На первом канале ТВ прошла передача (в августе 2014 г.) о футболисте К. и его миллионах.
Подобных передач на нашем «демократическом» телевидении - «пруд пруди».
Но что-то именно сейчас сошлось: в голове застряла сакраментальная фраза «не могу молчать».
С позиций триалектики и социогуманизмапредлагаю новый взгляд на некоторые актуальные проблемы российской политики.
Человеку свойственно ошибаться. Свои ошибки он переносит в науку. Так рождаются ложные концепции и теории, негативно влияющие на человечество. Если ошибочные построения в естественных науках исправляются последующими исследованиями без особого ущерба для человека, то в гуманитарных науках такие построения (если на их основе ведется социальное конструирование) могут негативным образом изменить природу общества - вопреки «правильным» законам. Ярчайший пример этого – все, что происходило в России в ХХ веке.
Вводная часть
Мир переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем, среди которых главные: разделение на богатых и бедных (стран мира, людей), загрязнение окружающей среды, гонка вооружений, низкая рождаемость в развитых странах, падение культуры, нравственности и т.п.
Истинное знание дается наукой. Смысл жизни - наукой о человеке (человековедением, человекознанием), главной наукой всех времен и народов. Величайший мыслитель Л.Н. Толстой писал (в работе «Так что же нам делать?) по этому поводу следующее: … «без науки о том, в чем назначение и благо человека, не может быть никаких настоящих наук и искусств, ибо предметов наук и искусств бесчисленное множество; и без знания того, в чем состоит назначение и благо всех людей, нет возможности выбора в этом бесконечном количестве предметов, и потому без этого знания все остальные знания и искусства становятся, как они и сделались у нас, праздной и вредной забавой».
Автор полвека в науке. Читателю предлагается авторский взгляд по двум аспектам проблемы «человек в науке»: 1) актуальные вопросы современной науки, в особенности, в области социоприродного развития и человека (стратегия науки), 2) какие сложности ждут молодого человека, вступающего в науку, и как найти свой путь (тактика поведения в науке).
Конечно, автор не может говорить от имени всей науки. У него нет и возможности описать свой путь1, чтобы на этой основе показать то общее, что касается научной работы. Поэтому автор вынужден ограничиться лишь своими субъективными суждениями о том, что происходит в науке и что делать – ограничиться своего рода эмпирическими обобщениями.
Наша страна переживает острый гуманитарный кризис – кризис человека. Согласно проведенным нами расчетам, по величине производства человеческого капитала на 2009г. Россия занимала 162 место в мире. Население страны убывает в течение последних 20 лет почти на миллион человек ежегодно. Ухудшается здоровье населения, особенно, молодежи. Падает качество образования. Падает мораль.
Выход из кризиса один – вырастить новое «поколение счастья». Для этого требуются глубинные изменения существующих систем воспитания и образования, их новый синтез. Назовем такой синтез социогуманитарным (ноосферным) просвещением.
Диалектика рассматривает развитие на основе принципа единства и «борьбы» противоположностей. Триалектика, в авторской интерпретации, трактует развитие как разрешение противоположностей путем рождения «нового», являющегося гармоничным синтезом разрешающихся противоположностей. Возможно ли совместить эти принципы и где находится истина?