Наука дает объективное знание. Это знание использует человек в своей деятельности. И меняется мир. Эти изменения, как правило, происходят в сфере материального производства. Но сам человек мало меняется. Скорее деградирует, чем развивается. В «HomoSapiens» не разрешена противоположность «разум – чувство».
Техногенный прогресс, не сопряженный с гуманитарным, обусловил техно-гуманитарную дисгармонию – препятствие для гармоничного развития мира. Согласно одному из законов гармонии [1], чрезмерное («дурное») развитие какой-либо одной из составляющих противоположности ведет к ее перерождению в другую ее составляющую. Так, чрезмерное добро становится злом. Чрезмерный рост разума оборачивается неразумением. Яркое свидетельство последнего – изобретение «дурно» разросшимся разумом ракетно-ядерного оружия глобального самоуничтожения человечества. Войны же, сопровождающие всю предысторию человечества [1], не есть ли свидетельства того, что субъект предыстории скорее «человек не разумный», чем «HomoSapiens»?
Классическим примером роли науки в развитии человечества является теория Маркса, которая, спустя годы после его смерти, изменила мир. Применительно к современности имеем более частный пример: модель «ядерной зимы» существенно влияет на мировую геополитику.
Беру на себя смелость утверждать: наука о гармонии в системе природа – человек – общество (гармонология [1]) – научный базис Нового мира на началах гармонии. Новый мир – гармосфера, сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и искусства. Этот мир либо состоится, либо впереди деградация общества и человека. Понимание этого современниками (в том числе, научным сообществом) еще не пришло. Как правило, научные новации глобального значения современниками игнорируются и даже замалчиваются. Признание же их приходит позже, когда автора новации уже нет в живых. Так происходит и с новой наукой гармонологией. Ее разработки [1-6] не просто замалчиваются. Авторы альтернативных исследований (например, концепции ноосферы), ложных с точки зрения гармонологии, делают вид, что не замечают критики в свой адрес. Или им нечем возразить?!
Обобщим исследования гармонии в системе природа – человек – общество путем противопоставления: гармосфера против современной деградирующей антропосферы. Гармосферу следует рассматривать в качестве гипотезы новой парадигмы мира. Новации «против» (существующей системы жизнеустройства) следующие:
- история против предыстории;
- начало истории против конца истории;
- гармония против хаоса;
- гармосфера против ноосферы;
- триалектика против диалектики;
- «триадная парадигма» развития против «диадной парадигмы»;
- компромиссы и гармония против «борьбы» противоположностей;
- «регулируемое» развитие против стихийного или тотально управляемого развития;
- интегрализм и социогуманизм против либерализма;
- социальное конструирование по законам социоприродного развития против конструирования по канонам диадной парадигмы развития и материализма;
- общество социогуманизма против «общества потребления»;
- социогуманитарное государство против либерального и социального;
- благоустройство земного природного Дома и внутреннего мира человека против неоправданной траты (ограниченных) ресурсов на освоение холодного и враждебного человеку космоса;
- гуманизация окружающей среды против защиты (охраны) окружающей среды;
- «культура прогресса» против современной культуры, включающей в себя «культуру регресса»;
- культура для гармоничного развития человека против «массовой культуры»;
- «Человек Гармоничный» против «человека экономического» и «человека социального»;
- техно-гуманитарная гармония против техно-гуманитарного дисбаланса;
- коллективистские формы собственности против государственной или частной собственности;
- кооперация против конкуренции;
- «все в меру» против богатства и сверх богатства;
- «страновый капитал прогресса» против странового капитала, включающего капитал военно-промышленного комплекса;
- постсырьевое развитие против сырьевого или не сырьевого развития;
- «экономика развития» против «экономики роста»;
- смешанная планово-рыночная экономика против плановой или рыночной экономики;
- сопряжение установок «экономика для человека» и «человек для экономики» против каждой из них по отдельности;
- «экономическая свобода для социальной справедливости» против антагонизма экономической свободы и социальной справедливости;
- «мы» против «я» и «они»;
- мир с позиции компромисса и гармонии против мира с позиции силы;
- разумный компромисс в международных отношениях против политики противостояния;
- «новое» движение за мир против легализации ядерной войны;
- власть, реализующая социогуманитарный прогресс, против власти милитаризма и денег;
- политическая партия социогуманизма как центристская против правых и левых партий;
- суверенная глобализация против глобализации или суверенизации;
- «открытый патриотизм» против национализма или интернационализма;
- «евразийство» для России против односторонней ориентации на Европу;
- «евроссийство» для Украины против ее членства в Таможенном и Европейском союзах;
- Западная Европа нейтрального статуса как «мост» между США и Россией против односторонней ее ориентации на США;
- «Человек Гармоничный» как разрешающий гуманитарные противоположности («все в меру») против человека «свободного» развития;
- «права для (лучшего) выполнения обязанностей» против антагонизма прав и обязанностей;
- «разумное добро» против добра или зла;
- благополучие против счастья или несчастья;
- научная дискуссия против научной цензуры;
- приоритет наук естественно-гуманитарного синтеза против естественных наук, не сопряженных с этикой;
- научная карьера против академической карьеры.
Указанные новации объективны, ибо следуют из законов социоприродного развития. Они характеризуют «Третий» (в понятиях триалектики) путь развития, основанный на гармонии – «полном» разрешении существующих в мире противоположностей. Принцип построения: не «А» против «В», а «АВ» (гармонический синтез «А» и «В») против и «А», и «В». Учение социогуманизма и приведенные новации могут быть ориентиром для развития России и мира в целом.
Cоциогуманизм находится в ряду других существующих российских разработок прогрессивного будущего. Принципиально новое в учении социогуманизма – естественно-научная основа этого учения [7], дедуктивный метод построения: от теории социоприродного развития к социуму и человеку. Тем самым социогуманизм отвечает законам социоприродного развития. И в этом перспектива его практической реализации. Если же мир продолжит следовать охарактеризованным выше установкам предыстории, то неизбежна всеобщая деградация (человека и общества); а в худшем варианте - гибель цивилизации. Это следует понять и властной мировой элите, которая ведет мир в никуда [1,8]. Требуется смена элит: от «человека распадного» к «Человеку Гармоничному». Главный вопрос: как реализовать эту смену?
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубев В.С. Основы гармонологии, М., ЛЕНАНД, 2023.
2. Голубев В.С. Природа-человек-общество: Развитие и гармония. М., ЛЕНАНД, 2016.
3. Голубев В.С. Гармония спасет мир. – М., ЛЕНАНД, 2017.
4. Голубев В.С. Очерки экосоциогуманизма. М., ЛЕНАНД, 2021.
5. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
6. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.
7. Бушуев В.В., Голубев В.С. Естественно-научные основы социального гуманизма. М., ЛЕНАНД, 2018.
8. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON