Или новый мир на началах гармонии, или всеобщая деградация

Или  новый  мир  на началах  гармонии, или всеобщая деградация  - фото 1Наука дает объективное знание. Это знание использует человек в своей деятельности. И меняется мир. Эти изменения, как правило, происходят в сфере материального производства. Но сам человек мало меняется. Скорее деградирует, чем развивается. В «HomoSapiens» не разрешена противоположность «разум – чувство».

Техногенный прогресс, не сопряженный с гуманитарным, обусловил техно-гуманитарную дисгармонию – препятствие для гармоничного развития мира. Согласно одному из законов гармонии [1], чрезмерное («дурное») развитие какой-либо одной из составляющих противоположности ведет к ее перерождению в другую ее составляющую. Так, чрезмерное добро становится злом. Чрезмерный рост разума оборачивается неразумением. Яркое свидетельство последнего – изобретение «дурно» разросшимся разумом ракетно-ядерного оружия глобального самоуничтожения человечества. Войны же, сопровождающие всю предысторию человечества [1], не есть ли свидетельства того, что субъект предыстории скорее «человек не разумный», чем «HomoSapiens»?

            Классическим примером роли науки в развитии  человечества является теория Маркса, которая, спустя годы после его смерти, изменила мир. Применительно к современности имеем более частный пример: модель «ядерной зимы» существенно влияет на мировую геополитику.

            Беру на себя смелость утверждать: наука о гармонии в системе природа – человек – общество (гармонология [1]) – научный базис Нового мира на началах гармонии. Новый мир – гармосфера, сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и искусства. Этот мир либо состоится, либо впереди деградация общества и человека. Понимание этого современниками (в том числе, научным сообществом) еще не пришло. Как правило, научные новации глобального значения современниками игнорируются и даже замалчиваются. Признание же их приходит позже, когда автора новации уже нет в живых. Так происходит и с новой наукой гармонологией. Ее разработки [1-6]  не просто замалчиваются. Авторы альтернативных исследований (например, концепции ноосферы), ложных с точки зрения гармонологии, делают вид, что не замечают критики в свой адрес. Или им нечем возразить?!

            Обобщим исследования гармонии в системе природа – человек – общество путем противопоставления: гармосфера против современной деградирующей антропосферы. Гармосферу следует рассматривать в качестве гипотезы новой парадигмы мира.  Новации «против» (существующей системы жизнеустройства) следующие:

- история против предыстории;

- начало истории против конца истории;

- гармония против хаоса;

- гармосфера против ноосферы;

- триалектика против диалектики;

- «триадная парадигма» развития против «диадной парадигмы»;

- компромиссы и гармония против «борьбы» противоположностей;

- «регулируемое» развитие против стихийного или тотально   управляемого развития;

- интегрализм и социогуманизм против либерализма;

- социальное конструирование по законам социоприродного развития против конструирования по канонам диадной парадигмы развития и материализма;

-   общество социогуманизма против «общества потребления»;

-   социогуманитарное государство против либерального и социального;

- благоустройство земного природного Дома и внутреннего мира человека против неоправданной траты (ограниченных) ресурсов на освоение холодного и враждебного человеку космоса;

- гуманизация окружающей среды против защиты (охраны) окружающей среды;

- «культура прогресса» против современной культуры, включающей в себя «культуру регресса»;

- культура для гармоничного развития человека против «массовой культуры»;

- «Человек Гармоничный» против «человека экономического» и «человека социального»;

-   техно-гуманитарная гармония против техно-гуманитарного дисбаланса;

- коллективистские формы собственности против государственной или частной собственности;

-   кооперация против конкуренции;

- «все в меру» против богатства и сверх богатства;

- «страновый капитал прогресса» против странового капитала, включающего капитал военно-промышленного комплекса;

- постсырьевое развитие против сырьевого или не сырьевого развития;

- «экономика развития» против «экономики роста»;

- смешанная планово-рыночная экономика против плановой или рыночной экономики;

- сопряжение установок «экономика для человека» и «человек для экономики» против каждой из них по отдельности;

- «экономическая свобода для социальной справедливости» против антагонизма экономической свободы и социальной справедливости;

- «мы» против «я» и «они»;

-   мир с позиции компромисса и гармонии против мира с позиции силы;

- разумный компромисс в международных отношениях против политики противостояния;

-   «новое» движение за мир против легализации ядерной войны;

- власть, реализующая социогуманитарный прогресс, против власти милитаризма и денег;

-   политическая партия социогуманизма как центристская против правых и левых партий;

- суверенная глобализация против глобализации или суверенизации;

- «открытый патриотизм» против национализма или интернационализма;

- «евразийство» для России против односторонней ориентации на Европу;

- «евроссийство» для Украины против ее членства в Таможенном и Европейском союзах;

- Западная Европа нейтрального статуса как «мост» между США и Россией против односторонней ее ориентации на США;

-   «Человек Гармоничный» как разрешающий гуманитарные противоположности («все в меру») против человека «свободного» развития;

- «права для (лучшего) выполнения обязанностей» против антагонизма прав и обязанностей;

-   «разумное добро» против добра или зла;

-   благополучие против счастья или несчастья;

-   научная дискуссия против научной цензуры;

-   приоритет наук естественно-гуманитарного синтеза против естественных наук, не сопряженных с этикой;

-   научная карьера против академической карьеры.

            Указанные новации объективны, ибо следуют из законов социоприродного развития. Они характеризуют «Третий» (в понятиях триалектики) путь развития, основанный на гармонии – «полном» разрешении существующих в мире противоположностей. Принцип построения: не «А» против «В», а «АВ» (гармонический синтез «А» и «В») против и «А», и «В». Учение социогуманизма и приведенные новации могут быть ориентиром для развития России и мира в целом.

            Cоциогуманизм находится в ряду других существующих российских разработок прогрессивного будущего. Принципиально новое в учении социогуманизма – естественно-научная основа этого учения [7], дедуктивный метод построения: от теории социоприродного развития к социуму и человеку. Тем самым социогуманизм отвечает законам социоприродного развития. И в этом перспектива его практической реализации. Если же мир продолжит следовать охарактеризованным выше установкам предыстории, то неизбежна всеобщая деградация (человека и общества); а в худшем варианте - гибель  цивилизации. Это следует понять и властной мировой элите, которая ведет мир в никуда [1,8]. Требуется смена элит: от «человека распадного» к «Человеку Гармоничному». Главный вопрос: как реализовать эту смену?

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубев В.С. Основы гармонологии, М., ЛЕНАНД, 2023.

2. Голубев В.С. Природа-человек-общество: Развитие и гармония. М., ЛЕНАНД, 2016.

3. Голубев В.С. Гармония спасет мир. – М., ЛЕНАНД, 2017.

4. Голубев В.С. Очерки экосоциогуманизма. М., ЛЕНАНД, 2021.

5. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.

6. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.

7. Бушуев В.В., Голубев В.С. Естественно-научные основы социального гуманизма. М., ЛЕНАНД, 2018.
8.  
https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить