России пора проснуться

 России пора проснуться  - фото 1В 90-е годы Россия «сдалась» Западу: отреклась от социализма и стала строить капитализм;  территориально распалась; ликвидировала Варшавский договор (и прочее).
Теперь же, в свете событий на Украине, становится ясно – Западу этого «мало». Запад полагал, что Россия станет его колонией.  Естественно, не той, которые уже перестали существовать, а «новой колонией» XXI века. Ее сущностное содержание: Россия – сырьевой придаток Запада; независимость России виртуальна; политика Россия  определяется Западом (и другое в том же духе). 
В 90-е годы так оно и было.  Но в новом веке Россия начала вставать с колен, стала проводить независимую политику. Поначалу Запад удивился. Потом понял, что это надолго.  Ему это не понравилось. И стратеги «золотого миллиарда» начали разрабатывать секретную операцию против России.
Но Запад не един. Есть там и «светлые силы», озабоченные глобальным прогрессом человечества. Именно им мир обязан разработкой стратегии устойчивого развития (Sustainable Development). Но «темные силы» не желали и не хотели  отказаться от своей теневой стратегии  одномерного мира, господства Запада. «Случай» им помог: на Западной Украине возрождался фашизм. Умелыми натруженными мозгами (вспомним Мюнхенский сговор перед второй мировой войной)  был раздут пожар на Украине. Цель его – не Украина. Цель – перекинуть пожар на Россию с тем, чтобы «сжечь» ее независимость.
В 90-е годы Россия «угорела» Западом. Не пора ли вылечиться от  «угара»?
«Рецепты» такого выздоровления «выписывает» наука. Главные из них – два: евразийство и социогуманизм, чисто российские новации.  Их научная основа едина – триалектика, триадная парадигма мира. Она рассматривает развитие на основе гармонического разрешения («разумный компромисс») существующих в мире противоположностей путем рождения «нового» (в чем суть развития). Диалектика, диадная парадигма  трактует развития как «борьбу» противоположностей.  Но когда одна противоположность замещается на другую, развития нет. Диадная парадигма не описывает творческую составляющую материи. Следуя  диадной парадигме, человечество «заблудилось». Ей «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы несовершенного человечества.
Триалектика показывает эволюционно обусловленное место России в мире.  Разрешением  противоположности Европа-Азия (имеются в виду ценностные установки), является евразийство, которое справедливо рассматривается как сущность России.  В данном случае евразийская позиция России отвечает естественному закону развития. И потому она правильна.  Идеологией евразийства является гармонический синтез имевшей место в истории противоположности развитие (Европа) – стабильность (Азия).  Синтез – устойчивое развитие (и социогуманизм, при котором аспект делается на гармоничном развитии человека, см. ниже). 
Несколько иным является  рассмотрение другой исторической противоположности  демократия (Европа) – авторитаризм (Азия).   Ее синтезом является сильное демократическое  государство с оптимальным сочетанием (в условных единицах) демократии и авторитаризма. «Много» демократии также плохо, как и «много» авторитаризма.
Считать идеологией  евразийства консерватизм (как это  имеет место применительно к идеологии правящей партии «Справедливая Россия») вряд ли правильно. Консерватизм – идеология Азии.
Наши исследования   показывают исчерпаемость существующего пути мирового развития, финальность материальной цивилизации, которая выдвигает на первый план экономику как цель,  возвышение материальных потребностей человека.
Российский либерализм анти эволюционен. С ним сопряжены:  социальное сверх расслоение, выращивание миллионщиков из общенародной собственности, безмерная коррупция, разгул анти культуры, лицемерие власти, следование в политике противоестественной диадной парадигме «борьбы» противоположностей. И еще многое-многое другое.  Либерализм  - стихийное развитие, у которого отсутствует эволюционно обоснованная цель. У либеральной России нет позитивного будущего.
 На смену  материальной идет социогуманитарная цивилизация. В ней экономика перестает быть целью, а становится средством гармоничного развития человека, обеспечивая согласованный рост всех составляющих странового капитала, вообще, и  человеческого капитала, в особенности.
Согласно триалектике противоположность капитализм-социализм  разрешается социогуманизмом, являющимся гармоническим синтезом капитализма и социализма. От социализма берется цель – гармоничное  развитие человека, от капитализма – способ ее реализации: регулируемый рынок. Главный принцип социогуманитарной гармонии – «все в меру».
Движение от капитализма к социализму есть прогресс, но до определенного уровня. Затем наступает регресс, вследствие дисгармонии между индивидуальным и коллективным. При «уменьшении» социализма также имеет место сначала прогресс, а затем регресс.  Координата максимального прогресса (равновесия) отвечает социогуманизму.  «Много» капитализма также плохо, как и «много» социализма.
         Между тем, либеральные реформы в России осуществлялись и продолжают осуществляться на основе диадной парадигмы – «борьбы противоположности» социализм-капитализм. Победил  капитализм, что, согласно триалектике, есть регресс. Это мы и наблюдаем на практике. Движение от социализм к капитализму должно было остановиться  в  координате социогуманизма.
Прогресс современной России может быть реализован обратным движением от капитализма к социализму  с прекращением реформ в координате социогуманизма.  Необходимо выработать экономические и социальные механизмы оптимальных преобразований с тем, чтобы не вернуться к социализму, а прийти в координату социогуманизма.  
 Учение социогуманизма строится дедуктивным методом – от теории социоприродного развития к социуму и человеку.  Тем самым оно лишено недостатков обычно используемых в социальных теориях индуктивных построений (субъективизм, не учет существенных факторов, преувеличение или преуменьшение роли других и т.п.). Три главных составляющих этого учения: от общества потребления – к обществу социального гуманизма, от  «человека социального» - к «человеку социально-духовному», от социального - к социогуманитарному государству.
  Цель социогуманизма – гармоничное развитие человека как индивида и члена социума. Последнее означает сопряженный согласованный рост всех составляющих человеческого капитала – витальной, интеллектуальной и духовной (характеристики здоровья, интеллекта и нравственности, соответственно). Способ реализации цели – эволюционный, с учетом принципа относительного совпадения цели и результата развития. Новый приоритет развития – рост качества человека. Утверждение мировоззрения 
социогуманизма. Оптимальная (на современном этапе)  модель государства с регулируемой рыночной экономикой, ориентированной через систему налогов и социальную политику на гармоничное развитие человека. Форма собственности вторична – первично развитие человека. Экохозяйство как сотворчество человека и природы. Свобода в эволюционном смысле как рост «запаса устойчивости» человека.
Для России концепция социального гуманизма может стать ее Национальной Идеей, целью развития – той скрепой, которая объединит нацию.  Лозунг «Вперед Россия» (выдвинутый А.Д. Медведевым в его бытность Президентом РФ) требует формулировки цели. Такая цель – строй социального гуманизма.  Эта цель может быть достигнута лишь при системном подходе к необходимым преобразованиям во всех сферах жизни. Системным принципом для социогуманитарного перехода является  новая триадная парадигма мира. При социогуманизме станет происходить разрешение существующих в обществе противоположностей путем их гармонического синтеза. Разрешаются следующие противоположности:
в экономической сфере 
 бедность-богатство –  через средний класс;
рыночная-плановая экономика – через  смешанную рыночно-плановую экономику;
 частная-общенародная собственность – через коллективистскую (кооперативную) собственность;
производство-потребление – через прогрессивное налогообложение;
 конкуренция-кооперация -  через устойчивое развитие;
(и другие);
в социальной сфере
человек-государство – через социогуманитарное  государство;
права-обязанности – через власть закона;
свободное – несвободное развитие – через гармоничное развитие;
(и другие);
в гуманитарной сфере
бытие-сознание -  через социогуманизм (не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие»);
природа-человек – через гуманизацию окружающей среды;
добро – зло – через разумное добро;
эгоизм-альтруизм -  через «человека гармоничного»;
несчастье-счастье – через благополучие;
(и другие).
История человечества заполнена войнами – крайним выражением  диадной парадигмы «борьбы» противоположностей.  Данная парадигма – это не объективный закон социоприродного развития, а субъективный закон несовершенного человечества. В целом цивилизация  сохранилась благодаря коллективному разуму человечества, действующему на основе принципа триалектики - гармонии и компромисса.  Исключить субъективный фактор цивилизационного развития будущего – главная задача человечества. Задействовать принципы социогуманизма в России – главная задача российской политики.
Наибольшие перспективы для гармоничного  развития  человека создаются в социогуманитарном государстве. Именно для этого требуется переход России на траекторию социогуманитарного развития. Его цель  – всеобщее благо, которое дается не избытком материальных благ, а гармонией жизни. 
Таковы два главных рецепта выздоровления – евразийство и социогуманизм.  Их реализация  обеспечит подлинную независимость России.
 
Владимир Голубев, академик РАЕН.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить