Правительство Республики Башкортостан на совещании 12 мая 2022 года приняло решение о начале процедуры по расторжению соглашения с региональным оператором ТКО №2 ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (Группа компаний «Мехуборка» - Москва – авт.), в зону управления отходами которого входят такие города как Нефтекамск, Агидель, Янаул, Дюртюли, Бирск и прилегающие районы севера республики
ООО «ДМВС» имеет в аренде 5 полигонов для размещения отходов, мусоросортировочный комплекс, а также достаточное количество (более 100 единиц – авт.) современной транспортной и иной техники для перевозки отходов и их захоронения, коллективом подготовленных специалистов в данной сфере.
Напомним, что этот региональный оператор твердых коммунальных отходов с самого начала своей деятельности в 2019 году встретил откровенный саботаж и сопротивление в реализации реформы управления отходами со стороны некоторых глав районов и городов и своих коммерческих предшественников в своей зоне республики, но с профессиональным упорством продолжал «гнуть свою линию», основываясь не на личных связях или административном ресурсе, как это укоренилось в нашей стране, а исключительно на нормах действующего законодательства, которое, увы, имеет много неопределенностей, недоработок и разночтений.
С 2020 года фиксировались неоднократные попытки органов местного самоуправления и конкурирующих коммерческих структур, в первую очередь городов Нефтекамска, Бирска и Янаула, а также ООО «Табигат», противодействовать реализации терсхемы обращения с ТКО, созданию инфраструктуры управления отходами в зоне ответственности регоператора ТКО, искусственно инициировались жалобы населения и юрлиц, не оказывалось содействие в размещении, комплектации и обслуживании контейнерных площадок, часто проводись не всегда обоснованные проверки регоператора ТКО со стороны управления Росприроднадзора и прокуратуры, заявлялись иски в суды, не привлекались к ответственности предприятия-отказники от заключения договоров на вывоз отходов.
При этом за последние месяцы число жалоб и проверок резко увеличилось.
Явно подготовленным апофеозом компании протии регоператора стали прошедшие майские праздники, в ходе которых сотни контейнерных площадок в городах и районах оказались окруженными мусорными мешками и завалами отходов от субботников, строительными и растительными отходами, вывоз которых не входит в обязанности регоператоров ТКО. Да и вывоз коммунальных отходов из контейнеров в большинстве случаев был технически невозможен ввиду отсутствия подъезда к контейнерам.
Следует отметить, что заявки на вывоз отходов от ОМСУ, в обязанности которых входит вывоз отходов от уборки населенных пунктов на захоронение, образованными в период проведения субботников, регоператору не подавались. При этом отходы субботников, включая уличный смет, на полигоны ТКО по данной зоне в мае не поступали вообще, но складировались в больших объемах по негласному указанию ОМСУ на контейнерных площадках, закрывая доступ мусоровозов к контейнерам с ТКО, что и стало причиной срыва графика вывоза отходов регоператором.
Замечу, что обязанность создания и обслуживания контейнерных площадок ТКО относится к функциям органов местного самоуправления и управляющих компаний.
Это только одна из видимых спровоцированных причин наметившегося расторжения соглашения с регоператором ТКО.
Помимо изложенного, в отношении регионального оператора по зоне №2 инициируются и проводятся надзорными органами постоянные (без достаточных оснований – авт.) проверки, что также дестабилизирует производственную деятельность данного предприятия.
Кроме того, решением совещания в Правительстве РБ от 18 января 2021 года, всем региональным операторам ТКО РБ (кроме ООО ДМВС, - 55 руб\чел – авт.) разрешено выставлять квитанции платы за обращение с ТКО населению по максимальным тарифам.
Правительство РБ разрешило ООО «ДМВС» использовать полный тариф платы за услуги регоператора (97 руб\чел\мес – авт.) только с 1 октября 2021 года, что осложнило финансовое положение регоператора и предопределило невозможность современного вывоза шестикратно увеличенного на майски праздники объема отходов, поскольку регоператор был лишен финансовой возможности своевременно ремонтировать и обновлять транспортный автопарк мусоровозов.
Но, тем не менее, стараясь выправить ситуацию и привлекая заемные средства, в конце апреля ООО «ДМВС» анонсировалостроительство в Башкирии двух экотехнопарков по глубокой переработке отходов.
Инвестиции в проект оценивались в 1 млрд рублей, его планировали реализовать до 2025 года в Краснокамском и Дюртюлинском районах республики. На территории экотехнопарков рассчитывали организовать производство RDF-топлива и цех биокомпостирования, а крупногабаритный мусор планировали измельчать в щепу. По оценкам регоператора создание таких площадок позволит снизить объем захоронения отходов до 20%. Но и здесь ведутся мутные игры с предоставлением регоператору земельного участка под строительство экотехнопарка, а угрозы органов власти расторгнуть соглашение с ним резко увеличивают риски бросовых инвестиционных затрат.
Данные действия органов ОМСУ и некоторых иных госорганов и коммерческих структур по данной зоне указывают, по нашему мнению, н реализацию спланированной и скоординированной компании п незаконному вытеснению ООО «ДМВС» из республиканского рынка отходов, что осложняет инвестиционный климат в республике и дестабилизирует систему управления отходами по данной зоне в интересах конкурирующих компаний, осуществляющих, судя по всему, очередной рейдерский захват данного сегмента рынка отходов республики.
Допустим, Правительство РБ все же пойдет на беспрецедентный шаг по расторжению соглашения с регоператором ТКО ООО «ДМВС», хотя такой успешной для инициатора практики в России пока нет. Что получат стороны, что «поимеет население и государство» в результате столь смелого, но явно непродуманного решения?
ГК «Мехуборка» работает в 10 регионах России, имеет мощную команду юристов и специалистов по управлению отходами и будет бороться за свои права в судах и иных надзорных органах, дорожа своей репутацией. А терять им есть чего. Так, за три года незаконного ограничения для «ДМВС» платы за услуги регоператора населению и Правительству РБ будет выставлено около 1 млрд рублей упущенной выгоды. Прямые убытки по лизинговым платежам за мусоровозы составят 0,5 млрд рублей. В результате выплаты 3-месячных пособий персоналу предприятия (500 специалистов - авт.) по причине ликвидации предприятия нанесенный прямой ущерб составит около 80 млн рублей. Плюс к этому 50 млн рублей уйдут по банковской гарантии, выданной ранее регоператору.
ООО «ДМВС» закупило и установило в населенных пунктах 4350 евроконтейнеров для сбора ТКО (65 млн рублей -авт.), передав их в пользование органам местного самоуправления. Неужели любой вменяемый владелец предприятия может простить государству эти потери и молча уйти?
А теперь представим, что с завтрашнего числа соглашение расторгнуто, и регоператор эти свои контейнера забрал на свою базу. При этом готовой замены этому регоператору с подготовленным персоналом, инфраструктурой и соответствующей рабочей техникой нет ни в республике, ни в соседних регионах. То есть, население и государство получает полномасштабный мусорный коллапс, как это уже было в некоторых российских регионах ранее, чреватый резким ухудшением санитарно-эпидемиологической и социально-экологической ситуации.
Еще и не нужно забывать, что в аренде у «Мехуборки» все основные объекты размещения отходов по зоне и руководство компании вряд ли будет конструктивно помогать новому регоператору, захватившему эти потоки отходов. К тому же обязанности по вывозу и размещению отходов у ДМВС с даты расторжения соглашения уже не будет, а порядок расторжения соглашения и возможности запуска нового регоператора в максимально короткие сроки в России еще не разработан и тем более не испытан на практике, в первую очередь в случае силового выдавливания регоператора из отраслевого рынка.
Учитывая изложенное на основании ФЗ «О саморегулируемых организациях» Ассоциация СРО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» внесла предложения в Минэкологии РБ отказаться от риторики расторжения соглашения с данным регоператором ТКО, обязать органы местного самоуправления по зоне №2 РБ заключить с ООО «ДМВС» договоры за прием отходов, образующихся при уборке населенных пунктов, а также обеспечить создание и обслуживание контейнерных площадок ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства ходатайствовать перед прокуратурой РБ о соблюдении моратория на проведение проверок ООО «ДМВС» и оказать всесторонне содействие данному регоператору ТКО в нормализации процесса управления отходами в зоне его ответственности.
Худой мир лучше доброй ссоры. А там и до полноценной дружбы недалеко.
Председатель АСРО, к. ю. н. А. К. Веселов