Допустим, что в России реализовался социогуманитарный переход. Какой при этом станет страна? Основываясь на изложенном, дадим вероятную картину будущего состояния России – страны социогуманизма. Неизбежна определенную условность этой картины. Ибо субъективный фактор внесет свои коррективы. Но основные принципы социогуманизма не изменятся
Основа социогуманизма – развитие, гармония, гуманизм [1-3].Его главные цели: гармоничное развитие человека и всеобщее благо. Способы их достижения: социогуманитарное просвещение, разрешение существующих противоположностей на основе гармонии. Мировоззрение: жизнь - высшая ценность бытия. Ценности (основные): «все в меру», «свободы для лучшего исполнения обязанностей», «гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными», «материальное для развития духовного». Приоритеты (основные): человек – главный приоритет ХХI века, сознание-бытийная гармония, техно-гуманитарная гармония, движение за мир на Земле, мир на основаниях компромисса и гармонии, гуманизация окружающей среды, евразийство для России, науки естественно-гуманитарного синтеза.
Обсудим основные предполагаемые характеристики состояния и развития социогуманитарного государства Россия.
Государство. Его главная цель – гармоничное развитие человека, рост человеческого капитала. Роль государства во всех сферах жизни становится определяющей. Развитие приобретает регулируемый характер (в противовес стихийному и управляемому). Властная элита представлена «Человеком Гармоничным».
Экономика. Принципы: гармонизация и гуманизация экономики. Разрешаются основные противоположности экономик капитализма и социализма. Экономика становится средством гармоничного развития человека.
Главная характеристика состояния экономики – национальное богатство (страновый капитал), выступающее как потенциал развития. Страновый капитал является суммой частных капиталов: физического, человеческого, социального, природного. Другая характеристика – индекс качества жизни, характеризуюший в безразмерном виде (от 0 до 1) производство удельного (в расчете на одного человека) странового капитала. Он наиболее приемлем для оценки деятельности властей на разных уровнях.
Главная характеристика развития страны – сопряженный рост со временем производства всех составляющих странового капитала (в расчете на одного человека) и индекса качества жизни. Приоритетна коллективистская форма собственности (народные предприятия, кооперативы). Государство – регулятор рыночной экономики. Государственная политика (прогрессивный налог) ликвидирует «дурной» рост физического капитала «высшего класса». Выполняется установка социогуманизма «все в меру». Чрезмерное богатство становится не престижным.
Гуманитарная сфера. Человек является главным стратегическим приоритетом ХХI века. Его гармоничное развитие будет означать переход от «человека социального» («человека экономического») к «Человеку Гармоничному». В «Человеке Гармоничном» гармонично сочетаются здоровье, интеллект и духовность. Становление «Человека Гармоничного» происходит на основе социогуманитарного просвещения, как синтеза естественно-гуманитарного образования и гармонического воспитания. На основе социогуманитарного просвещения формируется мировоззрение социогуманизма «жизнь – высшая ценность бытия». Имеет место самосовершенствования индивида. Гуманитарная политика государства дает рост человеческого капитала. Прогресс человека, рост его эволюционного качества человека реализуется на основе сопряженного роста всех составляющих (витальной, интеллектуальной и духовной) человеческого капитала.
Социальная политика. Она дает рост социального капитала и его производства. Факторы роста - уменьшение безработицы, социального расслоения, преступности, коррупции и др. Овладение социогуманитарным мировоззрением «жизнь – высшая ценность бытия» способствует устранению причин асоциального поведения.
Социогуманитарное просвещение. Оно выступает как синтез образования и воспитания. Имеет место гуманизация образования. Преподавание естественных и гуманитарных дисциплин взаимно увязано и направлено на понимание мира в целом и места в нем человека. Особенно важны гуманитарная и экологическая составляющие образовательного процесса. Ибо именно они дают правильное понимание феномена жизни, вообще, и человека, в частности. Учебный курс «Человековедение» преподается в школе и вузах как гуманитарного, так и естественного профиля. Воспитание формирует «Человека Гармоничного».
Культурная политика. Культура выступает как средство гармоничного развития человека, роста культурного капитала страны и его производства. Искусство является средством самовыражения, но лишь при наличии высокой нравственной позиции автора. Оно становится максимально доступным для народа. Менталитет нации определяется установками социогуманизма «жизнь – высшая ценность бытия», «все в меру», «материальное для развития духовного» и др.
Экологическая политика. Ее сущность – гуманизация среды обитания через управление антропогенными потоками углекислого газа в атмосферу, невмешательство в биоразнообразие, сотворчество человека и Природы, оптимальное соотношение девственной и измененной человеком природной среды и др. Тем самым достигается гармония в системе природа - человек.
Демографическая политика. Онаучитывает все факторы (материальные, гуманитарные, духовные), влияющие на воспроизводство человека. В страновый капитал (национальное богатство) включается еще одна составляющая (наряду с капиталами: физическим, человеческим, социальным, природным) – демографический капитал. Обеспечивается демографический прогресс – рост демографического капитала со временем, в том числе, увеличение рождаемости и продолжительности жизни.
Геополитика. Она основана на разрешении путем компромисса и гармонии основных геополитических противоположностей. Новое движение за мир, обоснованное наукой ХХI века – главный приоритет геополитики социогуманизма. Научной основой дипломатии выступает гармонология.
Наука. Современная цивилизация функционирует благодаря науке. Будет решена проблема гуманизации естественной науки с тем, чтобы она служила интересам человека. Приоритетное развитие получат науки естественно-гуманитарного синтеза, изучающие систему природа-человек-общество. Найдены способы решения глобальных проблем современности. Даны условия самосохранения и развития человечества.
Элита. Социогуманитарный переход потребует радикальных перемен во всех сферах общественной жизни: от социального к социогуманитарному государству. В принципе существуют два пути построения социогуманизма. Первый – стихийный («снизу») состоит в том, чтобы на основе социогуманитарного просвещения все большее число людей придерживалось ценностей социогуманизма. Когда число таких людей превысит некий критический уровень, социогуманизм станет реальностью. Этот путь – медленный, а социогуманизм – далекая перспектива.
Другой путь – управляемый («сверху»), когда во властных структурах окажутся люди, придерживающиеся ценностей социогуманизма. Социогуманитарный переход станет осуществляться «сверху» при соответствующей политике государства и поддерживаться «снизу» людьми, для которых приоритетны социогуманитарные ценности. Этот путь более быстрый. Для его реализации необходим просвещенный лидер страны и мощные политические организации социогуманитарной направленности. Такой лидер знает, куда вести страну. Он и его окружение обладают необходимой для этого научной теорией. Отсюда вытекает особая роль наук естествекнно-гуманитарного синтеза. Они готовят почву для движения вперед.
Яркий пример: ряд трудов К. Маркса был издан уже после его смерти. За его гробом шли десять человек. Но сколь могучее движение истории породила его теория. В мысли аккумулирована титаническая энергия (в ее структурной форме), способная преобразовать мир. Такой теорией для будущего является социогуманизм.
Какой же Президент нужен России? Это зависит от того, какую цель ставит перед собой общество. Когда цель – сохранение status quo, его неспешное улучшение (стихийное развитие), то нужен Президент – успешный управитель (менеджер). Когда же цель иная – cледовать научным законам развития, наполнить жизнь каждого человека высоким смыслом, чтобы человек, его гармоничное развитие стали для государства высшей ценностью, тогда нужен просвещенный Национальный Лидер нации, ее воплощенная совесть, носитель идеи экономического, социального и гуманитарного прогресса. Лидер, который владеет законами развития и руководствуется ими на практике. Лидер, который движет страну вперед – по пути социогуманитарного прогресса. Для России, с ее расхлябанностью и не обязательным исполнением законов, более реален путь построения социогуманизма «сверху», по образцу Китая. Для России проблема Национального Лидера главная.
Социогуманизм может стать для России ее Национальной Идеей, целью развития – той скрепой, которая объединит всю нацию. Эта цель может быть достигнута лишь при системном подходе к необходимым преобразованиям во всех сферах жизни. Социогуманитарный переход эволюционно обоснован. У траектории социогуманитарного строительства достойной альтернативы нет. Первым шагом на эволюционно обусловленной траектории развития станет переход к интегральному обществу. Эта траектория наиболее успешно реализуется при «управлении сверху» и «самоорганизации снизу», когда сполна задействовано социальное творчество просвещенных масс.
Россия нужна новая элита: от либеральной (для которой «всего мало») к социогуманитарной (для которой «все в меру»). Государство, ведомое такой элитой, руководствуется следующими целями:
- приумножает национальное богатство России, устранив ее разграбление через вывоз физического и человеческого капитала;
- строит всеобщее благо;
- опирается на просвещенных граждан;
- добивается всеобщего разоружения;
- занимается повышением качества жизни;
- создает условия для физического, интеллектуального и нравственного здоровья нации.
Для действий по реализации социогуманитарного перехода в России предлагается следующая Программа первоочередных действий.
1. Широчайшая информация общества об эволюционно обусловленной траектории развития интегрализм-социогуманизм.
2. Функционирование истинно центристской политической партии - партии социогуманизма.
3. Выдвижение кандидата в Президенты с программой строительства интегрализма и далее социогуманизма.
Дальнейшая программа действий будут зависть от того, удастся ли победить на выборах кандидату с программой социогуманизма. Если не удастся, то потребуется дальнейшая политическая работа по социогуманитарному просвещению. Если удастся, то станут осуществляться системные преобразования всего строя социальной жизни.
Ограничимся данными характеристиками социогуманитарного государства Россия. Жизнь, несомненно, внесет свои коррективы в рассмотренную картину. Но сущность социогуманитарного строя она не изменит. Несомненно одно: социогуманизм – новый более прогрессивный строй, чем капитализм и социализм.
Власть России начинает осознавать необходимость коренных перемен, означающих движение к интегральному обществу. В частности, это следует из выступления Президента РФ Путина В.В. на Валдайском Форуме 2021 [1]. При социогуманизме возникнет совершенно новый мир добра и всеобщего благополучия, мир без насилия и войн, мир справедливости и гармонии. Начинать его строить надо сейчас.
Заключение
Нашему поколению пришлось жить на пике предыстории с его диадной парадигмой развития как «борьбы» противоположностей, приведшей к мировой дисгармонии и хаосу. Вот лишь некоторые свидетельства этому: всеобщая «борьба» вместо гармонии, вторая мировая война, ракетно-ядерное оружие, легализация ядерной войны, эпидемия коронавируса, крах мировой социалистической системы, упадок культуры, расчеловечивание человека… В России к этому добавляется неприличное социальное расслоение, противостояние с западным миром, тотальная коррупция…Выдающийся русский историк Н. М. Карамзин писал «всякий народ имеет ту власть, которую заслуживает». Так неужели русский народ не заслуживает нечто большее, чем либерализм и власть капитала?!
Перспективы такого мира туманны. Естественно-гуманитарные науки, изучающие систему природа-человек-общество, предсказывают будущее, достойное человека, - социогуманизм в гармосфере. Социогуманизм («Третий путь») - это общественный строй истинной истории; строй на началах развития, гуманизма и гармонии; гармоническое разрешение противоположности капитализм-социализм. Идеология социогуманизма основана на установке «жизнь – высшая ценность бытия». Гармосфера - глобальная сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и искусства. В ней задействована триадная парадигма развития (в противовес диадной [1]) как разрешения противоположностей на основе их гармонического синтеза.
Неисчислимы препятствия на этом пути. Вся людская накипь, облепившая здоровое тело жизни. Все правители мира, миллионеры - бесы, которым всегда всего мало, носители неустойчивости и дисгармонии. Власть, богатство, земля принадлежат им. Попытки изменить statusquo были преходящи. Теперь ситуация в мире лишь ухудшается. Происходит невероятное – легализация ядерной войны.
Но есть надежда – «Человек Гармоничный». К сожалению, не он стоит у власти. Но прогресс - закон мира. Это дает надежду на то, что гармосфера не станет очередной утопией, а даст истинное благополучие жизни для всех. Придут гении истинной истории, которые возглавят строительство нового мира. Наступит новая гармоничная цивилизация. Исполнится мечта лучшей части человечества: Земля будет исполненным раем. И гармоничным станет не только мир Природы, но и человека.
Эволюционно обусловленная траектория мира - от дисгармонии к всегармонии. Будущее мироустройство станет основываться на началах развития, гуманизации и гармонии. Его субъект – «Человек Гармоничный». Потребуется гигантская работа человечества по гармонизации жизни. Если же возобладает диадная парадигма «борьбы» противоположностей, то будущее «цивилизации борьбы» туманно. В ракетно-ядерно-космический век оно может вообще не состояться. И вину за это разделят политики и ученые.
Закроем статью стихотворными строками от Пьер-Жана Беранже:
Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Не хотел бы Ваш автор стать таким безумцем. Творческая энергия человечества способна сделать социогуманизм не сном, а явью. Но если продолжится отупение людей техническими новациями; если не будет преодолено невежество элит и масс (и многое другое в том же роде), то перспективы социогуманитарного перехода будут оставаться в тумане. Автор надеется, что данная статья развеет, хоть в самом малой степени, туман будущего.
Литература
2. Голубев В.С. Очерки экосоциогуманизма. М., ЛЕНАНД, 2021.
3. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON