819, Норвегия 0,719, Ирландия 0,683. По суммарному национальному богатству имеем (в скобках трлн долл.) Китай (2401) – Индия (1948) – США (1100). У России 8 место (347 трлн дол.) – между Бразилией и Мексикой. Низкое положение России по УНК свидетельствует о том, что страна переживает системный кризис – кризис человека и модели развития. Была также предложена методика и по ней рассчитаны национальное богатство и его составляющие для всех стран мира в энергетическом измерении [9].
Одновременно были рассчитаны капитал, его составляющие и индекс качества жизни для субъектов РФ на 2007 г. в их сопоставлении со странами мира [10]. По удельному капиталу субъектов три первых в рейтинге субъекта будут (в скобках величина капитала в млн. долл. на человека)): Москва (3,178) - Тюменская обл. (3,161) – Красноярский край (2,971). Индекс качества жизни для этих субъектов 0,579, 0,576, 0,541. По величинам удельного капитала субъектов и индекса качества жизни следует судить о результатах управления субъектами РФ. Это не всегда удается сделать, если оперировать множеством разрозненных системно не связанных показателей (валовый продукт, показатели продолжительности жизни, социального расслоения и т.п.). В одной из газет (АИФ, №52,2021) написано, что с 2022 года в регионах начнет внедряться рейтинг качества жизни. В рейтинге учитываются состояние медицины, образования, жилья и инфраструктуры, экология, безопасность, услуги, возможности для трудоустройства.Интересно, как из этой «каши» можно вывести единый показатель качества жизни. Вероятно, будет сконструирован еще один квазинаучный монстр, не имеющий физического смысла. Между тем, любой показатель, характеризующий состояние социумов, такой смысл должен иметь. Иначе не понятно, что рассчитывается. Наоборот, рассмотренный выше индекс качества жизни имеет ясный физический смысл.
Законы гармонии
Прогресс в системе природа-человек-общество наиболее полно реализуется, если функционирование системы происходит по законам гармонии [1-6]. В связи с этим кратко сформулируем основные законы гармонии.
Гармонию изучали еще в древней Греции (Пифагор, Аристотель), позже в Европе (Плотин, Леонардо да Винчи), в Китае (Конфуций). В ХIХ веке француз Ш. Фурье развил идею гармоничного общества. Немецкий математик Г. Лейбниц писал: «Миром правит Предустановленная гармония». В настоящее время гармония исследуется во многих науках, как гуманитарных, так и естественных.
Законы гармонии являются эмпирическими обобщениями явлений Природы. То, что эволюционирующий мир Природы функционирует по законам диалектики, является глубочайшим заблуждением человечества [2]. Действительно, эволюция, развитие происходит на основе разрешения противоположности «рассеяние-концентрирование» энергии. При этом происходит образование «нового» - феномена жизни. Жизнь является гармоническим синтезом составляющих противоположности «рассеяние-концентрирование» энергии. Ибо ее сущность – аккумулирование энергии рассеяния в форме структурной энергии [2] с ее дальнейшей диссипацией.
Структурная энергия отождествляется с работой процесса «сборки» системы из простых веществ [2,8]. Она является, наряду с кинетической и потенциальной энергией, третьей формой энергии. Кинетическая и потенциальная энергия характеризует не эволюционирующий мир. А структурная энергия - дополнительная характеристика мира эволюции.
Обобщая предыдущие исследования [1-6], дадим следующие формулировки законов гармонии.
Первый закон - существование противоположностей. Бытие есть существование противоположностей в их неразрывном единстве.
Второй закон – триадная парадигма развития. Прогресс социоприродных систем реализуется на основе разрешения существующих в мире противоположностей путем рождения «нового», являющегося гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. В состоянии гармонии система обладает максимальной структурной энергией.
Третий закон - превращение противоположностей. Каждая из составляющих противоположности, развиваясь, в пределе превращается в противоположную ее составляющую.
Четвертый закон – от компромисса к гармонии. Движение к состоянию гармонии (новому качеству) происходит через накопление и углубление компромисса(количества).
Пятый закон – «золотая пропорция».Состоянию гармонии отвечает согласованность частей в едином целом при соотношении частей целого в соответствии с «золотой пропорцией» 0,38:0,62.
Поясним эти законы. Первый определяет сущность бытия и его развития. В соответствии с ним существует неживая и живая природа. Сущность развития – движение к возникновению противоположностей. Так, изначально неживая природа породила свою противоположность – жизнь; капитализм - социализм и т.п. Второй закон определяет сущность прогресса – гармоническое разрешение противоположностей. Третий описывает «дурной» рост составляющих противоположности, при котором происходит их перерождение. Так, к примеру, чрезмерное «добро» становится «злом». Четвертый соотносится с законом диалектики о переходе количественных изменений в новое качество. Но при этом поясняется, что количественные изменения – это компромиссы, их накопление и углубления, а новое качество есть состояние гармонии. Наконец, пятый закон в диалектике аналогов не имеет. Количественная характеристика гармонии - «золотая пропорция» - обычно выводится на основе некоторых абстрактных алгебраических построений [11]. Вместе с тем, имеется вывод соотношения (0,37:0,63, 1/е=0,37, е = 2,71828… – число Непера), близкого «золотой пропорции», основанный на физической модели концентрирования вещества [9]. Но и этот вывод основан на определенной идеализации процесса. Однако «золотое сечение» имеет прямое отношение к гармонии структурных форм как в природе, так и в мире человека [11].
Сформулируем главное эмпирическое обобщение, касающееся гармонии в Природе: рассеяние энергии происходит через промежуточные состояния ее концентрирования в форме структурной (аккумулированной) энергии эволюционирующих систем. Это же обобщение представим в виде эргодинамического закона триалектики: противоположность концентрирование-рассеяния энергии разрешается их гармоническим синтезом - концентрированием на фоне рассеяния, рождающим «новое» - структурную энергию.
Приведем некоторые примеры эмпирического обоснования данного закона.
1. Энергия Солнца рассеивается в космосе не вся «даром». Часть ее аккумулируется планетой Земля (в форме ее структурной энергии), обусловливая процессы функционирования Земли («живая планета»).
2. Солнечная (экзогенная) энергия, приходящая на Землю, не вся рассеивается «даром». Часть ее аккумулируется растениями в процессе фотосинтеза, запасаясь затем в месторождениях горючих ископаемых («биологическая жизнь» Земли).
3. Человек использует для своего функционирования и развития экзогенную и эндогенную энергию непосредственно, но в основном аккумулированную в месторождениях полезных ископаемых. При этом используемая энергия частично аккумулируется в национальном богатстве социумов (в форме структурной энергии социума), которое расходуется и непрерывно воспроизводится.
4. Жизнь имеет место благодаря одновременному существованию двух противоположностей – автотрофов и гетеротрофов, являясь их разрешением. Жизнь в целом – гармония автотрофов и гетеротрофов.
5. Основное свойство жизни – ее «вечность» в целом и конечность жизни индивидов. Это свойство является гармоническим разрешением противоположности смерть-бессмертие. В этом аспекте жизнь индивида есть гармония бессмертия и смерти.
Все эти и другие многочисленные примеры трактуются с позиции науки о гармонии как разрешение противоположности рассеяние-концентрирование энергии (в обобщенном смысле) через структурную энергию эволюционирующих систем. Структурная энергия непрерывно воспроизводится: рассеивается и производится. Тем самым рассеяние энергии осуществляется и через структурную энергию: люди рождаются и умирают, национальный продукт производится и утилизируется и т.д.
В мире Природы противоположности в целом разрешены, и бытие Природы подчинено гармонии. Мир человека, наоборот, дисгармоничен: в нем существующие противоположности в целом не разрешены [1]. В силу этого прогресс в нем не имеет системного характера.
Ноосфера или гармосфера?
Существует неисчислимое количество публикаций по проблеме ноосферы.Понятие ноосферы как современной стадии, геологически переживаемой биосферой, впервые ввел в 1927 г. французский математик Е. Л. Руа, пришедший к этому представлению совместно с геологом Т. де Шарденом. Затем В. И. Вернадский разработал основы учения о ноосфере.
Вероятно, ни одно понятие не имеет столь разноречивых толкований, как понятие о ноосфере. Ряд авторов полагают, что у этого понятия еще нет строгого научного определения, другие вводят свои определения, третьи наряду с ноосферой вводят другие понятия (социосфера, антропосфера, техносфера и др.). Столь же разнородными являются представления о времени возникновения ноосферы (уже существует, наступит в отдаленном будущем), о ее границах, свойствах и т.п. Такие разночтения во многом обусловлены тем, что сам В. И. Вернадский, по существу, дал лишь введение в учение о ноосфере. Кроме того, он фактически был естествоиспытателем, использующим метод эмпирического обобщения. Теоретический (математический) аппарат науки ему был чужд.
Обратимся непосредственно к В.И.Вернадскому. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней человек впервые становится крупнейшей геологической силой… Ноосфера – последнее из многих состояний биосферы в геологической истории – состояние наших дней... Лик планеты – биосферы – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно». «Можно считать, что в пределах 5-7 тыс. лет, все увеличиваясь в темпах, идет непрерывное создание ноосферы и прочно – в основном без движения назад, но с остановками, все уменьшающимися в длительности, - идет рост культурной биогеохимической энергии человечества... Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатываемую научной мыслью социального человечества».
На основе приведенных цитат и работ В.И.Вернадского представляется возможным сделать следующие достаточно непротиворечивые заключения. Ноосфера – область, сфера человеческой деятельности, часть преобразованной этой деятельностью биосферы. Ноосфера является подсистемой более общей системы – биосферы, она занимает часть пространства, занятого биосферой, являясь подсистемой включения. Ноосфера возникла вместе с человеком, ее границы непрерывно растут. Переход биосферы в ноосферу означает, что деятельность человека охватывает уже всю биосферу, а границы биосферы и ноосферы совпадают.
Между тем, современное состояние сферы распространения жизни уж никак нельзя назвать «сферой разума». Экологические и прочие глобальные проблемы человечества тому яркое свидетельство. Еще большие сомнения в этом возникают в связи с происходящей на наших глазах легализацией ядерной войны. Несомненно: в настоящее время не имеем дело с ноосферой. Примем для обозначения современности термин «антропосфера». Станет ли в будущем она «сферой разума», трудно сказать. Если же следовать естественным законам развития, даваемым триадной парадигмой, то прогнозируемое будущее отвечает гармонии разума ичувства, человека и Природы, науки и искусства, которое можно обозначить как гармосфера.
Гармосфера не есть глобально управляемая биосфера, что неявно подразумевается в концепции ноосферы (на такое управление потребовались бы нереальные затраты энергии и труда), а регулируемая биосфера. В ней оптимально сочетаются естественная и антропогенная составляющие. Не защита окружающей среды, а ее гуманизация с тем, чтобы сделать cреду наиболее «удобной» для проживания человека, суть экологической парадигмы экосоциогуманизма.
Главным субъектом социогуманитарного государства выступает «Человек Гармоничный». В нем гармонично (по «золотой пропорции») сочетаются интеллектуальная и духовная составляющие человеческого капитала. Он трепетно, бережно относится к феномену жизни, как своей, так и других. Между духовным и витальным капиталом задействована обратная связь: при росте духовного капитала происходит замедление расхода витального капитала – увеличивается продолжительность его жизни.
«Человек Гармоничный» является разрешением противоположности «человек духовный - человек экономический». «Человек экономический» - субъект «общества потребления». Для него типично следующее: удовлетворение одних материальных потребностей неизбежно рождает новые – и так до бесконечности. «Духовный фанатик» целиком поглощен «идеей» и живет по ней. Он не творит «устойчивость», а наоборот, разрушает ее. Таковы, в частности, религиозные фанатики. «Человек Гармоничный» является эволюционно продвинутой личностью, носителем социогуманитарного прогресса.
Рассмотрим некоторые положения трактовки ноосферы в изложении [8]. Разум рассматривается как универсальный инструмент цивилизационного развития. Весьма спорное утверждение. Согласно третьему закону гармонии (см. выше) разум, чрезмерно развиваясь («дурной рост»), превращается в свою противоположность – неразумение. Яркое свидетельство этому – изобретение ракетно-ядерного оружия, способного уничтожить цивилизацию и, естественно, сам разум. На наших глазах происходит легализация ядерной войны. Дальнейший технический прогресс, так называемые эксклюзивные технологии, лишь ускоряют движение мира к катастрофе. Недаром на некоторые разработки биологов наложено добровольное вето
Ноосфера трактуется «как некое «пространство действия» разума, расширяющееся до всей Вселенной» [8]. Но это уже просто квазинаучная фантазия. Чрезвычайно показательно, что со ссылкой на В. И. Вернадского в содержание ноосферы включается и понятие культуры. Но культура – это и есть гармония разума и чувства, а будущая сфера жизни, включающая культуру – гармосфера, а не ноосфера.Нельзя приэтом не обойтись без ссылки на основоположника западной культуры Жан-Жак Руссо, который выдвигает на первый план чувство, преобладающее над разумом. Цитируем из его Исповеди. «Я чувствовал раньше, чем мыслил; таков общий удел человечества». «Если разум составляет основное свойство человека, чувство им руководит». «Лучший человек, кто лучше и сильнее других чувствует».
В свете изложенного представляется оправданным понимать под ноосферой воображаемую сферу, в которой аккумулированы все интеллектуальные и духовные разработки человечества.
Типы социоприродного развития
Рассмотрим основные типы социоприродного развития на основе учета трех основных составляющих удельного (в расчете на одного человека) странового капитала Ф – физического капитала (M), человеческого (Н) и социального (S). Тогда имеем:
Ф = М + Н + S (9)
Каждый из капиталов определяется имеющимися фондами: материальным, человеческим и природным. Человеческий капитал имеет три составляющих: витальную V (характеристика физического здоровья нации), интеллектуальную I и духовную D (характеристики интеллектуального и духовного уровня нации), то есть:
Н = V + I + D (10)
Обсудим ряд частных случаев, при которых выполняется условие прогрессивного развития (1) (при этом вместо УНК введено другое обозначение - Ф). Когда основной вклад в развитие оказывает физический капитал, то имеем:
dФ/dt = dM/dt , dM/dt >0 (11)
При этом роста человеческого и социального капитала может не происходить. Наоборот, величины Hи S могут даже уменьшаться. Это – либеральное развитие, при котором инвестиции в развитие человека («человека экономического») рассматриваются как издержки развития.
В социальном государстве инвестиции в развитие человека («человека социального») становятся фактором развития – роста человеческого капитала. Однако человеческий капитал трактуется западной экономической наукой однобоко и сводится лишь к одной из его составляющих – интеллектуальному капиталу. При этом имеем:
dФ/dt = dM/dt + dI/dt, dM/dt > 0, dI/dt > 0 (12)
Понятия витального и духовного капитала в концепции социального государства отсутствует. Концепция социального государства предполагает свободное развитие человека, что может означать развитие как позитивных, так и негативных его качеств (примеров тому не счесть как в России, так и в западных обществах). Поэтому рост социального капитала, строго говоря, тоже не предусматривается.
