Регоператор ТКО под гильотиной …
…или
ООО «Дюртюлимелиоводстрой»: «мавр сделал свое дело, мавр может уйти», отдав созданный рынок отходов конкуренту. Реплика корреспондента «ЭкоГрад» Александра Веселова
На Руси число «ТРИ» является в чем-то сакральным. Судите сами: три головы у Змея Горыныча, соображать на троих, трижды плюнуть через левое плечо, три желания, последнее третье предупреждение и т.д. Три раза и Глава Республики Башкортостан Р.Ф. Хабиров давал указание подготовить документы на досрочное расторжение 10-летнего соглашения с региональным оператором твердых коммунальных отходов по зоне №2 ООО «Дюртюлимелиоводстрой», руководствуясь, видимо, значительным числом жалоб от населения и глав городов и районов северной зоны РБ.
Мы не раз уже обращались к этой «долгоиграющей пластинке»:
https://ekogradmoscow.ru/2012-11-25-08-44-50/2012-11-25-08-49-32/i-snova-o-minusakh-i-plyusakh-reformy-upravleniya-otkhodami-na-munitsipalnom-urovne
https://ekogradmoscow.ru/novosti/biblioteka/veselov-o-gryadushchem-chernom-peredele-rynka-otkhodov-v-bashkirii
https://ekogradmoscow.ru/novosti/peredovitsa/regoperator-tko-v-respublike-bashkortostan-v-usloviyakh-vneshnego-sanktsionnogo-davleniya-2
https://ekogradmoscow.ru/2012-10-24-20-37-44/ekologiya-v-zalozhnitsakh-u-ekonomiki-i-politiki-prognozy/aleksandr-veselov-chem-luchshe-tem-khuzhe
https://ekogradmoscow.ru/2012-11-25-08-44-50/2012-11-25-08-49-32/igry-musornykh-prestolov-v-bashkirii-prodolzhayutsya-i-uzhe-pokhozhi-na-tanets-s-sablyami
Но эта история еще не закончилась и имеет интригующее продолжение. Поэтому я посчитал нужным вычленить основное и показать истинную ее суть для тех, кто «за тремя деревьями не видит леса».
15 ноября мне пришлось принять участие в собрании руководителей коммерческих предприятий Дюртюлинского и Илишевского районов - фактических или гипотетических клиентов этого регоператора ТКО , которые обязаны заключать с ним публичные договоры на вывоз коммунальных отходов. Данное мероприятие организовано было, как и два предыдущих в Нефтекамске и в Янауле, в городе Дюртюли местной Администрацией и Минэкологии РБ.
Суть выступлений первых двух руководителей малых предприятий, на повышенных тонах требовавших убрать из республики данного регоператора, заключалась в несогласии платить за обращение с отходами за пропущенные месяцы, можно было не обсуждать, т.к. эти споры уже решены судами не в пользу заявителей. Но насторожила реакция всего зала, активно поддержавшего выступающих, что и понятно: бизнес не хочет платить за свои отходы. Но, надо сказать, что в некоторых претензиях к регоператору предприниматели все же правы: проявления формальности и бюрократизма, сбои в организации приема документов и рассмотрении обращений, срыв графиков вывоза отходов, недостаточная уступчивость в спорах с муниципалитетами, и еще кое-что по мелочам, над устранением которых регоператор старается работать исходя из духа и буквы закона. Да и такая картина наблюдается в той и иной степени во всех структурах, связанных с управлением. К тому же все перечисленное является скорее следствием искусственно созданного кризиса, чем его причиной.
А теперь давайте, наконец, разберемся кто и в чем виноват в этом затяжном конфликте.
Конкурс на регоператора по этой зоне проходил сложно, конфликтно, в конкурентной борьбе и с начала деятельности этого регоператора в 2019 году ему почему-то определили ставку платы за обращение с отходами от населения в 2 раза меньшую, чем остальным трем РО ТКО и это предопределило изначальный экономический провал, в том числе по реализации так и не утвержденной инвестиционной программы. А дальше проблемы нарастили как у снежного колобка, катящегося с горы, который постепенно превращается в снежную лавину, способную похоронить любые попытки исправить ситуацию.
Основная претензия к регоператору- срыв графиков вывоза отходов из селитебной зоны, объясняется тривиальным дефицитом кадров, в том числе водителей мусоровозов, которым предлагается заплата в 80 000 рублей и гибкий график работы. Не идут! Мотив: зачем устаиваться на работу в фирму, которую по уверениям местных чиновников вот-вот ликвидируют. Что здесь причина, а что следствие срыва графика вывоза? Не создается ли этот отрицательный имидж регоператора намеренно?
Переполнение контейнерных площадок отходами - вторая претензия. Но основная часть таких площадок построена вопреки требованиям: нет «крыши» от осадков, нет бетонированного основания и пандусов для выкатывания евроконтейнеров, которыми регоператор добровольно за свой счет обеспечил муниципалитеты. Результат: выламываются колеса контейнеров, утяжеляются увлажнением и делаются непригодными для сортировки собранные отходы, а водители вынуждены вручную (!!!) вытаскивать и перегружать отходы в мусоровозы. А ведь обустройство площадок, как и обеспечение проезда к ним (расчистка дорог) - это исключительная обязанность органов местного самоуправления или местных управляющих компаний, тогда как возмущенные переполненными площадками жители изливают свой праведный гнев почему-то на регоператора, хотя часто подъездные пути завалены снегом или их просто нет. Да и кто переполняет эти контейнеры? В одном только Дюртюлинском районе 855 юридических лиц и ИП (69% от общего числа), эксплуатирующих торговые и производственные площади, до сих пор (прошло три года) не заключили обязательные для них договоры с регоператором на обращение с коммунальными отходами, хотя за это предусмотрен штраф по ст. 8.2 КоАП РФ до 250 000 рублей. Не поверите: ни одного штрафа и ни одного предписания или предупреждения за три года по зоне №2 в отношении этих нарушителей –юридических лиц как со стороны надзорных органов, так и со стороны административных комиссий муниципалитетов.!!! Зато только за 2022 год ООО «Дюртюлимелиоводстрой» и четыре объекта размещения отходов этой группы компаний «Мехуборка» в РБ подверглись 33-м (!!!) комплексным проверкам с участием органов прокуратуры. Даже те специалисты, которые еще стоически выдерживают это давление, уже устают от бесконечных объяснительных и подготовки различных объемных отчетов и ответов на запросы надзорных органов, явно не оставляющих времени на организацию нормального производственного процесса.
А какие отходы мы наблюдаем на контейнерных площадках? Основная часть в весенне-осенний период - это растительные отходы, ботва, ветки деревьев и кустарников, тяжелые строительные отходы, которые не относятся к коммунальным и их в принципе не должно быть в мусорных контейнерах. Обязанность собирать и сжигать растительные отходы в отведенных местах опять же возложена законодательством на органы местного самоуправления. Кроме того, на контейнерные площадки в селитебной зоне вываливают свои НЕУЧТЕННЫЕ коммунальные отходы сотни мелких фирм и предприятий, не имеющих договоров с регоператором, что тоже приводит к переполнению площадок. Только в одном Дюртюлинском районе регоператор имеет по этой статье 15 млн рублей ежегодных убытков. Удивительно слушать доводы предпринимателей, утверждающих об отсутствии образования на их предприятиях коммунальных отходов, чего в принципе быть не может. Якобы, у них сразу образуются вторичные материальные ресурсы, которые они передают на повторное использование сомнительным фирмам (к примеру:«Благоустройство +» из Нефтекамска или «Вильданов» из Бирска). Но это лишь часть правды, так как такие фирмы не имеют отходоперерабатывающих производств и смешанные коммунальные отходы их клиентов, в конечном итоге, оказываются на несанкционированных свалках, объем которых в республике продолжает расти (к примеру, в Калтасинском и Мишкинском районах). И этот обман государства сходит им с рук, но зато всем им очень выгодно кричать хором «Ату его», помогая органам власти загонять в угол данного регоператора.
Предприниматели могут заключать договор с РО ТКО с расчетом платы по нормативам накопления отходов или по факту образования отходов. В первом случае, если у клиента РО ТКО нет своей обустроенной и зарегистрированной контейнерной площадки и это обходится дороже. А вот второй случай порождает массу злоупотреблений со стороны юрлиц и ИП. К примеру, управление культуры Илишевского района соглашается на заключение договора с РО ТКО с объемом образования отходов только в 1 куб за полгода, хотя очевидно, что пара проведенных концертов или иных массовых мероприятий в местном ДК уже дадут в разы больший объем коммунальных отходов. Или крупный завод в Нефтакамске «Нефаз» заявил о полном раздельном сборе своих отходов и об отсутствии образования коммунальных отходов, но категорически запретил комиссии РО ТКО осмотреть их мусорные баки и убедится в этом. И подобное носит массовый характер в северной зоне республики.
Примечателен факт, который предпочитают не замечать оппоненты ООО «ДМВС»: закон на стороне регоператора, заявившего и выигравшего уже около 100 исков в отношении должников на сумму в 17 миллионов рублей и отбившего через суды необоснованные претензии к своей деятельности. А в России именно ЗАКОН и именно СУД являются истинным мерилом законности общественных отношений, а отнюдь не «хотелки» теневого коррумпированного бизнеса. Или в нашей республике ЗАКОН хотят сделать «дышлом», куда повернул- туда и вышло?
На что надеются участники отраслевого рынка отходов по этой зоне? Неужели на то, что с приходом, через череду конфликтов и развал уже созданной системы, другого регоператора будут платить меньше? Но это можно сделать уже сейчас, если Минэкологии РБ пересчитает эти свои нормативы. Только нужно ли?
Можно согласиться с доводом муниципалов, что отходы «субботников» регоператор должен бесплатно принимать для захоронения на полигоны, так как за эти отходы жители уже фактически заплатили, но не приведет ли это к снижению ответственности и ослаблению работы коммунальных служб в населенных пунктах по установке и обслуживанию мусорных урн на наших улицах, которых и так катастрофически не хватает.
Нет подтверждения и тому, что регоператор ТКО №2 не работает с вопросами клиентов посредством телефонных консультаций. Лично убедился, что кул-центр с шестью операторами работает и обращений, как и у других регоператоров, хватает.
Кто виноват, думаю, разобрались, теперь – что делать? Выход один - прямо и честно признаться в инспирировании кризиса в деятельности РО ТКО №2, всем сторонам сделать работу над ошибками, установить сроки их устранения и работать далее на благо общества и природы.
Ну и - выводы из изложенного. Наблюдая эту картину на протяжении последних трех лет, не могу отделаться от ощущения (подтверждаемого фактами) провокационности, спланированности этой дискредитирующей компании, за которой, несомненно, стоит группа аффилированных коммерсантов, стимулирующих или инициирующих необоснованные и даже ложные жалобы от населения, бизнеса и муниципалитетов на регоператора ТКО - ООО «ДМВС». Все это вполне можно охарактеризовать понятиями «саботаж» и перенос ответственности «с больной головы на относительно здоровую». Или другое сравнение -дурно пахнущая травля инвестора, вложившего в систему управления отходам около 1 млрд рублей, что наносит явный вред инвестиционной политике и экономике республики.
Для масштабного скандала, который нас ожидает в данном случае, выбрано явно неподходящее геополитическое время. Страна - в экономическом кризисе, требуется единство нации и любые социально-экономические конфликты обществу явно противопоказаны, нужны компромиссы.
Лицу, принимающему государственные решения, неангажированному, меркантильно незаинтересованному в рейдерском захвате рынка отходов по зоне №2 конкурирующей и не совсем добросовестной коммерческой структурой, вышеуказанных доводов, считаю, должно быть достаточно для снятия эмбарго на работу группы компаний «Мехуборка» в республике. К тому же, в противном случае нас ждут минимум двухлетние судебные и информационные скандалы.
Вся эта история за версту отдает признаками ФЗ «О противодействии коррупции», но никому, похоже, до этого дела нет. Проглотила же республика рейдерские захваты уже двух объектов размещения отходов, молча проглотит и этот. А если подавится? Ведь бог – не фраер, все видит. Только отвечать за последствия придется уже всем нам, живущим в республике, свято и чаще наивно верующим в торжество закона и справедливости в отдельно взятом регионе России.
Александр Веселов. 16 ноября 2022 г.