Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
А.С.Пушкин
Проблема смысла жизни обсуждается с позиции гармонилогии – науки о гармонии. Показывается, что смысл жизни в ее самосохранении и развитии. Истинным смыслом жизни обладают не все люди, а лишь те, чья деятельность направлена на самосохранение и развитие жизни. Существуют люди антисмысла - «человек распадный», деятельность которых направлена на деградацию и уничтожение жизни. Человек предыстории - обладатель смысла стихийной жизни. Смысл жизни человека истории – движение к Цели «Человек Гармоничный».
История (а, точнее, предыстория) заполнена насилием, враждой, войнами, революциями Если все перечислять, то получится «дурная» бесконечность. Мир заблудился. Причина – политика элит. Для них все хорошо - прогресс, мир развивается. Верхушку этих людей следует назвать «Бесами» (cледуя классикам А.С.Пушкину, Ф.М.Достоевскому и др.). «Бесов» не так уж много, и с ними мир справился бы, если б не бездна их обслуживающих – «бесенят», получающих от «Бесов» свой кусок пирога. Обсуждается природа данного феномена
Формулируются законы гармонии. На их основе обсуждается проблема развития социума. Гармония означает разрешение при строе экосоциогуманизма противоположностей капитализма и социализма. Национальное богатство трактуется как главный индикатор состояния и развития экономики. Будущее мира трактуется не как ноосфера, а как гармосфера – сфера гармонии разума и чувства, человека и природы. Обсуждается соотношение развитого подхода с установками ноономики. Ключевые слова: гармония, гармосфера, национальное богатство, ноономика, разрешение противоположностей.
Диадная парадигма трактует развитие как «борьбу» противоположностей. Она описывает циклическое ростовое развитие. Ее символ – китайская монада. Триадная парадигма трактует развитие как разрешение противоположностей, дающее «новое» - третье, которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей Она описывает поступательное (без циклов) развитие. Ее символ – гармоническая триада
Культура как «вторая природа» включает в себя две составляющие» «вторую приоду прогресса» и «вторую приороду регресса». Первая направлена на самосохранение и развитие жизни, вторая – на ее деградацию и уничтожение. К истинной культуре следует относить только первую составляющую. При социогуманизме культура становится средством гармоничного развития человека
Обсуждается два феномена в жизни науки: феномен анонимного рецензента и компьютерная система «Антиплагиат». Анонимный рецензент - «тормоз» научных новаций. Его ответственность за рецензию практически отсутствует. Наоборот, открытый рецензент – одновременно и ответственный рецензент, ибо отвечает за рецензию своей научной репутацией
Обсуждается проблема стратификации стран (регионов) мира по критерию удельного производства национального богатства ПНК (и капитала ПКС субъектов РФ) в сопоставлении со стратификацией по удельному ВВП. Интегральная трактовка капитала означает: научно обоснованная стратификация как стран мира, так и их населения исходит не из показателей уровня жизни, а из показателей качества жизни; не из ВВП, а из ПНК или безразмерного аналога ПНК – индекса качества жизни I. Стратификация по ВВП является еще одним внушением в науке.
Написать эту статью автора побудила публицистика Л.Н.Толстого, в особенности, его статья «О Шекспире и о драме».
Аннотация
Национальное богатство или страновый (национальный) капитал складывается из физического, человеческого, социального и природного капитала. Природный капитал включает в себя воспроизводимую (экокапитал) и невоспроизводимую (палеокапитал) составляющие. Индекс качества жизни определяется как среднее арифметическое отношений производства частных капиталов каждого социума к максимальным значениям производства этих капиталов среди всех стран мира.