СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ (НООСФЕРНОЕ) ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ

СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ (НООСФЕРНОЕ) ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ  - фото 1

 

 

 

Наша страна переживает острый гуманитарный кризис – кризис человека. Согласно проведенным нами расчетам,  по величине производства человеческого капитала на 2009г. Россия занимала 162 место в мире. Население страны убывает в течение последних 20 лет почти на миллион человек ежегодно. Ухудшается здоровье населения, особенно, молодежи. Падает качество образования. Падает мораль.

         Выход из кризиса один – вырастить новое «поколение счастья». Для этого требуются глубинные изменения существующих систем воспитания и образования, их новый синтез. Назовем такой синтез социогуманитарным  (ноосферным) просвещением.

         Прежде чем обсуждать существо необходимых изменений, полезно разобраться, в чем главные цели воспитания и образования, каково их предназначение. Обычно считается, что и  воспитание, и образование имеет одну цель – всестороннее развитие человека. Но тем самым как бы утрачивается специфика каждого из процессов – воспитательного и образовательного.

         Полагаем, что все-таки имеется определенная специфика целей воспитания и образования. Воспитание – это процесс гармоничного развития человека.* Цель образования – формирование «правильного», то есть  научно обоснованного, мировоззрения. В совокупности это формирует «человека гармоничного», «поколение счастья».

 

  • Мы отказывается от бытующей формулы «свободное развития человека» в пользу «гармоничного развитие». Ибо свободное  развитие может означать развития как позитивных, так и негативных человеческих качеств. Примеров этому не счесть как в России, так и в мире в целом.

         Воспитание и образование сопряжены, взаимно влияют друг на друга – между ними существуют прямая и обратная связи. Правильное воспитание развивает способности к обучению. В свою очередь, овладение научным мировоззрением в результате обучения способствуют гармоничному развитию личности.

         Итак, человек рождается. От чего зависит, какая у него будет жизнь – долгая и полная или короткая и пустая? Один из ответов на эти вопросы содержится в «формуле здоровья ВОЗ» (Всемирной Организации Здравоохранения). Согласно ей, здоровье определяется на 50-55% образом жизни, на 20-25% - качеством окружающей среды, на 15-20% наследственностью и на 10% медициной.

         Однако в этой формуле не содержится в явном виде один из главных факторов здоровья. Мы его назвали «фактором детства». Развитая нами математическая модель описывает функционирование человека с наиболее общих энергетических позиций. При этом теоретически выявляется следующая закономерность. Сначала (восходящая стадия жизни) увеличивается «запас здоровья» человека  - в терминах модели, растет жизненная структурная энергия (витальный капитал) человека. В течение этого времени организм накапливает ресурс здоровья. Затем наступает  момент, когда витальный капитал достигает максимального значения. После этого он начинает уменьшаться – человек стареет  (нисходящая стадия). В зависимости от условий, в которых протекают юные годы, человек достигает разных  максимальных значений витального капитала – неодинакового начального «запаса здоровья». Поэтому стартовые позиции для здоровья и долголетия у разных людей неодинаковы. Данную теоретическую закономерность подтверждают фактические данные. Многочисленные исследования показали, что в юном возрасте (до 14-16 лет) наблюдается убывание смертности с возрастом. Следовательно, в юном возрасте происходит увеличение «запаса здоровья» человека – растет его витальный капитал. Он достигает максимального значения к 14-16 годам.

При превышении этого значения смертность начинает увеличиваться с возрастом – витальный капитал падает.  

         Здоровая гармоничная семья – главное условие здоровья и долгих лет

жизни. Исследования американских медиков показали , что стрессы в детстве намного сокращают жизнь. Ученые в  течение нескольких лет наблюдали связь между продолжительностью жизни и перенесенными в детстве стрессами (по опросам исследуемых). Рассматривалось восемь факторов стресса: 1) оскорбления на словах, 2) физическое насилие, 3) сексуальное насилие с физическим контактом, 4) регулярное избиение отцом матери, 5) алкоголизм или наркомания у членов семьи, 6) психические заболевания у членов семьи, 7) тюремное заключение членов семьи, 8) развод или расставание родителей.

У лиц, испытавших в детстве по крайней мере шесть из восьми указанных негативных факторов, средняя продолжительность жизни составила 61 год, тогда как не испытавшие этих стрессов умирали в возрасте 79 лет. Только треть участников исследования не испытала в детстве ни одного из перечисленных стрессов, что указывает на широкую распространенность  негативных явлений в американских семьях.

Авторы исследования делают вывод, что лучшая профилактика детства – избавить детей в семье от стрессов. Стрессы замедляют развитие головного мозга. Поэтому лица, перенесшие в детстве стрессы, в большей степени склонны к депрессии и чаще обращаются к алкоголю и курению как средствам справиться с проблемами. Прослеживается связь между стрессами в детстве и заболеваниями сердца, легких, печени и других органов.

         Итак, здоровое детство формирует изначальный жизненный потенциал - «запас устойчивости» (витальный капитал), являясь тем самым необходимым условием долгой здоровой жизни. Но отнюдь не достаточным, ибо долгая жизнь реализуется лишь в случае, если в дальнейшем человек придерживается здорового образа жизни. Последнее существенным образом определяется ценностными установками человека и его приоритетами, а в конечном счете, - его мировоззрением.

         В раннем детстве на первом плане находится воспитание. Мировоззрение формируется постепенно в процессе обучения. Роль образования с возрастом усиливается. Особенно значима для формирования мировоззрения учеба в ВУЗе.

Какое же мировоззрение научно обосновано, отвечает современности и способствует становлению «человека гармоничного». Таким мировоззрением выступает социогуманизм (социальный гуманизм). Согласно нему жизнь – высшая ценность бытия. Все остальные ценности сопряжены с этой главной. Человек, придерживающийся этого мировоззрения, трепетно, бережно относится к жизни своей и других, к жизни природы. Такое отношение сопряжено с правильным пониманием жизни человека, как единства биологического, социального и духовного начал. В соответствии с этим пониманием он сознательно строит свою жизнь.

Главные предпосылки, необходимые условия для становления гармоничной личности, сформулируем следующим образом.

1)  Мировоззрение социогуманизма. Согласно нему главное богатство человека заключено в нем самом, а не во внешних обстоятельствах его жизни. Поэтому гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными.

2) Гармонизация человека основывается на гармоничном сочетании (по золотой пропорции) физического здоровья (витальный капитал), интеллекта (интеллектуальный капитал) и духовности (духовный капитал).

3) Гармонизация жизни, когда человек максимально использует свои добродетели и достоинства  для служения высшим духовным целям – реализации своего земного предназначения.

4) Гармоничный человек стремится обладать следующими добродетелями, обусловливающими рост духовного капитала (согласно «позитивной  психологии»): мудрость и знание, мужество, любовь и человечность (гуманизм), справедливость, умеренность, духовность.

5)  Гармоничный образ жизни, отвечающий минимальной скорости расхода по жизни витальной структурной энергии (максимальной продолжительности деятельной жизни), реализуется на основе обратных связей между витальным и духовным капиталом.

6)  Гармоничная личность наращивает свой интеллектуальный капитал на основе профессиональной, социальной и  экологической составляющих качества человека, характеризующих его как работника, члена социума и жителя  природного дома – биосферы, соответственно.

7)   Приоритет социогуманитарной установки «служение людям» относительно установок либерализма «служение себе» и тоталитаризма «служение элите». Установка «служение себе» эволюционно оправдана при условии высокого качества личности, а «служение государству» - в условиях социогуманитарного строя.

8) Первичность  добра, а не зла; альтруизма, а не эгоизма; кооперации, а не конкуренции; средства, а не цели.

9)   Склад  «позитивной духовности» (оптимизма), когда человек удерживает в себе, запоминает («сорбирует») по преимуществу позитивное, «хорошее», в то время как негативное, «плохое» просачивается через него, как вода через сито, не задерживаясь, не оставляя следа.

10)  Материальное благосостояние как средство, а не цель – средство гармоничного развития человека.

11) Неприятие избыточного материального богатства, как свидетельства недостаточного качества человека в условиях ограниченности жизненных ресурсов; аномальной жажды обогащения, как патологии.

Как выработать социогуманитарное мировоззрение? Для этого необходима внутренняя работа человека над самим собой. Но она приходит с возрастом. Вначале же особенно значима роль образования, как школьного, так и вузовского.

Для школы важна гуманизация образования. Преподавание естественно-научных и гуманитарных дисциплин должно быть взаимно увязано и направлено на понимание мира в целом и места в нем человека. Особенно важны гуманитарная и экологическая составляющие образовательного процесса. Ибо именно они дают правильное понимание феномена жизни, вообще, и человека, в частности. В школе образование и воспитание как бы сливаются воедино, составляя суть социогуманитарного просвещения.

Что касается высшего образования, то здесь ситуация несколько иная, чем в школе. Ибо отдельно существуют ВУЗы естественно-научного и гуманитарного профиля. Гуманизация образования в ВУЗах естественно-научного профиля подразумевает преподавание в них определенных гуманитарных дисциплин в связи с естественно-научными. Опыт такого преподавания уже имеется. Полезно было бы ввести также преподавание новой дисциплины (эргодинамики), в которой реализован естественно-гуманитарный синтез и с научных позиций изложено мировоззрение социогуманизма.

ВУЗы гуманитарного профиля проще ориентировать на выработку социогуманитарного мировоззрения. Мотивы социогуманизма так или иначе присутствуют в большинстве гуманитарных дисциплин. Требуется лишь их усилить, сделать акцент на них. Полезно будет ввести и новый учебный курс, в котором дано естественно-научное обоснование мировоззрения социогуманизма.

Цель гармоничного развития человека – гармония, то есть равновесие, гармония, согласие  с самим собой, другими людьми и природой. Оно дается не избытком материальных благ, а гармонией жизни.  Благополучие – это когда «отдаешь» и одновременно «получаешь», когда отрекаешься от неоправданных желаний,  заряжаешься энергией чистой природы… Тогда в жизнь приходят простые радости.

         Социогуманитарное просвещение является необходимой предпосылкой для формирования нового процветающего поколения.

Владимир Голубев, академик РАЕН,

доктор геол.-мин. и кандидат хим. наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить