Вводная часть
Мир переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем, среди которых главные: разделение на богатых и бедных (стран мира, людей), загрязнение окружающей среды, гонка вооружений, низкая рождаемость в развитых странах, падение культуры, нравственности и т.п.
Причина кризиса – глубокое и все углубляющееся несоответствие, разлад между материальным и идеальным, между уровнем технологического развития и сознанием человека, между естественными и гуманитарными науками. Техно-гуманитарный разрыв – это отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной. Он особенно присущ западному либеральному обществу. Все проблемы человечества, как настоящие, так прошлые и будущие, упираются в проблему эволюционного качества человека.
Неконтролируемый технический прогресс (а таковым он в какой-то степени всегда остается) – опасный враг человечества. Главная задача – ликвидировать этот разрыв, перейти от чисто техногенного развития к техно-гуманитарной гармонии. В настоящее время мир находится в точке бифуркации (качественного изменения траектории развития) или приближается к ней.
Кризис материальной цивилизации
Существующий мир – это мир материализма, где господствует материальное, где «бытие определяет сознание». Он уходит в прошлое. Главный порок материальной цивилизации – низкая «цена» человека, недопустимо низкое место гуманитарных ценностей в их системной иерархии.
Мир материализма не приемлем для будущего развития по следующим причинам.
1. Из-за убогих идеалов и целей: деньги, собственность, успешность, карьера, прибыль и др. Сформулированный либеральными экономистами закон возвышающихся потребностей является положительной обратной связью, которая разрушает изнутри любую систему. Власть денег уже привела мир к крайней черте устойчивости, за которой не исключены глобальная катастрофа и хаос.
2. Мир материализма неизбежно ведет к разделению на богатых и бедных (стран, людей). Социальное расслоение в мире непрерывно растет.
3. Классом собственников движет стремление к максимальной прибыли. Это обескровливает Землю, ее ресурсы, и создает проблемы для будущих поколений. Организован беспрецедентный вывоз из развивающихся стран природного и человеческого капитала, что ставит под вопрос возможности развития этих стран в будущем. Мир материализма живет сегодняшним днем, не желая заглядывать в будущее, игнорируя законы социоприродного развития.
4. Неконтролируемый технический прогресс разрушает живую природу и не сопровождается необходимым ростом качества человека.
5. Мир материализма порождает демографические проблемы: рождаемость в развитых странах мала и недостаточна даже для простого воспроизводства населения. А в бедных странах от хронического недоедания умирают за год миллионы детей.
6. Происходит унижение женщины, матери, разрушается инструмент семьи.
7. Имеет место информационное оболванивание народа, особенно, молодежи. Истинная культура замещается масс-культурой – по существу, антикультурой. Масс-культура заменяет главную функцию культуры – гармоничное развитие человека – ее антиподом: «свободное» развитие низменных инстинктов и негативных качеств.
8. Войны неизбежно сопровождают мир материализма. Совершенствуются военные технологии, а стоимость человеческой жизни (простых людей) не принимается в расчет. Борьба за мир перестала быть, с падением СССР, главным приоритетом мировой политики.
И еще много других причин, по которым не приемлем мир материализма. В итоге имеем больной мир – нездоровье основной массы населения: физическое, психическое, нравственное, интеллектуальное. Образ жизни буржуа – главных носителей вульгарного материализма – находится в вопиющем противоречии с жизнью народа. Поэтому он асоциален и безнравственен. Обществу необходимо выработать эффективные механизмы отторжения этого образа жизни, как не отвечающего требованиям устойчивого развития и социогуманитарного прогресса. Безнравственная прослойка общества должна быть вытесняема на обочину социальной жизни.
Причина негативного состояния современного мира очевидна: несоответствие системы ценностей эволюционным законам, мировоззрение вульгарного материализма, господство диадной парадигмы «борьбы» противоположностей (см. ниже) и т.п. Мир болен. Его поразила болезнь голого материализма. Мир переживает острый социогуманитарный кризис – кризис человека и модели развития.
Господству материализма немало способствовала и наука. Естественная наука всегда имела дело с материей и была, по существу, материалистической. Ей человечество обязано материальным прогрессом и научно-техническими революциями. На ее основе формировались новые технологические уклады. Но и совершенствовались орудия убийств. Поэтому требуется гуманизация естественной науки – необходимое условие техно-гуманитарной гармонии.
За гуманитарный прогресс отвечают гуманитарные науки. Но они явно не справляются со своей задачей. Некоторые причины этого: индуктивный метод исследования и недостаток дедукции, субъективизм, отсутствие теоретического аппарата (в том числе, количественных характеристик социогуманитарных систем и критериев их развития), качественные построения и многое другое. По существу, гуманитарные науки были и остаются по преимуществу пред науками.
Существующий потенциал гуманитарных наук пока мало задействован для гармоничного развития человека. Экономические и социальные науки, как правило, плетутся в хвосте стихийно возникших социоэкономических систем, изучая их постфактум. Теории фиксируют частности и не в силах предсказать новые пути решения гуманитарных проблем человечества. Концепция устойчивого развития («SustainableDevelopment»), выдвинутая ООН для спасения человечества, вообще не имеет теоретического обоснования. Нет его, по существу, и у концепции ноосферы.
Гуманитарная наука не смогла предложить человечеству эволюционно обоснованный путь гармоничного развития человека. В этом одна из причин современного цивилизационного (социогуманитарного) кризиса. Для выхода из него важное значение имеет проблема естественно-гуманитарного синтеза. Новым естественно-гуманитарным наукам предстоит разработать свой теоретический аппарат и дать количественные критерии развития. На этой основе предложить эволюционно обоснованную систему ценностей и приоритетов. Практика новых наук создаст необходимые условия для гармоничного развития человека. Этому станет способствовать новое научно обоснованное мировоззрение.
Парадигма развития: от диалектики к триалектике
В мире материализма господствует диадная парадигма. Она трактует развитие на основе принципа единства и «борьбы» противоположностей. Становление новой социогуманитарной цивилизации будет происходить на основе триадной парадигмы.
Единство противоположностей означает следующее. Любое свойство (явление), развиваясь, неизбежно переходит в свою противоположность. Так, чрезмерное «добро» становится «злом» (русская пословица: не делай добра, не получишь зла). Чрезмерное богатство оборачивается нравственной бедностью. Свобода без границ порождает несвободу. Война неизбежно переходит в мир. И т.д., и т.п.
Здесь нет развития - рождения «нового». Поэтому в диалектике появляется дополнительный тезис - «борьба» противоположностей. Но при этом развитие все-равно не описывается: происходит лишь взаимопревращение существующих в мире противоположностей – одна заменяется на другую.
«Борьбу» противоположностей человечество посчитало естественным законом развития. И эта концепция стала доминирующей. Ей «оправдывались» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы несовершенного человечества.
Триалектика, в интерпретации авторов, трактует развитие как разрешение существующих в мире противоположностей путем рождения «нового», являющегося гармоничным синтезом разрешающихся противоположностей. Триалектика дает новый подход к решению проблем развития. Остановимся на наиболее принципиальных ее приложениях.
Феномен жизни трактуется на основе разрешения противоположности концентрирование-рассеяние энергии. При этом происходит образование «нового», являющегося гармоническим синтезом данных противоположностей. Таким синтезом является жизнь (в обобщенном смысле, включая эволюционные процессы неживой природы). Ибо сущность жизни – одновременное протекание процессов синтеза-разложения, соответственно, концентрирования и рассеяния энергии.
|
|
Эволюция Вселенной в целом, согласно современным представлениям, происходит путем рассеяния энергии первичного взрыва. Согласно триалектике движение от концентрированного к рассеянному состоянию энергии (расширение Вселенной) есть прогресс, но до определенного уровня рассеяния. Затем наступает регресс, вплоть до состояния максимального рассеяния энергии. В свою очередь, движение от рассеянного к концентрированному состоянию энергии (в случае сжатия Вселенной) означает сначала прогресс, затем регресс. В рассматриваемой схеме жизнь предстает как космическое явление - неотъемлемая часть эволюции Вселенной. Она появляется на определенной стадии эволюции, а затем исчезает.
Триалектика объясняет такое фундаментальное свойство как конечность жизни отдельного индивида – на основе разрешения противоположности бессмертие-смерть. Продление жизни есть прогресс, но лишь до определенного предела. Природа «отказалась» от бессмертия. Ибо оно означало бы «переполненность» Земли жизнью и, как следствие, полное исчерпание земных ресурсов, прекращение жизни. Природный компромисс между смертью и безсмертием достигнут через репродукцию: противоположность разрешается, согласно триалектике, рождением нового человека
Триалектика дает следующее разрешение противоположности«материальное – духовное».Единствоматерия-дух означает, что между материальным и духовным существует прямая и обратная связь: дух есть производная материи (прямая связь), в то же время духовность влияет на материальные основания жизни (обратная связь). Это отражено в формуле социогуманизма (см. ниже): не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие».
Согласно диалектике при росте материального человек развивается, но лишь до определенного предела роста. При его превышении прогресс сменяется регрессом. Аналогичным образом, рост духовного является прогрессом, но до определенного предела, сменяясь затем регрессом. Противоречие разрешается через «новое» – «человека гармоничного».
Аналогичным образом разрешаются и другие существующие в мире противоположности. Вместе с тем, практика показывает, что реально противоположности могут не разрешаться, а «побеждает» одна из них.
Вместе с тем, практика показывает, что реально противоположности часто не разрешаются, а «побеждает» одна из противоположностей. Последнее обусловлено превалирующим вкладом субъективного (человеческого) фактора. Естественный закон гармонического развития снимается антропогенным. При этом возможны два случая.
Когда вклад человеческого фактора («социальной энергии») в «борьбу» противоположности приводит к «победе» более прогрессивной противоположности, то имеем прогресс. Здесь человек выступает как созидатель, со-творец с Природой.
Наоборот, когда антропогенный вклад приводит к «победе» менее прогрессивной противоположности, то имеет место регресс. Подчинение объективного (гармонический синтез противоположностей) негативно субъективному (победа за счет субъективного фактора антиэволюционной противоположности) происходит насильственным путем: «носители субъективного» должны одержать верх над «носителями объективного». Здесь человек выступает как фактор регресса. Становятся неизбежными войны, революции, диктатуры и т.п.
Таким образом, естественный закон развития – разрешение противоположностей на основе их гармоничного синтеза. Когда человек в своей деятельности следует этому естественному закону, развитие наиболее гармонично и прогрессивно. Развитие может реализоваться и через «победу» одной из противоположности, когда превалирует позитивная «социальная энергия». Если же вмешательство человека в естественный процесс имеет негативный характер, происходит регресс.
Мир объективно движется к всеобщей гармонии. Человечество, придерживающееся в своей деятельности диадной парадигмы, эту гармонию непрерывно нарушает, в чем природа глобального кризиса. Диадную парадигму человечество уже переросло. Если же оно продолжит следовать ей, то кризис неизбежно превратится в катастрофу с мало прогнозируемыми для человечества последствиями. Требуется смена диадной парадигмы развития на триадную.
Социогуманизм –эволюционно обусловленный
этап социоприродного развития
Естественно-гуманитарный синтез, реализованный в новой науке эргодинамике (Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., Энергия, 2003; 2 изд., исправленное и дополненное. М., ЛЕНАНД, 2012) , показывает исчерпаемость существующего пути мирового развития, финальность материальной цивилизации, которая выдвигает на первый план экономику как цель, возвышение материальных потребностей человека. На смену материальной идет социогуманитарная цивилизация. В ней экономика перестает быть целью, а становится средством гармоничного развития человека, обеспечивая согласованный рост всех составляющих странового капитала, вообще, и рост человеческого капитала, в особенности.
Согласно триалектике противоположность капитализм-социализм разрешается их гармоническим синтезом – социогуманизмом. От социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ реализации цели – регулируемый рынок. Главный принцип социогуманитарной гармонии – «все в меру».
Cоциогуманизм – это естественно-гуманитарное учение о функционировании и развитии глобальной системы природа-человек-общество. Социогуманизм выступает как обобщенный итог исторического пути, на котором неизменно росла ценность человека, совершенствовалось бытие.
Учение социогуманизма строится дедуктивным методом – от теории социоприродного развития к социуму и человеку. Тем самым оно лишено недостатков обычно используемых индуктивных построений (субъективизм, не учет существенных факторов, преувеличение или преуменьшение роли других и т.п.). Три главных составляющих этого учения: от общества потребления – к обществу социального гуманизма, от «человека социального» - к «человеку социально-духовному», от социального - к социогуманитарному государству. При социогуманизме разрешаются (частично или полностью) на основе гармоничного синтеза основные противоположности в системе природа-человек-общество. В их числе: природа-человек – через гуманизацию окружающей среды, тоталитаризм-демократия – через сильное демократическое государство, богатство-бедность – через средний класс, права-обязанности – через власть закона, общенародная-частная собственность – через коллективистскую (акционерную) собственность и др.
Цель социогуманизма – гармоничное развитие человека как индивида и члена социума. Последнее означает сопряженный согласованный рост всех составляющих человеческого капитала – витальной, интеллектуальной и духовной (характеристики здоровья, интеллекта и нравственности, соответственно).
Способ реализации цели – эволюционный, с учетом принципа относительного совпадения цели и результата развития.
Новый приоритет развития – рост качества человека.
Утверждение мировоззрения социогуманизма.
Оптимальная (на современном этапе) модель государства с регулируемой рыночной экономикой, ориентированной через систему налогов и социальную политику на гармоничное развитие человека. Форма собственности вторична – первично развитие человека. Экохозяйство как сотворчество человека и природы.
Свобода в эволюционном смысле как рост «запаса устойчивости» человека.
Отметим основные положения мировоззрения социогуманизма.
1. Человек, его жизнь в гармонии с Природой как высшая ценность бытия. Неизмеримым был «труд» Природы по выдвижению и становлению человека. Истинная «цена» человека бесконечно велика. Когда же все-таки возникает необходимость оценки стоимости человека (через величину человеческого капитала), непременно следует иметь в виду относительность данных оценок.
2. Человек и Природа сопряжены. Не будет Природы, не будет и человека. Вместе с тем, у человека имеется биосферная функция – поддержания устойчивости современной биосферы. В этом аспекте установки антропоцентризма и биоцентризма односторонни и не верны.
3. Развитие человека естественно и закономерно. Оно обусловлено свойством самосохранения жизни при изменяющихся условиях среды жизнеобитания, вызванными как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) факторами. Культурный прогресс человечества эволюционно обусловлен. Он вырос из этологического прогресса в животном мире.
4. Движущей силой эволюции является открытие и освоение нового ресурса. Благодаря кооперации разных видов и взаимодополняемости их функций жизнь устойчиво самосохраняется на протяжении геологического времени. Механизмы же конкуренции, борьба за существование играют вспомогательную роль: они устраняют регресс. Социальный дарвинизм, теория «человека экономического» основана на установке «служение себе». Этот подход не удовлетворителен, поскольку основан на ошибочной диадной парадигме развития как «борьбы» противоположностей. При этом искажается природа человека - он полагается существом сугубо эгоистическим («человек экономический»).
5. В мире первично «добро», а не «зло»; альтруизм, а не эгоизм. Если бы первичным было «зло», то устойчивое существование жизни, цивилизации было бы вообще невозможным. Согласно позитивной психологии истинная, соответствующая эволюционному предназначению жизнь такая, при которой человек максимально развивает свои индивидуальные достоинства и добродетели для служения высшим духовным целям. При этом главные человеческие достоинства в первом приближении можно свести к следующим: мудрость и знание, мужество, любовь, доброта и человечность, справедливость, умеренность, духовность.
6. Гуманитарный прогресс в целом протекает по механизму устойчивого развития – через выделенные индивиды («человек творческий») на фоне основной не прогрессирующей массы. «Новое» овладевает массами постепенно. Отсюда вытекает особая историческая роль и ответственность ученых и интеллигенции вообще – через нее осуществляется научный и культурный прогресс человечества в целом.
Истинная интеллигенция – это не просто люди умственного труда, а лишь те из них, через деятельность которых реализуется культурный прогресс. Позиция «искусство для искусства» и подобные им не только ошибочны, но и вредны. Культура «зла», культивирующая низменные инстинкты, по существу, является антикультурой. Ее действие противоположно эволюционной роли культуры – быть средством гармоничного развития человека. Она, вероятно, самое худшее «изобретение» человечества, нужное либеральной квазиэлите, чтобы оправдать социальную несправедливость, свести ее к издержкам природы человека. В действительности, человеческая мораль уходит корнями в глубины эволюционного процесса.
7. Количественной характеристикой качества человека является человеческий капитал. Он складывается из унаследованной (витальный капитал) и приобретенной (интеллектуальный и духовный) составляющих. В «человеке гармоничном» составляющие человеческого капитала находятся в оптимальном соотношении (по «золотой пропорции»).
8. Согласно социогуманизму, жизнь – высшая ценность бытия. Поэтому гуманитарные ценности (здоровье, образование, мораль, семья и т.п.) приоритетны по сравнению с материальными (хотя и не умаляют значение и роль последних). Так, иерархии либеральных приоритетов богатство-власть-слава можно противопоставить социогуманитарные: умеренность-свобода-достоинство.
9. Гармоничный образ жизни отвечает максимальной продолжительности деятельной жизни, что достигается на основе задействования трех основных факторов: благополучного детства («фактор детства»), обратной связи между витальным и духовным капиталом, здоровым и деятельным образом жизни. Здоровье человека в большой степени находится внутри него самого, определяясь его мировоззрением. Оптимизация здоровья и высокая культура жизни достигаются на основе мировоззрения социогуманизма.
10. Аномальная жажда обогащения рассматривается социогуманизмом как патология.
11. Ценности социогуманизма во многом соотносятся с религиозными ценностями. Это особенно касается таких сущностных моментов, как отношение к человеку и материальной стороне его жизни, а также к труду и богатству. Социальный гуманизм по-особому, ясно и доходчиво, расшифровывает феномен духовности. Духовный человек – тот, кто понимает, что жизнь – высшая ценность бытия; кто строит свою жизнь в соответствии с этим пониманием. Тем самым устраняется во многом неопределенный смысл, которое зачастую сопровождает термин «духовность». Духовность не тождественна религиозности: неверующий человек может быть глубоко духовным и наоборот. Впрочем, здесь образуется определенная коллизия, связанная с тем, что, бывает, человек жертвует своей жизнью ради спасения других. Однако это относится к «неравновесной» критической ситуации (стихийные бедствия, войны и др.). В «равновесной» жизни данная трактовка духовности остается в силе.
12. Глубинная цель социогуманитарного развития – благо, максимально полная удовлетворенность жизнью. Это дается не изобилием материальных благ, а полнотой жизни – максимальным развитием и использованием позитивных человеческих качеств для реализации своего земного предназначения. «Все в меру», этот издревле известный принцип благополучной жизни, получает в учении социогуманизма новое обоснование (с позиции триалектики).
Заключение
Гуманитарные науки не смогли предложить эволюционно обусловленный выход из переживаемого миром цивилизационного кризиса. Кризис гуманитарной науки связан с индуктивным методом исследования и отсутствием количественного теоретического аппарата. Кризис будет преодолен на основе естественно-гуманитарного синтеза.
Стагнирующие общества материализма функционируют на основе диадной парадигмы единства и «борьбы» противоположностей. Диадная парадигма не учитывает творческую составляющую материи. Законом развития является триадная парадигма. Согласно ей существующие в мире противоположности разрешаются рождением «нового», являющимся гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей.
Социогуманизм рассматривается как гармонический синтез капитализма и социализма. От социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации – регулируемый рынок. Социогуманитарное государство является закономерным этапом развития в ряду либеральное-социальное-социогуманитарное государство. Переход мира на социогуманитарную траекторию развития может состояться уже в XXIвеке. Наибольшие перспективы для гармоничного развития человека создадутся в социогуманитарном государстве.
Сведения об авторах.
Бушуев Виталий Васильевич, доктор тех. наук, академик РАЕН, Ген. Директор Института энергетической стратегии, тел. 495-698-52-34, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Голубев Владимир Степанович, доктор геол.—мин. и канд. хим. наук, директор Института глобальных проблем энергоэффективности и экологии, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, тел. 495-422-04-91, 963-652-57-11 (моб.), Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..