Cистемная трактовка человеческого капитала приводит к необходимости введения понятия - социогуманитарное государство. В нем происходит cогласованный рост всех составляющих странового капитала:
dФ/dt = dM/dt + dH/dt + dS/dt, dM/dt > 0, dH/dt > 0, dS/dt > 0 (13)
В социогуманитарном государстве реализуется гармоничное развитие человека, что означает согласованный рост всех составляющих человеческого капитала:
dH/dt = dV/dt + dI/dt + dD/dt, dV/dt > 0, dI/dt > 0, dD/dt > 0 (14)
Цель социогуманитарного государства – общее благо, когда имеет место сопряженный процесс роста всех составляющих странового капитала. В этом принципиальное отличие социогуманитарного государства от либерального и социального. В последних задействована другая цель – получение максимальной прибыли. Эта цель антиэволюционна по многим причинам. Возможно, главные из них – ресурсные ограничения на развитие и экологические проблемы.. В условиях России цель – получение максимальной прибыли – вообще преступна. В годы проводимых либеральных реформ население страны уменьшалось почти на один млн. в год. Большинство катастроф, сопровождающихся гибелью людей, имеет ту же причину – получение бизнесом максимальной прибыли.
Социогуманизм как учение о новом мироустройстве
на началах гармонии
Социоэкономические теории строятся, как правило, индуктивным методом – от эмпирических данных к их обобщению. Недостатки индуктивного метода хорошо известны (в их числе, отсутствие теоретической базы, субъективность, не учет существенных факторов и др.). Индуктивный метод необходимо корректировать и дополнять дедуктивным: от общего к частному, от теории социоприродного развития к показателям состояния и развития социумов.
Недостаточность существующих экономических теорий обусловлена и тем, что они не опираются на законы функционирования и развития системы природа – человек – общество. Данная система включает в себя естественную и гуманитарную составляющие. Поэтому изучают данную систему новые науки естественно-гуманитарного синтеза: эргодинамика [8], наука о гармонии (триалектика) [4], синтетическая эволюционная экология [12], системная теория капитала [10,13,14]. На базе этих наук выстраивается учение социогуманизма.
Учение социогуманизма подробно излагается во многих публикациях [1-6, 8,9]. Ограничимся тезисным изложением основных положений социогуманизма.
1. Экосоциогуманизм – строй, являющийся разрешением противоположности капитализм-социализм на основе гармонического синтеза их позитивных сторон. От социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации – регулируемый рынок.
2. Цель социогуманизма – гармоничное развитие человека как индивида и члена социума. Приоритеты развития: рост качества человека, всеобщее благо, максимально полная удовлетворенность жизнью. Это дается не изобилием материальных благ, а полнотой жизни – максимальным развитием и использованием позитивных человеческих качеств для реализации человеком своего земного предназначения.
3. Оптимальная (на современном этапе) модель государства с регулируемой рыночной экономикой, ориентированной через систему налогов и социальную политику на гармоничное развитие человека. Форма собственности вторична – первично развитие человека.
4. Мировоззрение социогуманизма: жизнь – высшая ценность бытия. Поэтому гуманитарные ценности (здоровье, образование, семья и т.п.) приоритетны по сравнению с материальными (хотя не умаляют значение и роль последних). Так, иерархии либеральных ценностей «богатство – власть – слава» противопоставляются социогуманитарные « умеренность - свобода – достоинство».
5. Основные установки экосоциогуманизма: не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие; все в меру; гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными; материальное для развития духовного; свобода для выполнения обязанностей; экономическая свобода для социальной справедливости и др.
6. Установки социогуманизма и мировых религий во многом соотносятся друг с другом. В частности, применительно к христианству это особенно касается таких сущностных моментов, как отношение человека к духовной стороне его жизни, а также к труду и богатству. В рамках христианской религии была сформулирована сверхзадача цивилизации: приобрести человеку более высокое, в пределе, совершенное качество, приближающее человека к Богу. В Библии написано: «Будьте совершенны, как Отец наш небесный». Однако с поставленной задачей христианская цивилизация не справилась. Цель социогуманизма – гармоничное развитие человека – аналогична цели христианства. Она будет реализована в рамках социогуманитарной цивилизации.
7. При социогуманизме разрешаются противоположностей либерализма и социализма путем рождения «нового», которое и есть гармония противоположностей. В частности, разрешаются следующие противоположности:
- «богатство – бедность» через средний класс;
- «права-обязанности» через установку «права для лучшего выполнения обязанностей»;
- «экономическая свобода-социальная справедливость» через установку «экономическая свобода для социальной справедливости»;
- «общенародная-частная собственность» через коллективистские формы собственности;
- «рыночная-плановая экономика» через смешанную планово-рыночную экономику;
- « конкуренция – кооперация» через конкуренцию кооператоров;
- «природа – человек» через гуманизацию окружающей среды.
8. Учение экосоциогуманизма дает траекторию развития либерализм – интегрализм – экосоциогуманизм. Сущность промежуточного интегрального строя – разного рода компромиссы между капитализмом и социализмом. Экосоциогуманизм в глобальном масштабе отвечает гармосфере – сфере гармонии разума и чувств, человека и Природы.
9. Человек - главный стратегический приоритет ХХI века. Его гармоничное развитие предполагает переход от «человека социального» к «человеку социально-духовному», от «HomoSapiens» к «Человеку Гармоничному».
10. В «Человеке Гармоничном» оптимально сочетаются интеллект и духовность. Между витальной и духовной составляющими человеческого капитала задействована отрицательная обратная связь: рост духовного капитала уменьшает скорость расхода витального капитала. «Человек Гармоничный» трепетно, бережно относится к свой жизни, жизни других и жизни Природы.
11. Становление «Человека Гармоничного» происходит на основе социогуманитарного просвещения, как синтеза естественно-гуманитарного образования и гармонического воспитания. Одна из главных целей социогуманитарного просвещения: формирование социогуманитарного мировоззрения «жизнь – высшая ценность бытия».
12. Показателем развитости страны служит ее удельный (в расчете на одного человека) страновый капитал, его производство и индекс качества жизни. Последний является безразмерным аналогом производства удельного странового капитала. Прогресс в социогуманитарном государстве отвечает сопряженному росту всех составляющих удельного странового капитала.
13. Главная цель экономики социогуманитарного государства – ее гуманизация. Экономика перестает быть целью, а становится средством – средством гармоничного развития человека. Разрешаются основные противоположности либеральной и социалистической экономик. Налоговая политика исключает сверхбогатство - «дурной рост» капитала собственника.
14. Социальная политика социогуманитарного государства направлена на рост социального капитала и его производства. Факторы роста - уменьшение безработицы, социального расслоения, преступности и др.
15. Гуманитарная политика имеет целью рост человеческого капитала и его производства. Это реализуется при увеличении продолжительности активной жизни человека, увеличении социальных расходов государства, уменьшении суицидности и др.
16. Культурная политика имеет целью рост культурного капитала и его производства. Культура из сферы услуг при либерализме становится при экосоциогуманизме средством гармоничного развития человека.
17. Цель демографической политики – рост производства человеческого капитала. Это реализуется при соответствующей политике государства в отношении проблемы воспроизводства человека, в том числе, применительно к абортам, материнской и детской смертности. Один из главных факторов роста человеческого капитала – здоровое гармоничное детство.
18. Цель экологической политики – гуманизация среды обитания. Ее составляющие: управление антропогенными потоками углекислого газа в атмосферу, невмешательство в биоразнообразие, сотворчество человека и Природы, гармония девственной и измененной человеком природной среды и др. Конечная цель – гармония в системе природа-человек-общество.
19. Геополитика социогуманитарного государства основана на разрешении путем компромисса и гармонии основных геополитических противоположностей: «мир – война» через мир компромиссов и гармонии; «глобализация – суверенизация» через «суверенную глобализацию»; «противостояние – дружба» (в отношениях между государствами) через «разумный компромисс», а в идеале, «разумную дружбу»; национализм-интернационализм» через «открытый патриотизм» (и другие). Новое движение за мир, обоснованное наукой - главный приоритет геополитики социогуманизма.
20. При экосоциогуманизме осуществится всеобщее благо.
Социогуманизм и ноономика
Ноономика, согласно [8], является материальным базисом ноообщества. Проще говоря, это – экономика ноосферы. Но выше показано, что ноосфера является, по существу, квазинаучной утопией. Поэтому следует рассматривать экономику гармосферы (гармоэкономику), а не ноосферы. Показательно, что сам автор [8] пишет о культуре, как составной части ноономики. Но это означает, что будущее – гармосфера, а не ноосфера.
Развитие человека считается центральным звеном ноономики. При этом имеется ввиду развитие творческих способностей человека («сапиенс-развитие») – «развитие человека – как «индивидуального» носителя разума, и ноообщества – как «коллективного» носителя разума» (цитируется по [8]). Автор пишет о переходе к неокри- териальной базе ценностей, однако, не расшифровывая ее составляющие.
Проблема обсуждается чисто качественно. Между тем, задолго до ноономики развитие человека трактуется на основе количественной теории человеческого капитала и системы социогуманитарных ценностей [4,5,9,10]. При этом имеется ввиду гармоничное развитие человека. За творческие способности человека, развитие разума отвечает в основном интеллектуальная составляющая человеческого капитала. Но на интеллект, как показывает наука о гармонии, нужна «узда». Следствие его одностороннего развития явились глобальные проблемы человечества, феномен ракетно-ядерного оружия, техно-гуманитарный дисбаланс и др. «Человек Гармоничный» - главный стратегический приоритет 21 века.
Итак, ноономика утверждает необходимость развития человека, возрастания роли в экономике знаний и творческого труда. Нужен не только новый способ производства. Важно формирование нового типа потребностей, ценностей и мотивов – формирование нового человека. Здесь не обсуждается более детальное изложение ноономики в [15]. Между тем, основные установки, предложенные в ноономике, детально разработаны уже с начала столетия в рамках учения социального гуманизма ([4,5,8,9] и др.) – учения, развитого дедуктивным методом: от количественных законов социоприродного развития к социуму и человеку.
Повторимся кратко о социогуманитарном учении. Социогуманизм является гармоническим разрешением противоположности капитализм-социализм. При этом от социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации – регулируемый рынок. Цели социогуманитарного перехода: от общества потребления – к обществу социального гуманизма, от социального к социогуманитарному государству, от «человека социального» - «человеку социально-духовному» («Гармоничному»). Учение социогуманизма имеет следующие основания: 1) теорию социоприродного развития; 2) гармонологию (учение о гармонии); 2) новую системную теорию человеческого капитала; 4) оригинальную концепцию национального богатства и индексы качества жизни; 5) теорию социогуманитарного государства; 6) идеологию социогуманизма.
К сожалению, автор [8,15] не цитирует эти и другие работы, где изложено учение социогуманизма (как в научной, так и популярной форме). Возможно, если бы он знал эти работы, тогда он проанализировал бы соотношение своих качественных и часто расплывчатых построений (автор и сам признается, что его книга [15] – не строго научная) с теоретически обоснованным учением социального гуманизма. Простейший пример. С.Д.Бодрунов пишет о неэкономическом развитии, новом человеке. Но это слишком обще. В учении социального гуманизма об этом говорится конкретно: экономика перестает быть целью, а становится средством – средством гармоничного развития человека.
«Ноономика» в определенной степени дополняет учение социогуманизма, а именно, в аспекте «экономики» социогуманитарного строя. Из сопоставления этих учений не трудно сделать вывод о наличии общего тренда в развитии наук о социуме и человеке, об объективной потребности перехода к социогуманитарному обществу, как синтезу гуманизма и гармонии.
Возможно, С.Д.Бодрунов не был знаком с учением социогуманизма и концепцией гармосферы. Не думаю, что в данной ситуации имеет место часто используемый способ умолчания относительно научных новаций (в данном случае относительно учения социогуманизма). Но Ваш автор неоднократно обращался (на сайте Академии Тринитаризма, trinitas.ru) к сторонникам учения о ноосфере с предложением провести дискуссию, в которой они могли бы опровергнуть заключение о том, что научно предвидимое будущее – гармосфера. Поскольку такая дискуссия не состоялась, то приходится констатировать: у ученых, развивающих ноосферное направление, не было аргументов против концепции гармосферы.
Сказанное однако не умаляет значения книги С.Д.Бодрунова [15], где детально анализируется экономики строя будущего. Но глобальное будущее – не ноосфера, а гармосфера.
Заключение
Мир переживает острый системный кризис, в основе которого – кризис человека и модели развития. Мир по-прежнему развивается стихийно. Мир не знает, куда идти. Главный порок существующей материальной цивилизации – низкая «цена» человека, недопустимо низкое место гуманитарных ценностей в их системной иерархии. Мир материализма не отвечает эволюционным требованиям современности с их ресурсными и экологическими ограничениями на экономический рост. В новом столетии предстоит социогуманитарный переход - переход к новому укладу, где главным двигателем прогрес- са становится «Человек Гармоничный».
Социогуманитарный переход потребует коренного изменения мировоззренческих установок человечества, системы его ценностей и приоритетов. Социогуманитарное мировоззрение «Человека Гармоничного»: жизнь – высшая ценность бытия. Диалектика снимается триалектикой. Законы триалектики являются эмпирическими обобщениями явлений Природы. Применительно к социальной жизни законы триалектики относятся к истории (миру гармонии) человечества, которая еще не наступила. В то же время законы диалектики описывают социальную жизнь предыстории (мира дисгармонии) человечества.
Ноономика является материальным базисом ноообщества. Термин «ноономика» не отвечает трактовке предвидимого будущего как гармосферы, а не ноосферы. Учение социогуманизма, развитое раньше концепции ноономики, предваряет ее, исследуя систему природа-человек-общество на основе новых наук естественно-гуманитарного синтеза. Ноономика как гармономика дополняет учение социогуманизма в аспекте экономики социогуманитарного строя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
2. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., Ленанд, 2022.
3. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
4. Голубев В.С. Природа-человек-общество: Развитие и гармония. М., ЛЕНАНД, 2016.
5. Голубев В.С. Гармония спасет мир. – М., ЛЕНАНД, 2017.
6. Бушуев В.В., Голубев В.С. Естественно-научные основы социального гуманизма. М., ЛЕНАНД, 2018.
7. Бодрунов С.Д. Ноономика и ноосфера: взаимосвязь и различия концепций // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. №1. С. 7-31.
8. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., Энергия, 2002; второе издание, М., Ленанд/URRS, 2012.
9. Бушуев В.В., Голубев В.С. Эргодинамика – экоразвитие – социогуманизм. М., Ленанд, 2010.
10. Бушуев В.В., Голубев В.С., Тарко А.М. Структурная энергия как потенциал развития. Мир и Россия. М., Ленанд/URSS, 2014.
11. Корбалан Фернандо. Золотое сечение. Математический язык красоты. М., Де Агостини, 2014.
12. Голубев В.С. Введение в синтетическую эволюционную экологию. М., Папирус Про, 2001.
13. Бушуев В.В., Голубев В.С., Орлов И.Б. Введение в системную теорию капитала. М., Ленанд, 2013.
14. Национальная экономика (под редакцией П.В.Савченко). М., Экономистъ, 2005.
15. Бодрунов С.Д. Ноономика. М., Культурная революция, 2018.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON