Регоператор ТКО в Республике Башкортостан в условиях внешнего санкционного давления

Регоператор ТКО в Республике Башкортостан в условиях внешнего санкционного давления - фото 1Александр Веселов в рубрике: "Прошу слова"



  Речь пойдет опять о многострадальной группе компаний «Мехуборка», чьи подразделения работают в северной зоне республики, о ходе срежиссированной компании против которых мы уже писали дважды:


https://ekogradmoscow.ru/2012-11-25-08-44-50/2012-11-25-08-49-32/igry-musornykh-prestolov-v-bashkirii-prodolzhayutsya-i-uzhe-pokhozhi-na-tanets-s-sablyami
https://ekogradmoscow.ru/2012-10-24-20-37-44/ekologiya-v-zalozhnitsakh-u-ekonomiki-i-politiki-prognozy/aleksandr-veselov-chem-luchshe-tem-khuzhe

 

  На этот раз афронт в форме очередного пакета санкций случился в небольшом городе Агидель, администрация которого вдруг отказалась от продления договоров аренды городского полигона для захоронения отходов с ООО «Автолайн» с 4 сентября сего года.

 

  Угроза «мусорного коллапса» в этом очень компактном, красивом и уютном городке на 13 тысяч жителей и заставила нас выехать совместно с руководителем регионального оператора ТКО ООО «Дюртюлимелиоводстрой» для оценки ситуации с отходами в городе Агидель.

 

  А факты оказались следующими. Местный полигон для захоронения отходов, эксплуатирующийся ООО «Автолайн» с 2012 года, трудно назвать таковым, так как он больше похож на обычную свалку, причем в городской черте. Уровень пещерного века подтверждает, не поверите, полное отсутствие энергоснабжения этого коммунального объекта. То есть электричества (и многого из того, что необходимо иметь полигону), там никогда не было аж с самого рождения проекта. Приходится только удивляться тому, как и кто же из городской администрации осмелился подписать акт сдачи этого объекта в эксплуатацию.

 

  Однако отходы (хотя и немного - около 2 машин в день) от населения города образуются и получившему полномочия в 2019 году региональному оператору ТКО их нужно было куда-то девать. Вот и пришлось «Мехуборке» купить в 2020 году арендатора свалки - ООО «Автолайн» и продолжать использовать ее по назначению в соответствии с проектной документацией.

 

   Но это, видимо, не понравилось ранее работавшей на перевозке мусора в данном районе коммерческой фирме, которая и дождалась своего часа.
Заявленное намерение городской администрации не пролонгировать договоры аренды свалки и земельного участка под ней несомненно благородно и имеют целью, как публично озвучено, прекращение эксплуатации этого антиэкологичного объекта. Действительно, такому городу нужно самоочищаться, переходить на современные технологии жизнеобеспечения, формировать экологический каркас поселения и против этого никто не может возразить. Но вот что смущает:

- до 3 сентября 2022 года ни Минэкологии РБ, ни регоператор ТКО не смогут построить новый полигон или хотя бы изменить обязательную для исполнения территориальную схему обращения с отходами республики, и, соответственно, перенаправить поток отходов из Агидели на ближайший полигон в Краснокамском районе. В результате под штрафы попадает регоператор ТКО - ООО ДМВС;
- отсутствует правовое основание для прекращения эксплуатации наполовину еще не заполненной городской свалки, имеющей государственную регистрацию и соответствующую лицензию. Нет и постановления городской администрации или решения городского Совета о закрытии свалки;
- администрация города даже не проинформировала государственного регулятора системы обращения с отходами - Минэкологии РБ и регионального оператора ТКО о закрытии данного объекта размещения отходов и не предложила исключить его из территориальной схемы обращения с отходами и государственного реестра;
- городская свалка (1-я категория опасности) не поставлена на государственный учет как объект накопленного экологического вреда, что лишает возможности ее рекультивации;
- прекращение эксплуатации свалки потребует проведения процедур постановки на учет, предпроектных и проектных работ, государственной экспертизы проекта рекультивации и реализации этого проекта с финансированием примерно в 300 млн рублей из федерального бюджета, что при современных политических условиях просто невозможно и свалка , в результате, останется на ближайшее обозримое будущее памятником некомпетентности и безответственности лиц, принявших такое решение;
- при отказе местного малого бизнеса заключать договора на вывоз отходов с регоператором, при собираемости платы за услуги регоператора от населения города около 50% , эксплуатация данного объекта просто УБЫТОЧНА , и ООО ДМВС перекрывает убытки за счет иных городов и районов своей зоны;
-при очень небольших объемах образования отходов в городе не имеет экономического смысла ставить на свалке сортировочный комплекс.
   А теперь посмотрим, как же местный муниципалитет осуществляет свои функции по управлению отходами в городе.


   ООО ДМВС безвозмездно передало городу более 20 пластиковых евроконтейнеров, но и те уставлены на разрушенные основания площадок , не имеющих пандусов, в результате чего контейнеры невозможно выкатить для погрузки, не выломав колеса. А площадки - зона ответственности городской управляющей компании .

 

  Город настаивает на ручной погрузке нестандартных мусорных баков из мусоропроводов многоквартирных домов персоналом регоператора, но это явно не соответствует нормативным требованиям и технически неисполнимо, как и желание городских властей вернуть на обслуживание контейнеров мусоровозы с боковой загрузкой (от чего уже отказались во всех регионах).

 

   Вот такая ситуация с мусором в городе Агидели. Возникает вопрос: что будет 4 сентября, когда действие договора аренды с ООО «Автолайн» прекратится, а закон требует сваливать отходы города именно на этой свалке? Будут завалы мусора на контейнерных площадках ( а их около 40)?

 

    Представляется, что такого не произойдет и все эти высокие проэкологические цели закрытия свалки (рад бы ошибиться) сведутся лишь к тому, чтобы обвинить регоператора ТКО в очередной раз в неумении управлять отходами, а на свалке появится новый коммерческий афиллированный арендатор из Нефтекамска, которому сейчас некуда сваливать отходы, незаконно передаваемые ему юрлицами-отходообразователями под видом «вторичного сырья». И на это равнодушно смотрит и Минэкологии РБ и прокуратура, одновременно проводя постоянные блокирующие нормальную работу проверки регоператора ТКО.

 

  Все это, судя по всему, является продолжением компании искусственной дискредитации и выдавливания из республики предприятий группы «Мехуборка» и его регоператора - ООО ДМВС, которому в настоящее время катастрофически не хватает водителей на современные и новые мусоровозы (оплата до 100 000 руб\мес).

 

   Но этот полутысячный коллектив не сдается, даже в таких условиях продолжает решать проблемы, расшивать узкие места, проектировать два экотехнопарка . Да и, несмотря на санкции, отступать некуда: позади Москва и репутация устойчиво развивающейся российской компании, а впереди (если проиграют) маячит более миллиарда рублей убытков. Так что есть за что бороться. Однако, свалку в городе Агидель все же необходимо рекультивировать в ближайшем будущем.

 

 Александр Веселов. г. Агидель РБ .23-24 августа 2022 г.

 

Для справки: 24.08.2022 премьер Михаил Мишустин проводил заседание правительства. В рамках заседания Мишустин сформулировал для экологов страны новые цели и задачи. В частности, о переходе экономике в режим замкнутого цикла

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить