Еще раз о смысле жизни

Еще раз о смысле жизни - фото 1Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
А.С.Пушкин

Проблема смысла жизни обсуждается с позиций новых естественно-гуманитарных наук: триалектики, учения социального гуманизма, человековедения, эргодинамики. Даны в форме эссе о Природе размышления автора по данной проблеме. Показывается, что смысл жизни в ее самосохранении и развитии.   Истинным смыслом жизни обладают не все люди, а лишь те, чья деятельность направлена на самосохранение и развитие жизни. Существуют люди антисмысла - «человек распадный», деятельность которых направлена на деградацию и уничтожение жизни. Человек предыстории - обладатель смысла стихийной жизни. Смысл жизни человека истории – движение к Цели «Человек Гармоничный».

Постановка проблемы

Вопросом о смысле жизни задается каждый человек. И чаще всего не находит ответа. А это – главный вопрос бытия. Его решение - задача культуры. Она же дает множество ответов, часто самых разных и противоречивых. Как в них разобраться простому человеку?

       Истинное знание дается наукой. Смысл жизни - наукой о человеке (человековедением, человекознанием), главной наукой всех времен и народов [1]. Величайший мыслитель Л.Н. Толстой писал (в работе «Так что же нам делать?) по этому поводу следующее: … «без науки о том, в чем назначение и благо человека, не может быть никаких настоящих наук и искусств, ибо предметов наук и искусств бесчисленное множество; и без знания того, в чем состоит назначение и благо всех людей, нет возможности выбора в этом бесконечном количестве предметов, и потому без этого знания все остальные знания и искусства становятся, как они и сделались у нас, праздной и вредной забавой».

       Наука, философия, искусство, религия дают некоторые ответы на проблему смысла жизни. Но как часто они отрывочны и не убедительны. Ваш автор искал ответы в науке об эволюции и гармонии, а также в подсказках Природы. Некоторые результаты его поиска излагаются ниже. Их дискуссионность вполне вероятна. Приглашаю пользователей издания АТ присоединиться к этой дискуссии. Данный очерк в авторсом блоге является дополнением к предыдущему сообщению.

       Смысл жизни - в ее самохранении и развитии. Другого смысла нет и не может быть. Поэтому истинным смыслом жизни обладают не все люди, а лишь те из них, чья деятельность направлена на самосохранение и развитие жизни. И наоборот, кто способствует или участвует в деградации и уничтожении жизни, такой человек не владеет истинным смыслом жизни. «Человек распадный» [2] – обладатель антисмысла, смысла со знаком минус. Все властная, экономическая и прочая элита; все эти короли, цари, президенты, премьеры, миллионеры, миллиардеры, военщина; все те из них, кто инициировал и вел войны, порождал в мире насилие, несправедливость…; все они – враги жизни. Они – духовно больные люди: недочеловеки – ошибка Природы. История человечества в целом была и остается предысторией стихийного развития с отсутствием его Цели. Рядовой человек предыстории – «Человек стихийно Разумный» [3]. Он - обладатель смысла стихийной жизни: раз живу, значит, так надо.

Природа подсказывает

      В книге «Дом, в котором чисто и светло» [4] (стр.9) Ваш автор отразил свои поиски смысла жизни (избранное из этой книги опубликовано ранее [5]) . Вот некоторые авторские ответы в форме эссе о Природе.

Мудрость жизни

     Вокруг не старой, но уже засыхающей осины поднялась целая рощица молодых осинок. Некоторые из них уже переросли свою родную. Сколько мыслей было, есть и будет о смысле жизни. Сколько слов! Сколько мудрствований! Между тем, мудрость жизни проста. Она – в этой немолодой осине, отдавшей все свои силы продолжению жизни. И только после этого сдавшейся жизненным невзгодам.

Июньский день

            Ветрено. Но все равно жарко. По белесому небу плывут друг за другом облака. Появляясь из-за горизонта, они проплывают надо мной и исчезают за линией леса. Их неторопливый ход полностью подчинен естественной причине – ветру. Так же, силой естественных причин, появляется и движется по жизни человек. И как бы ни возвышался он своей гордыней, он – всего лишь облако, несомое ветром жизни. Осознать это - значит пройти по жизни достойно, не толкаясь, не пытаясь обогнать других. Тогда твоя жизнь станет естественной, то есть длинной и счастливой. И вовремя, сама собой, придет смерть.

Цель жизни

            Над зелено-желтым полем летают бабочки. В бело-голубом небе проплывают черные вороны. В чем цель этих полетов? Через них жизнь себя проявляет. Не будет полетов – не будет жизни. И у человека кажущаяся ему бесцельной жизнь имеет глубинную цель. Она – сама жизнь, наиболее полное ее проживание.

            Человек, вступая в жизнь, не ведает, как ее проживет, чего достигнет. Но это не значит, что нет цели в его жизни. Она – в ней самой. Человек, который это понимает, проживет счастливую жизнь. Его не смогут сломать житейские невзгоды. Тот же, кто ставит цель – стать богатым или знаменитым, но им не становится, тот посчитает себя неудачником. Не ведает он, бедолага, самого главного: какое счастье, что силою обстоятельств он родился и живет на белом свете.

Естественная жизнь

         Начало июля. Зацвел иван-чай. Густо поднялись травы. Дубы, переболевшие по весне, спешат догнать лето. Первые ягоды земляники и первые грибы. Все идет своим обычным чередом. Во всем простой и ясный смысл: расти, вызревать, давать новую жизнь, увядать, удобрять почву будущей жизни…

         А моя жизнь? В чем ее смысл? Есть, пить, дышать, потреблять… все больше и больше? Да, в этом! Но еще и в другом, прямо противоположном, – отдавать. Чем больше брать, тем больше отдавать. Развивать себя для того, чтобы сполна отдавать. Взращивать хлеб насущный, сберегать чистоту природы, сажать деревья, писать добрые книги – служить людям. Когда этого нет, когда служишь лишь себе, тогда жизнь неестественна.

Как жить?

           Зачем я живу, если все равно умру? А зачем живет эта береза? Она живет, потому что появилась на свет, потому что через нее осуществляется вечное движение жизни. И я тоже живу, потому что родился. Зачем жить, вопрос не корректный. Но есть другой вопрос: как жить. Береза живет, не потребляя ресурсов: сколько берет, столько и отдает. Так   станет жить Новый человек: брать и отдавать. И чем больше будет брать, тем больше отдавать.

Символ

            Пережидал дождь под елкой. Ямка под дождем переполнилась. Из нее потек ручей. И чем сильнее лил дождь, тем полнее был ручей. Эта картина явилась мне символом совершенного человека. Чем он больше получает, тем все больше отдает.

Неоправданные ожидания

            Идешь ли в лес или на рыбалку, ждешь удачи: много грибов, хорошего клева. А ожидания часто не оправдываются. Твое разочарование здесь излишне: природа уже подарила тебе красоту леса, реки или озера. Оно и не оправдано, ибо основано на твоих же неразумных желаниях. Обманывают тебя они, а не природа. Природа никогда не обманывает. Она дает то, что имеет.

            Так, вступая в жизнь, человек хочет всего. Неосуществленность желаний ведет к разочарованию, а в конце – к ощущению напрасно прожитой жизни. Сколько прекрасного в жизни каждого. Природа, любовь, дети, наука. Но как часто все проходит мимоходом, оставляя лишь поверхностный след.

            Дорогой читатель! Может быть, эти строки помогут тебе отрешиться от неоправданных желаний. Тогда в твою жизнь придут простые радости, а сама она станет долгой и счастливой.

Что такое счастье?

            Иду босиком по лесной тропе, под дождем превратившейся в сплошной ручей. И этим счастлив. Что такое счастье? Это – когда сполна получаешь и сполна отдаешь. Сейчас я получаю: тело – легкость, ноги – прохладу. Отдаю же природе свою любовь. Другой все это тоже получает. Но ничего не отдает взамен. Потому он не ощущает счастья.

Бесценный дар

           Пасмурный день осени. А сколько перед ним было ярких солнечных дней. Они таяли, проходили. И лишь из пасмурного дня понимаешь, сколь значим был этот дар природы. Так живет человек – живет и не знает, сколь бесценным даром он владеет - своей единственной и неповторимой жизнью. Лишь неблагополучие это проявляет.

Звездное небо в сентябре

Какое звездное небо! И ты под ним, страдающая пылинка этого безмерно немыслимого бытия! Но… зажглись огни в соседнем доме. Звезды потускнели. И стало ясно: твоя жизнь здесь, на этой земле. И она значимее, чем все звезды.

Ветер и травы

        Под ветром колышатся травы. Их движения говорят: «Мы существуем. Мы еще участвуем в том спектакле, что называется бытие. Потом мы станем гумусом. И на удобренной нами почве вырастут новые травы». Так и человек. Он – это и его дети, и его книги, и все то, что он создал для других. Плоды его труда станут тем гумусом, на котором расцветет новая жизнь. Если же человек ничего не оставляет после себя, то он выпадает из жизненного цикла. Его пребывание на земле не становится жизнью. Оно не наполнено высоким смыслом: сохранить, продлить, усовершенствовать жизнь. Для истинной жизни нет смерти. Есть лишь вечный жизненный круговорот.  

Высокие ели

            Серый неприглядный день. Но… иду к высоким елям. И попадаю в иной мир. Зимняя сказка. Белое царство снега. Уходит прочь телесная усталость. Возрождаются силы и пробуждаются желания. Вновь приходит полнота жизни. Лыжи скользят уже легко…

            Деревья, стоящие среди высоких елей, - березы, осины, сосны, липы – тоже высоки и стройны. Такими их сделала достойная цель – идти к свету, сравняться с елями. В мире людей такая ель – человек творческий. Он познает – движется к свету знаний. Он стремится стать совершенным. Цивилизация пока не сумела сделать его идеалом. К которому стремились бы люди, как в моем лесу стремятся березы и осины догнать елей.

Совершенство и антисовершенство

         Белейшая поверхность снега в поле. Снег сверкает под солнцем. Сверкания перемещаются вместе со мной: одни исчезают, другие тотчас же рождаются. Перехожу в лес. Белые березы. Черные ели. Снежные их одежды. Царство сна под голубым куполом неба. И только я не сплю. Я – наблюдатель. Я – владелец природных сокровищ. Вижу красоту зимнего леса. Чувствую морозную свежесть воздуха. Наслаждаюсь легкостью бытия. Все для меня. Все для моей радости. И каждый из людей способен стать владельцем совершенного природного дома.

         Что же может противопоставить миру природы человек? Вспомнил, как день назад был в Екатерининском парке. Рядом с ним – музей военной техники под открытым небом. Сколь же омерзительно выглядел для меня весь этот железный хлам по соседству с совершенными творениями природы – снегом и нагруженными им деревьями. Часто человек – творец антисовершенства. Бесконечно долгим будет его путь к всеобщему совершенству.

Круговорот жизни

            Как быстро летит по полю ветер! Он вздымает лежащий снег, закручивает его в вихрь, несет с собой. Но где-то снова возвращает земле. Время – тот же ветер. Оно из нечто меня извлекло и включило в жизнь. Как быстро пронеслось оно по моей жизни! Скоро придет конец полету. Время возвратит меня туда же в нечто, откуда при рождении вынесло. Но задует новый ветер. Придет другое время. И я снова возвращусь из нечто в этот мир. Или в другой…

На лыжне

            Когда я на лыжне, другие лыжники меня перегоняют. И не только потому, что сильнее меня физически. У них цель – движение, у меня – наблюдать природу и думать. Множество людей перегнало меня по жизни. Вся эта жизнь с ее вечной погоней за материальными благами проходит мимо меня. Я в нее не включен. Но жизнь ли это?

            Нельзя жить без цели. Моя цель – полнота жизни. Если материальные блага способствуют ей, значит, они не лишние в жизни. Но они – всего лишь средство осуществления цели. Тот же, у кого цель – богатство, заменяет истинную цель (полноту жизни) одним из средств ее достижения. При такой подмене теряется смысл бытия, гармония жизни вытесняется хаосом.

Моя горка

            Прохожу мимо горки. Здесь когда-то давным-давно мои дети учились кататься на лыжах. От неповторимости того времени, лучшего, может быть, в моей жизни (осознание этого пришло много позже), от воскрешаемого в памяти ощущения уюта, которое я тогда испытывал на горке, и от чего-то еще неосознанного возникает чувство благодарности, как запоздалый ответ на то, что эта горка когда-то мне дарила. Благодарности тем природным силам, которые горку образовали. Живой природе – за деревья, что выросли на склоне и защитили нас от ветра. Людям, протоптавшим тропу и проложивших лыжню.

            Если вдуматься, то все ранее случившееся произошло не напрасно. Наоборот, я сам и все, что вижу и чем владею, есть результат безмерного труда происходившего. Не растрачивать нажитое природой и человеком богатство, а наоборот, приумножить его – подлинный смысл жизни.

Счастье внутри нас

            Многие люди несчастливы. У них сумрачно-невыразительные лица. Отсутствие принципов. Мелкие мысли. Жалкие поступки. И ничто – ни богатство, власть, слава или молодость, не делает их счастливыми. Бывают лишь редкие минуты счастья. Но нет непрерывающегося счастья. Счастлива жизнь лишь того, кто знает: счастье внутри нас. И умеет извлекать его из себя. Воистину, гением из гениев станет тот, кто научит людей извлекать из себя счастье и пользоваться им. Прожитая жизнь указала мне некоторые «рецепты» «внутреннего счастья». Может быть, они пригодятся и тебе, мой молодой читатель. Вот некоторые из них.

   -   Познай свое предназначение. Всю жизнь ищи его.

   -   Займи в жизни достойное место, чтобы оно отвечало твоему предназначению. Это нужно не только тебе, но и другим.

   -   Пусть твоей жизненной философией будет максимально принадлежать себе, расширить свое я, вместить в него весь мир.

     - Знай, что главное твое богатство – жизнь. Все то, что ты получаешь при рождении – способность видеть, чувствовать, мыслить - бесценно. И потому бесконечно значимее того, что ты можешь приобрести в жизни: богатства, власти, славы. С врожденными дарами природы может сравниться только любовь. Ибо она рождает новую жизнь – все то, что бесценно.

       - Живи полной жизнью. Знай: истинное значение приобретенного – уменьшить расход врожденного, твоего «запаса жизни», чтобы жить долго и полно.

        - Иди по жизни сам по себе, а не общей массой. Уход всех одинаков. Но разно движение. Истинно свободен тот, кто живет внутренней жизнью, согласуя с нею свои поступки.

           - Иди по жизни достойно, не спеша, не суетясь, не пытаясь обогнать других. Тогда твоя жизнь будет естественной, то есть долгой и счастливой. Ты сделаешь в ней больше, чем если бы спешил. И вовремя, сама собой, придет смерть.

             - Отрешись от неоправданных желаний. Постарайся довольствоваться имеющимся, зная, что большее придет. Тогда в твою жизнь войдут простые радости. И не станет мыслей о напрасно прожитой жизни.

             - Бери и отдавай. И чем больше берешь, тем больше отдавай. Главное, что ты можешь отдать всегда – свою любовь. Тот же, кто получает и не отдает, никогда не бывает счастлив.

               - Правильно включай обратные связи: гаси негативное и усиливай позитивное.  

             - Если служишь себе, то сделай так, чтобы «служение себе» было и «служением людям».

            - Не трать понапрасну своих сил, борясь с неблагополучием. Умей его переживать.

            - Без труда нет человека. Он дает чувство удовлетворенности жизнью.

            - Знай: нет ничего бескорыстнее родительской любви. Если же дети перестают отвечать любовью на твою заботу о них, отдели их от себя.

              - Знай: у тебя есть два дома – твой личный и природный дом. Сделай их удобными для проживания.

             - Максимально полно включи себя в природную жизнь. Такое включение дает полноту и гармонию жизни.

            - Учись жить в своем времени, не обгоняя его и не торопя.

К «Человеку     Гармоничному»

Умственно-художественные поиски, дополненные естественно-гуманитарной наукой (триалектикой, учением социального гуманизма, человековедением, эргодинамикой), позволяют развернуть предложенную выше формулировку смысла жизни. Смысл стихийной жизни, жизни в предыстории (понимаемой как самосохранение и развитие жизни) задается в целом внешними обстоятельствами и исполняется лишь частично. Войны, социальное и страновое неравенство, «рабство свободы» [2], расчеловечивание человека… все это свидетельства сосуществования наряду с носителями стихийного смысла жизни носителей   антисмысла. Активных носителей, поскольку именно они обычнго оказываются на жизненном Олимпе и определяют ход предыстории. Прогресс и регресс социумов, развитие и деградация человека – все это сосуществует, определяя содержание предыстории. Многочисленные попытки преодолеть этот двуликий Янус обречены. Ибо они опираются в проблему эволюционного качества человека, гуманитарного прогресса, который бесконечно отстает от техногенного прогресса. Техно-гуманитарный дисбаланс - родовой порок предыстории [5,6].

Истинным смыслом жизни обладают те, кто находятся на траектории движения в направлении «Человека Гармоничного». В издании АТ прошла в 2017 г. большая дискуссия по проблеме «Человек Гармоничный». Ваш автор обсуждал эту проблему с позиций системной теории человеческого капитала и учения социального гуманизма. Поэтому ограничимся лишь некоторыми частными повторениями. «Человек Гармоничный» руководствуется в своей жизни установками социогуманизма: «жизнь – высшая ценность бытия», «гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными», «все в меру» и др. [7,8]. Он наращивает по жизни свой интеллектуальный и духовный капитал. Он ведет гармонично-здоровый образ жизни, обеспечивающий минимальную скорость расхода по жизни витального капитала -  наибольшую продолжительность активной жизни [9]. Он – оптимист. Его качества: мудрость и знания, мужество, любовь и человечность (гуманизм), справедливость, умеренность, духовность, любовь к родителям и Родине (патриотизм). Он максимально использует свои качества для служения высшим духовным целям – реализации своего земного предназначения. Им гармонично разрешаются существующие в гуманитарной сфере противоположности (среди них одна из главных: права-обязанности). «Человек Гармоничный» - главный стратегический приоритет ХХI века.

            Гармоничное развитие человека - главная цель социогуманитарного государства. Такое развитие предполагает одновременный взаимообусловленный рост составляющих удельного человеческого капитала социума (в расчете на одного человека): витальной (характеристика физического здоровья), интеллектуальной и духовной (характеристики человека как работника и н            осителя нравственности) [9]. В социогуманитарном государстве разрешаются основные противоположности предысторического бытия [7,8]. «Человек Гармоничный станет подлинной элитой общества. «Человек распадный» перестанет воспроизводиться.

            Таким образом, истинным смыслом жизни обладают те индивиды, которые имеют в жизни Цель – гармоничное развитие человека, и идут к этой цели. Смысл жизни имеют те социумы, которые следуют эволюционной траектории развития интегрализм – социогуманизм, отвечающей переходу к истинной истории мира.

Заключение

Природа дала человеку разум. Через него она испытывает человека. Пока это испытание он явно не выдерживает. Об этом свидетельствует весь негатив предыстории человечества. В ХХ веке пришло главное испытание: Природа дала человеку новый  ресурс – ядерную энергию. И «ждет»: справится ли человек с этим испытанием. Если нет, если ядерная война уничтожит цивилизацию, то это будет означать: выдвижение человека на планете Земля - ошибка Природы. Не является ли пандемия короновируса   еще одним испытанием человека, способности его разума изменить траекторию мирового развития? Окажется ли разум орудием, способным выстроить на Земле мир гармонии? Если нет, то пройдет время… И Природа выдвинет постчеловека. Что станет главным орудием его деятельности, не дано знать (разум ли?). Удастся ли новому человеку выстроить мир гармонии?

Литература

1. Голубев В.С., Кураков А.Л., Тимирясова А.В. Человековедение: учеб.-метод. пособие. М., ИАЭП; Казань, Познание, 2014.

2. Голубев В.С.  Очерки социального гуманизма. Очерк 13. Россия – страна неразрешенных противоположностей: капитализм – социализм, «человек распадный – «Человек Гармоничный», «всетерпение – разгуляй». //Акдемия тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ. 26008, 13.01.2020.

3. Голубев В.С.  Очерки социального гуманизма. Очерк 19. Триалектика о смысле истории // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ. 26153, 28.02.2020.

4. Голубев В.С. Дом, в котором чисто и светло. М., Энергия, 2008.

5. Бушуев В.В., Голубев В.С., Орлов И.Б.   Введение в системную теорию капитала. М., ЛЕНАНД, 2013.

6.   Голубев В.С. Культура как «вторая природа» и техно-гуманитарный дисбаланс, Стратегические приоритеты, №1, 2018.

7. Голубев В.С. Природа – человек – общество: Развитие и гармония. М., ЛЕНАНД, 2016.

8. Бушуев В.В., Голубев В.С. Естественно-научные основы социального гуманизма. М., ЛЕНАНД, 2018.

9. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., Энергия, 2002; изд. 2-е, М., ЛЕНАНД, 2012.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить