В.С.Голубев О смысле жизни (с позиций триалектики и социогуманизма)

 В.С.Голубев О смысле жизни (с позиций триалектики и социогуманизма)  - фото 1

Истинное знание дается  наукой.  Смысл жизни  -  наукой о человеке (человековедением,  человекознанием), главной наукой всех времен и народов.  Величайший мыслитель  Л.Н. Толстой писал (в работе «Так что же нам делать?) по этому поводу следующее: … «без науки о том, в чем назначение и благо человека, не может быть никаких настоящих наук и искусств, ибо предметов наук и искусств бесчисленное множество; и без знания того, в чем состоит назначение и благо всех людей, нет возможности выбора в этом бесконечном количестве предметов, и потому без этого знания все остальные знания и искусства становятся, как они и сделались у нас, праздной и вредной забавой».

      Человековедение доказывает: смысл жизни человека – в следовании объективным  социоприродным законам.  Основной закон -  развитие, прогресс индивида (Голубев В.С., Кураков А.В., Тимирясова А.В.                Человековедение. Москва-Казань, 2014).  Развитие означает рост по времени жизни совокупного богатства индивида – его эндогенного (внутреннего) капитала.  Именно этот капитал является истинной собственностью человека («…надо откинуть ложное представление о собственности вне своего тела, на которое мы тратим лучшие силы своей жизни», Л.Н.Толстой, там же).

      Природа человека триедина: он существо биологическое, социальное и духовное.  Его капитал есть сумма  составляющих: врожденной -  витальный капитал (характеристика физического здоровья) и  приобретенных -  интеллектуального и духовного  (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно).

      Как реализовать рост капитала индивида – на этот вопрос дает ответ триалектика и учение социогуманизма.  Согласно триалектике, развитие происходит путем разрешения существующих в социумах противоположностей. При этом рождается «новое» (третье), являющееся гармоническим синтезом противоположностей. Согласно социогуманизму, жизнь – высшая ценность бытия. Человек, следующий мировоззрению социогуманизма, бережно, трепетно относится к феномену жизни - своей, других людей и природы. 

       Рассмотрим последовательно факторы, определяющие развитие каждой из составляющих  капитала индивида.

      Витальный капитал.  В аспекте витального капитала важно понимание сущности человека  как биологического объекта.  Феномен индивидуальной жизни есть разрешение противоположности смерть-бессмертие.   Продление жизни, согласно диалектике, есть прогресс, но лишь до определенного предела. Природа «отказалась» от бессмертия. Ибо оно означало бы «переполненность» Земли жизнью и, как следствие, полное исчерпание земных ресурсов, прекращение жизни. Природный компромисс между смертью и бессмертием достигнут через репродукцию: противоположность разрешается, согласно триалектике, рождением нового человека.

Успехи науки позволяют надеяться, что через некоторое вполне обозримое время (20-30 лет) может быть получена «таблетка от старости». Считается, что она позволит существенно продлить жизнь человека (до 150 лет и более). Нужно лишь иметь в виду, что массовое ее внедрение – системная проблема, требующая изменения во многих аспектах жизни. Важно, чтобы эта «таблетка» продлевала именно активную часть жизни человека и не стала бы «таблеткой для золотого миллиарда».

 Семья и дети – необходимое условие благополучной жизни.  Конечно, есть и бездетные семьи.  Но они не отвечают главному смыслу –  воспроизводству жизни.  Согласно социогуманизму, жизнь – высшая ценность бытия. Человек, следующий мировоззрению социогуманизма, бережно, трепетно относится к феномену жизни - своей, других людей и природы.  Для индивида это означает:  здоровое, гармоничное  детство;  гармоничный образ последующей жизни; свои дети.

    Обсудим подробнее факторы, влияющие на здоровье индивида, а следовательно, и на его  витальный капитал. Согласно «формуле здоровья» ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) здоровье человека на 50-55%  определяется образом жизни. Здоровье в основном находится «внутри» самого человека,  определяясь  внутренними факторами.

         Здоровый образ жизни (ЗОЖ) обычно понимается утилитарно: питание, физическая активность, отсутствие вредных привычек и прочее. На наш взгляд, требуется более глубокий  подход к данной проблеме.

         Количественная характеристика здоровья – витальный капитал. Здоровье тем лучше, чем  большего значения  достигает витальный капитал в фазу физического взросления (до 14-16 лет) и чем медленнее он расходуется в дальнейшей жизни.

         Изначальный запас здоровья  определяется «фактором детства». Чем детство более гармонично и протекает без стрессов, тем больше изначальный «запас устойчивости» человека.     Исследования американских медиков показали, что стрессы в детстве намного сокращают жизнь.

Ученые в  течение нескольких лет наблюдали связь между продолжительностью жизни и перенесенными в детстве стрессами (по опросам исследуемых). Рассматривалось восемь факторов стресса: 1) оскорбления на словах, 2) физическое насилие, 3) сексуальное насилие с физическим контактом, 4) регулярное избиение отцом матери, 5) алкоголизм или наркомания у членов семьи, 6) психические заболевания у членов семьи, 7) тюремное заключение членов семьи, 8) развод или расставание родителей.

У лиц, испытавших в детстве по крайней мере шесть из восьми указанных негативных факторов, средняя продолжительность жизни составила 61 год, тогда как не испытавшие этих стрессов умирали в возрасте 79 лет. Только треть участников исследования не испытала в детстве ни одного из перечисленных стрессов, что указывает на широкую распространенность  негативных явлений в американских семьях.

Авторы исследования делают вывод, что лучшая профилактика детства – избавить детей в семье от стрессов. Стрессы замедляют развитие головного мозга. Поэтому лица, перенесшие в детстве стрессы, в большей степени склонны к депрессии и чаще обращаются к алкоголю и курению как средствам справиться с проблемами. Прослеживается связь между стрессами в детстве и заболеваниями сердца, легких, печени и других органов.

Фактор старения (уменьшения с возрастом витального капитала) определяется в конечном счете мировоззрением человека. Здоровая и долгая жизнь имеет место, когда между витальным и духовным (а также интеллектуальным) капиталом задействована обратная связь: чем больше духовный капитал, тем меньше расход витального. Человек высоко ценит свою жизнь, следуя мировоззрению социогуманизма. В результате имеет место квазиравновесная стадия жизни, в которой витальный капитал мало меняется. При этом человек ведет активный образ жизни – трудится интеллектуально и духовно.

Гармоничный образ жизни означает  расширение понятия «здоровый образ жизни» - на основе включения дополнительно интеллектуальных и духовных факторов, влияющих на здоровье человека. Составляющие гармоничного образа жизни – здоровое, гармоничное детство; здоровый (в утилитарном смысле) образ жизни; мировоззрение социогуманизма; гармоничное развитие человека – его интеллектуальная и духовная работа.

Интеллектуальный капитал. Его человек получает благодаря работы своей и социума по своему становлению как члена социума (образование, воспитание, овладение трудовыми навыками и др.). Интеллектуальное качество человека  определяется тем, насколько он гармонично вписывается в социум, насколько значим  его вклад  человека в  общий прогресс.

Интеллектуальное развитие, как следует из триалектики,   связано с разрешением противоположностей в системе человек-социум. Остановимся на наиболее значимых противоположностях.

Противоположность: «индивид – социум, индивидуальное – коллективное». Их единство означает: социум сопряжен с индивидом (прямая связь). В свою очередь, социум оказывает воздействие на индивид (обратная связь). Согласно диалектике рост коллективистских начал в человеке  является прогрессом, но до определенного предела, сменяясь затем регрессом. Аналогично, рост индивидуализма cначала способствует развитию человека; затем, при превышении определенного соотношения индивидуальное-коллективное, сменяется регрессом. В «человеке гармоничном» имеет место оптимальное соотношение этих противоположностей.

Противоположность: права (свободы) – обязанности. Их единство означает: обязанности рождают права (прямая связь). В свою очередь, права оказывают влияние на обязанность (обратная связь).

Например, благодаря выполнению работы («обязанность») человек получает право на отдых («свобода», прямая связь). Отдохнув, человек лучше трудится, выполняя свою обязанность (обратная связь). Рост «обязанности»  является прогрессом, но до определенного предела, сменяясь затем регрессом. Последнее, в частности, имеет место для человека тоталитарного государства. Аналогично, рост прав  до некоторого предела – прогресс, сменяющийся затем регрессом. Последнее означает вседозволенность, безграничные свободы, что ведет к анархии. «Человек гармоничный » оптимально сочетаются свои права с обязанностями.

Поразительно, но во «Всеобщей декларации прав человека», провозглашенной ООН и состоящей из 30 статей, только в одной (29-й) говорится об обязанностях человека, и то мимоходом: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Это свидетельствует о глобальном непонимании соотношения права-обязанности.

Противоположность: «свободное – несвободное» развитие. Свободное развитие человека провозглашено в Конституции Российской Федерации (ст. 7). Но человек не свободен в принципе, ибо является открытой системой, зависящей от источника и приемника. «Несвобода» первична.  Рост «несвободы» до определенного предела – прогресс, сменяющийся затем регрессом.  Рост « свободы» сначала  является прогрессом, затем наступает регресс.  Избыток «свободы» неизбежно порождает новые «несвободы».

Например, технический прогресс ведет к уменьшению зависимости человека от неблагоприятных природных факторов, способствуя свободному развитию. Но одновременно рождаются новые «несвободы» (экологические проблемы, ядерная угроза и др.).  Противоположность разрешается через гармоничное развитие человека в социогуманитарном обществе, означающее рост позитивных человеческих качеств и уменьшение негативных.

Чем больше  противоположностей разрешил индивид в системе человек-социум, тем выше его интеллектуальный капитал.

Духовный капитал. Его человек приобретает главным образом через самосовершенствование, работу над самим собой. Рост духовного капитала связан с разрешением противоположностей, находящихся внутри самого человека. Рассмотрим некоторые из них.

Противоположность  «материальное – духовное».Единствоматерия-дух означает, что между материальным и духовным существует прямая и обратная связь: дух есть производная материи (прямая связь), в то же время духовность влияет на материальные основания жизни (обратная связь). Это отражено в формуле социогуманизма (см. ниже): не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие».

Согласно диалектике при росте материального человек развивается, но лишь до определенного предела роста. При его превышении прогресс сменяется регрессом. Аналогичным образом,  рост духовного является прогрессом, но до определенного предела, сменяясь затем регрессом. Противоречие разрешается, согласно триалектике, рождением «нового» – «человека гармоничного».

Можно разграничить три предельных типа человека: «человек экономический», «духовный фанатик» и «человек гармоничный ». «Человек экономический» – субъект «общества потребления». Для него типично следующее: удовлетворение одних материальных потребностей неизбежно рождает новые и так до бесконечности. Возвышение материальных потребностей и их культивирование – врожденный порок либерализма. «Духовный фанатик» целиком поглощен «идеей» и живет по ней. Он не творит «устойчивость», а наоборот, разрушает ее. Таковы, в частности, религиозные фанатики. «Человек гармоничный» является эволюционно продвинутой личностью, являясь  носителем социогуманитарного прогресса.

Противоположность: «добро – зло». В народе существует поговорка: не делай добра, не получишь зла. Она совершенно справедливо отражает диалектическое соотношение добра и зла, их единство.

Рост добра  есть развитие, но до определенного предела. Чрезмерное добро неизбежно рождает зло (прямая связь).  Рост  зла  также развитие, но до определенного предела, когда уменьшение зла становится регрессом. Противоречие разрешается через «человека гармоничного» – обладателя «разумного добра» (образно говоря, «добра с зубами»).

Противоположность: «эгоист – альтруист». Человек по природе эгоистичен. Однако благодаря культуре и религии в нем рождается альтруизм.  Рост эгоизма («служение себе»)  есть прогресс, но лишь до определенного уровня  эгоизма. Дальше наступает регресс – из-за нравственной нищеты чрезмерного эгоизма. Аналогично, рост альтруизма  («служение людям») означает сначала прогресс, а затем регресс – из-за отсутствия стимулов для индивидуального развития. Чем больше противоположностей в самом себе разрешил индивид, тем выше его духовный капитал.

Человек, оптимизирующий по жизни расход  витального капитала и увеличивающий свой интеллектуальный и духовный капитал,  владеет смыслом жизни.  Он знает: его появление на свет – не случайность, а имеет высокий смысл самореализации на основе «высших» потребностей. Это – «человек социально-духовный», «человек гармоничный».Его жизнь наполнена высоким смыслом – творить добро, совершенствовать себя и мир. Самосовершенствование означает сохранение здоровья, рост интеллекта и духовности.

Наиболее полная самореализация достигается творчеством – открыванием «нового», инновациями, созданием новых культурных, научных и материальных ценностей. Творческих людей пока мало (по разным оценкам, 2-5%). Но именно они своей энергией преобразуют мир. Их жизнь имеет высший смысл: усовершенствовать себя и бытие. Общество, которое не приемлет творцов, неизбежно обречено на деградацию.

Таким творчеством  выступает социогуманизм. Цель социогуманизма –  гармоничное развитие человека. Для этого требуется изменить господствующую систему «низших» ценностей и приоритетов, ориентировать человека на высшие формы самореализации.

Главные предпосылки, необходимые условия для становления «человека гармоничного», сформулируем следующим образом.

1. Мировоззрение социогуманизма. Согласно нему мир движется к гармонии («все в меру»). По социогуманизму главное богатство человека заключено в нем самом, а не во внешних обстоятельствах его жизни. Поэтому гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными; в любом случае, они должны гармонично сочетаться.

2. Гармонизация человека основывается на гармоничном сочетании (по «золотой пропорции») физического здоровья (витальный капитал), интеллекта (интеллектуальный капитал) и духовности (духовный капитал).

3. Гармонизация жизни, когда человек максимально использует свои добродетели и достоинства для служения высшим духовным целям – реализации своего земного предназначения.

4. Гармоничный человек стремится обладать следующими добродетелями, обусловливающими рост духовного капитала (согласно «позитивной психологии»): мудрость и знание, мужество, любовь и человечность (гуманизм), справедливость, умеренность, духовность.

5. Гармоничный образ жизни, отвечающий минимальной скорости расхода по жизни витальной структурной энергии (максимальной продолжительности деятельной жизни), реализуется на основе обратных связей между витальным и духовным капиталом.

6. Гармоничная личность наращивает свой интеллектуальный капитал на основе профессиональной, социальной и экологической составляющих качества человека, характеризующих его как работника, члена социума и жителя природного дома – биосферы, соответственно.

7. Гармоничная личность наращивает свой духовный капитал на основе самосовершенствования, внутренней работа над самой собой.

8.  Приоритет социогуманитарной установки «служение людям» относительно установок либерализма «служение себе» и тоталитаризма «служение элите». Установка «служение себе» эволюционно оправдана при условии высокого качества личности, а «служение государству» – в условиях социогуманитарного строя.

9.  Гармоничное разрешение противоположностей в системе человек-социум и внутренних противоречий в самом человеке.

10. Склад «позитивной духовности» (оптимизма), когда человек удерживает в себе, запоминает  по преимуществу позитивное.

11. Материальное благосостояние как средство, а не цель – средство гармоничного развития человека.

12. Неприятие избыточного материального богатства, как свидетельства недостаточного эволюционного качества человека в условиях ограниченности жизненных ресурсов; аномальной жажды обогащения, как патологии.

Для человека важна не только самореализация, но и самоутверждение, признание социумом ценности и значимости личности. Самоутверждение определяется как внешними, так и внутренними факторами. Оно происходит как на основе преимущественно «низших потребностей» («материальное самоутверждение»), так и высших («духовное самоутверждение»). К первому типу относится утверждение через власть, богатство, славу. Богатство противопоказано социальной устойчивости; власть – пережиток дарвинизма, утверждающего естественным право сильного; слава свидетельство того, что люди не умеют ценить самих себя и оттого изобретают себе кумиров.

«Духовное самоутверждение» происходит через свободу, умеренность, достоинство. Свобода означает задействование обратной связи в связке обязанность-свобода, обеспечивающей устойчивость развития. Умеренность – то же самое применительно к связке материальное-духовное. Достоинство вытекает из понимания жизни как высшей ценности бытия. Особое значение имеет самореализация и самоутверждение через детей, как необходимое условие сохранения жизни, вообще.

Обычно в качестве конечного результата самоутверждения рассматривается успех, успешность: высокие достижения в работе, общественное признание, репутация и др. И наконец, итог всего – слава. Но как часто эфемерной бывает слава. Недолог полет того, кто ищет и находит славу. Но долог полет гения – того, кого слава нашла сама.

И все-таки, главный результат самореализации и самоутверждения – благо – частное и всеобщее, как синтез реально существующей в обществе противоположности счастье-несчастье.  Обычно считается, что идеальная цель человека – счастье. Но что такое счастье? Нет и, по-видимому, не может быть единого определения счастья.  Это связано с тем, что счастье – всего лишь некий идеал, недостижимый практически.

Дадим следующее определение: счастье – это состояние равновесия, гармонии, полного согласия с самим собой, другими людьми и с окружающей средой (природной и социальной). Несчастье – это отсутствие такого состояния.

Согласно диалектике, несчастье и счастье сопряжены – не было бы несчастья, не было бы и счастья. Человек изначально несчастен, ибо смертен. Но в своей конечной жизни он стремится к счастью. Сопряжение счастье-несчастье отражено в поговорке: не было бы счастья да несчастье помогло.

По триалектике, противоположность несчастье-счастье разрешается рождением «нового». Это «новое» можно назвать благом, благополучием, процветанием, удовлетворенностью жизнью, гармоничной жизнью. Самая простая формулировка «нового»: «я доволен жизнью». Имеется в виду не счастье, но и не несчастье, а их гармоничный синтез.

Согласно триалектике,  рост «счастья»  служит развитию человека, но до определенного предела. Чрезмерное счастье – регресс,  оно угнетает деятельное начало человека. В свою очередь,  умеренный рост  «несчастья»  отвечает   развитию. 

Обычно считается, и вполне правильно, что счастье (мы понимаем под ним благополучие) зависит, главным образом, от самого человека, его внутренней сущности, определяясь его мировоззрением. Куда меньше влияние внешних факторов (материальное благосостояние, социальный успех и т.п.). При этом, как правило, перечисляются частные составляющие «счастливого» мировоззрения. А синтеза, системного подхода нет. Теперь, в связи с развитием учения социогуманизма, ситуация изменилась. «Счастливое» мировоззрение – это социогуманизм.

Социогуманизм (экосоциогуманизм) – научное учение об устойчивом функционировании системы природа-человек-обще­ство в ХХI в. Главный принцип социогуманитарной гармонии известен еще с древнейших времен – «все в меру». Теперь этот принцип научно обоснован – мир функционирует по законам триалектики.

Общество, следующее принципам триалектики и гармонии – это социогуманитарное общество. Оно является гармоническим синтезом капитализма и социализма. От социализма берется цель – гармоничное  развитие человека, от капитализма – способ ее реализации: регулируемый рынок.

Движение от капитализма к социализму есть прогресс, но до определенного уровня. Затем наступает регресс, вследствие дисгармонии между индивидуальным и коллективным. При «уменьшении» социализма   также имеет место сначала прогресс, а затем регресс.  Координата максимального прогресса (равновесия) отвечает социогуманизму.  «Много» капитализма также плохо, как и «много» социализма.

         Либеральные реформы в России осуществлялись и продолжают осуществляться на основе диадной парадигмы. Победил капитализм, что, согласно триалектике, есть регресс. Это мы и наблюдаем на практике. Движение от социализм к капитализму должно было остановиться  в  координате социогуманизма. Прогресс современной России может быть реализован обратным движением от капитализма к социализму  с прекращением реформ в координате социогуманизма.  Должны быть выработаны экономические и социальные механизмы оптимальных преобразований с тем, чтобы не вернуться к социализму, а прийти в координату социогуманизма.

При социогуманизме  разрешаются (частично или полностью)  на основе гармоничного синтеза основные противоположности в системе природа-человек-общество. В их числе: природа-человек – через гуманизацию  окружающей среды, тоталитаризм-демократия – через сильное демократическое государство, богатство-бедность – через средний класс, права-обязанности – через власть закона, общенародная-частная собственность – через коллективистскую (акционерную) собственность и др.

Социогуманитарное государство обеспечит благоприятные условия для гармоничного развития человека. Однако этого недостаточно. Потребуется внутренняя работа самосовершенствования самого человека.

Несовершенство современного мира и человека в нем обусловлены тем, что мир в целом  функционирует на  основе принципа диалектики – «борьбы» противоположностей. В нем еще действенны многие диалектически не разрешенные противоположности. В этом – корень глобальных проблем человечества. В их числе, разделение на богатых и бедных (людей, стран), экологические проблемы, несовершенное мировоззрение, ведущее к депопуляции и многое-многое другое. Любой человек, не способный «снять» указанные выше противоположности (и другие), не отвечает естеству и потому дисгармоничен и заведомо неблагополучен.

Смысл жизни человека в социуме:  благо – частное и всеобщее. В социогуманитарном государстве «всеобщее благо» из утопии станет превращаться в реальность.

Владимир Голубев, академик РАЕН.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить