Чем лучше - тем хуже, или уродливые гримасы реформы управления отходами в отдельно взятом регионе. Репортаж от эколога, корреспондента "ЭкоГрад" Александра Веселова
В том смысле, что чем больше идет навстречу муниципалитетам региональный оператор ТКО №2 по РБ ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (группа компания «Мехуборка» - авт.), тем большее сопротивление встречает со стороны некоторых глав ОМСУ северной зоны республики.
Похоже, призыв «Ребята, давайте жить дружно» не услышан и мусорный бизнес становится уже полем битвы между регоператором с одной стороны и конкурентами, использующими некоторых должностных лиц ОМСУ и республиканских органов власти с целью очередного, третьего уже за год, рейдерского захвата. Только, на этот раз рот разинули пошире, поскольку на кону кусок пожирнее - регоператорство в управлении отходами на территории 14-ти районов и городов. Ярчайший пример оснований для такого вывода – позиция Администрации городского поселения Янаул.
Учитывая, что этот город изначально вставлял палки в колеса реформы управления отходами в республике и тормозил тем самым этот процесс, то продолжая эту неправедную традицию, глава Янаула и его заместитель 2 июня отказались выйти на центральную городскую площадь, принять и публично выразить признательность ООО «ДМВС» за предоставленные в этот же день в бесплатное пользование городу 92 новых евро-контейнера для отходов, а также пригнанные два новых японских мусоровоза для обслуживания контейнерных площадок города.
Более того, один из муниципальных чиновников откровенно признался, что указание противодействовать регоператору идет из верхних эшелонов власти республики и немедленным доказательством тому стал запрет телеканалу БСТ публиковать указанный выше сюжет благотворительной помощи городу Янаулу со стороны ГК «Мехуборка».
Руководители регоператора ТКО сделали выводы из попытки спровоцировать мусорный коллапс в северной зоне республики и по наиболее проблемным районам мы проехали совместно. Действительно, отходы от весенних субботников (на майские праздники объем отходов возрос в 4 - 6 раз – авт.) не вывозились муниципалитетами на полигоны, а сваливались вокруг контейнерных площадок, делая невозможным подъезд мусоровозов к контейнерам. И если в городах регоператор с большим трудом самостоятельно разгреб эти намеренно созданные завалы мусора, то в некоторых селах эта работа пока усиленно продолжается и обещают ее закончить через 10 дней. Но некоторые ситуации очень похожи на постановочные провокации, когда сразу за вывозом ТКО вдруг на конкретную площадку съезжаются несколько машин с мешками, заваливают ее, делают фото и тут же направляют жалобу в соцсети. К примеру, ближайшая к зданию администрации Нефтекамска контейнерная площадка оказалась завалена отходами, хотя вокруг все площадки имели пустые контейнеры. Вопрос: кто платит людям, которые это делают и кому это выгодно?
Интересная картина наблюдалась в районном центре Верхнеяркеево, на заброшенной, но используемой муниципалитетом свалке которого звучали трели соловьев в яркий солнечный день. Ввиду отсутствия средств на рекультивацию в районном бюджете местная администрация самостоятельно пытается захоранивать свежие неучтенные отходы на этой свалке, а также планирует в этом году пойти по «чишминскому сценарию», просто закопав десятки тысяч тонн отходов 80-ти деревенских свалок в местах их нахождения. При этом республика отчитается перед федеральным центром об очередной экологической победе на мусорном фронте: такой вот «рекультивацией» более чем тысячи свалок, ядовитый фильтрат от которых уже быть может, попадает в родники и колодцы ближайших населенных пунктов. Однако, как уже показала практика, на этих же местах образуются новые завалы отходов: навозной подстилки, строительных отходов, веточной и зеленой массы, смешанных с теми же коммунальными отходами, что указывает на системные сбои в реформе управления отходами, из которых законодатель ошибочно выделил отходы «КОММУНАЛЬНЫЕ» и возложил ответственность регоператоров только за обращение с таковыми.
Серьезная ситуация складывается в городе Бирске, где ООО «Табигат» по решению судов передало в прошлом году в аренду свой полигон ТКО города в аренду дочке «Мехуборки» - ООО «Бирсккоммундорстрой», но при этом как-то «забыло» передать в аренду земельный участок под полигоном, вследствие чего новому арендатору Южно-Уральское управление Росприроднадзора отказывается выдавать лицензию (напомню, весной прошлого года это управление применило санкции по такой же искусственно созданной причине в отношении арендатора (тоже дочка ГК «Мехуборка», полигона в Краснокамском районе – авт.).
22 июня истекает 11-месячный безлицензионный срок временного хранения отходов на этом полигоне и город ожидает намеренно созданный «мусорный коллапс», поскольку городские отходы вывозить некуда.
Догадайтесь с первого раза кого в этом обвинят!! К тому же, не заключая договор аренда земельного участка ООО «Табигат» делает юридически невозможным проектирование и строительство 2 –й очереди данного полигона новым арендатором.
И полюбуйтесь (фото) на скелет мусоросортировочного комплекса ИП Вильданова, который несколько лет отказывался заключать договор на прием и сортировку отходов с региональным оператором ТКО, вследствие чего «обанкротился» и сейчас отходы города и района не сортируются.
Подводя итоги нашего рейда по проблемным городам и районам в зоне деятельности регоператора ТКО «ДМВС» в Башкирии, с учетом обстоятельств, отмеченных в предыдущей публикации на эту тему https://ekogradmoscow.ru/2012-11-25-08-44-50/2012-11-25-08-49-32/igry-musornykh-prestolov-v-bashkirii-prodolzhayutsya-i-uzhe-pokhozhi-na-tanets-s-sablyami можно сделать определенный вывод о системном экономическом и административном давлении на данного регионального оператора ТКО, скоординированном рейдерском захвате этого сегмента рынка отходов коммерческими конкурентами, которые используют в своих корыстных целях отдельных должностных лиц и даже некоторые государственные органы. При этом прокуратура республики не показывает видимой реакции на происходящее.
Примечательно, что статистики уголовных дел по коррупции в сфере управления отходами в республике просто нет. А на нет, как известно, и суда - нет.
Александр Веселов 8 июня 2022 г.