
Правительство внесло в Госдуму законопроект о единой информационной системе состояния окружающей среды — она нужна в том числе для оценки эффективности госрегулирования, объем которого в этой сфере будет только расти.
Мы помним многочисленные ГИС, которые были призваны бороться за чистоту окружающей среды. Например, ГИС «Природа». Все они после освоения финансирования мирно покоятся в недрах Минприроды РФ.
Получение массива данных о состоянии окружающей среды безусловно необходимо.
Еще в феврале 2022 года «экологический» вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что система заработает к 2030 году — без нее «невозможно принятие оперативных управленческих решений».
Но.
Не берем в рассечёт даже технические проблемы, - разрозненность данных и методологий их измерения и подтверждения, ведомственные интересы и затраты бизнеса на автоматизацию.
Получим мы данные и что будем делать?
Этот же вопрос задал и заместитель Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы ФС РФ Александр Коган 17 ноября 2022 года на парламентских слушаниях в ГД, посвященных федеральному проекту «Чистый воздух».
Кто и как загрязняет окружающую среду мы уже и так знаем. На этих же парламентских слушаниях Представитель Генпрокуратуры доложил о тысячах выявленных нарушениях, 90% из которых – нарушения на промышленных предприятиях.
Результат?
Чистый воздух обещают в нескольких десятках не самых крупных городах-участниках проекта к 2032 году, а с градообразующими предприятиями к 2039 году.
И это только по атмосферному воздуху!
Про почвы, например, не ведутся даже обсуждения!
Особенное раздражение в контексте вышесказанного вызывает формулировка: «Конструкция системы мониторинга состояния окружающей среды опирается на идею конкуренции поставщиков данных для нее и догоняющую модернизацию отстающих».
Пока конкуренция идет в утаивании данных, их искажении и ложной интерпретации.
Игорь Агафонов
Как население будет сдавать батарейки?
Ответ на этот навязший в зубах у граждан вопрос пока не получен.
Комиссия по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ 25 октября провела расширенное совещание по совершенствованию системы обращения с опасными промышленными отходами.
В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Минприроды России, Росприроднадзора, РСПП, региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, предприятий свинцовой отрасли, Госкорпорации «Росатом».
Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина подвела итоги для жителей:
В ФЭО так подвели итоги:
Одна из задач реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» – совершенствование федерального законодательства и отраслевых нормативно-правовых актов. Об этом на совещании рассказал Олег Цепкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. «Работа с опасными отходами требует особого подхода. Нельзя проводить аналогию с ТКО хотя бы потому, что образование опасных отходов в различных регионах страны существенно отличается», - подчеркнул сенатор.
С начала работы федерального оператора Минприроды России инициировало ряд поправок в законодательство. В частности, установлено право юридических лиц и ИП самостоятельно осуществлять утилизацию отходов I и II классов опасности, образующихся в результате их деятельности, при наличии объектов утилизации. Также с учетом предложений бизнеса разработан законопроект, который на уровне федерального закона предоставит право юридическим лицам, осуществляющим сбор и накопление опасных отходов от населения, осуществлять деятельность по обращению с отходами на основе прямых договоров. Отдельно рассматривается необходимость ужесточения лицензионных требований при работе в ФГИС ОПВК и установления административной ответственности за невнесение информации в систему.
«Единая цифровая платформа, в которой предприятия работают с отходами I и II классов опасности, была запущена федеральным оператором за несколько месяцев до вступления в силу новых правил и через 2,5 года после принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Это позволило бизнесу подготовиться к изменившимся условиям работы. Система работает, но она требует определенной корректировки и оптимизации», - отметил Дмитрий Тетенькин, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
«Мы получили инструмент, который позволяет полностью вести учет и контроль за всеми видами отходов I и II классов опасности, образующихся в стране. Статистическая отчетность значительно улучшится после того, как система ФГИС в полном объеме заработает. Нельзя забывать, что мы имеем дело с опасными отходами, которые могут нанести непоправимый вред экологии», - подчеркнул Амирхан Амирханов, советник Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По данным Росприроднадзора больше всего отходов I класса образуется в Рязанской, Свердловской областях и в Москве. Регионы - лидеры по образованию отходов II класса – Иркутская, Свердловская, Оренбургская, Владимирская и Московская области. Больше всего опасных отходов образуется в процессе работы металлургических и химических предприятий, при производстве кокса и нефтепродуктов, в пищевой промышленности, а также при обработке вторичного сырья.
В ходе дискуссии участники обсудили наиболее проблемные вопросы, такие как обращение с ОСКАБ, сбор опасных отходов от физических лиц, реализация Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Минамантской конвенции по ртути.
По словам заместителя Председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию Юрия Максименко, а также представителей ТПП и предприятий свинцовой отрасли, обращение с ликвидными отходами II класса опасности, такими как ОСКАБ, требует отдельного регулирования. Несмотря на то, что более 80% отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов по-прежнему поступают переработчикам от физических лиц, оставшиеся 20%, образующиеся у предприятий, с 1 марта передаются переработчикам через федерального оператора.
«Росатом учитывает все замечания бизнеса, рекомендации региональных органов власти и общественных организаций. Сегодня мы собираем объективную картину рынка обращения с опасными отходами, на основании которой будут вноситься соответствующие корректировки. Наша задача сделать ФГИС ОПВК бизнес и клиентоориентированной», - подчеркнул директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев.
Параллельно Росатом строит сеть экотехнопарков в семи регионах страны для обезвреживания и утилизации опасных промышленных отходов. По словам Андрея Лебедева, задача Росатома – обеспечить на экотехнопарках утилизацию более 2/3 опасных отходов, в то время как сегодня действующими операторами из перерабатываемых отходов утилизируется менее 1/3. Также он предложил Торгово-промышленной палате разместить сопутствующие производства на территориях экотехнопарков, чтобы максимально вовлечь вторичные ресурсы в производственный процесс.
Заседание полностью:
Жители города Выборга в Ленинградской области устали от грязи.
Местный водоканал подкидывает им канализационный ил, наполненый вредными веществами, почти в огород. Кучи размываются дождями и стекают в речку, а затем в Финский залив, отравляя все на своем пути.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко не справляется с муниципальными властями. Можно ли доверять такому губернатору в трудное для страны время?
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) по Вашему обращению, поступившему из Выборгской городской прокуратуры Ленинградской области от 03.08.2022г. №2842-ОГ, о складировании отходов в водоохранной зоне водного объекта по адресу: 3-й Лавандовый проезд, рядом с СНТ «Дружба» г. Выборг, Ленинградская область, сообщает следующее. Управление на основании Положения, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 31.01.2022г. №56, осуществляет федеральный экологический контроль (надзор) в отношении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в водоохранных зонах внутренних морских вод Российской Федерации, примыкающих к административным границам, в том числе города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Для полного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения, Управлением в рамках выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом, осуществлен выезд на указанное в обращении место возможного правонарушения. На момент осмотра установлено, на земельном участке с кадастровым номером 47:01:0000000:50052 в водоохранной зоне бухты Закрытая Финского залива Балтийского моря находятся иловые площадки канализационно-очистных сооружений ГУП «Водоканал Ленинградской области» согласно выписке ЕГРН. Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» проведена геодезическая съемка места размещения отходов. Согласно экспертному заключению от 22.09.2022г. №042-Э-22 установлено, что отходы, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 47:01:0000000:50052 выделенные под иловые площадки, выходят за пределы установленных границ вышеуказанного земельного участка. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Статьей 65 Водный кодекс Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены. По факту выявленного правонарушения Управлением будут приняты соответствующие меры в рамках компетенции и в соответствии с действующими ограничениями, которые установлены Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Одновременно сообщаем, что контроль и надзор за соблюдением санитарных правил и норм входит в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Так согласно п. 229, 231 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" объекты размещения отходов должны располагаться за пределами жилой зоны на обособленных территориях с соблюдением требований, установленных для санитарно-защитных зон; не допускается расположение объектов размещения отходов на заболачиваемых и подтопляемых территориях.
Очередной выезд "Экологической милиции" на полигон токсичных отходов "Красный Бор" в Ленинградской области.
Проводится общественный контроль рекультивации полигона. Ведутся плановые работы.
Обводной канал заполнен, работают очистные. Сбрасываемые воды резко пахнут химией. Химией пахнет повсеместно вокруг полигона.
Есть ли превышения ПДК, покажет анализ. В прошлых пробах было выявлено превышение ПДК по ртути в десятки раз. Весь полигон обводнен.
Есть подозрения, что периодически проводятся сбросы воды. Опять обнаружили подозрительные шланги.
Техники работает много, даже в выходной день. Начали устанавливать шпунтовую стену. Пока она кривенькая.
Рабочие живут в бытовках прямо на территории полигона. Работают без респираторов.
В нескольких местах с тела полигона в обводной канал идут сбросы.
Охрана не допускает на объект, но и не препятствует осуществлять визуальный контроль за ограждением.
Общественный контроль рекультивации полигона токсичных отходов "Красный Бор", - совместный проект "Экологической милиции", фонда "Гражданин" и журнала "Экоград"
Общественный контроль национального проекта "Экология"
В Гатчине 12 октября 2022 года прошел Общественный экологический совет при Губернаторе Ленинградской области Александре Дрозденко, на котором обсуждались проблемы жителей Гатчины, задыхающихся от выбросов и ход реализации реформы оборота ТКО в области.
1. Недостатки работы Общественного Совета: кто бы в него не входил, его работа должна быть прозрачной и эффективной. Где трансляции работы Совета и заранее оповещение о них? Почему на заседание Совета по проблемам в Гатчине не пустили общественников и жителей Гатчины? Зачем нужна аккредитация и какие-то списки для СМИ?
2. По полигону: Почему полигон не закрыт или хотя бы не ограничен на прием (по объемам)? Почему за 8 ( ВОСЕМЬ !!!) лет мусорной реформы Дрозденко не создал ни одной ( кроме расширения полигона в Кингисеппе ) дополнительной точки приемки отходов, которая бы не мешала жителям? Такие возможности есть! Например полигон под Выборгом. Про него никто не пишет, потому что полигон вдали от населенных пунктов и никому не мешает.
3. Эффективно работающей и постоянно действующей системы дегазации нет ни на одном полигоне Ленинградской области!!! Дрозденко знает про это 8 ( ВОСЕМЬ !!! ) лет и бездействует!!!
4. Ни на одном полигоне Ленинградской области нет простейшей сортировки всего объема отходов. На полигонах в Лепсари, Выборге и т.д. выбирают дорогие фракции из мусора экскаватор и несколько мигрантов в нечеловеческих условиях. Дрозденко знает про это 8 ( ВОСЕМЬ !!! ) лет и бездействует!!!
5. Каждый год, 8 ( ВОСЕМЬ !!! ) лет, Дрозденко кормит жителей обещаниями, что вот уже скоро, вот уже, и т.д. А газы отравляют атмосферу, фильтрат с полигона отравляет землю и грунтовые воды.
6. За 8 ( ВОСЕМЬ !!! ) лет не выстроена система раздельного сбора мусора. Даже по трем основным потокам: опасные отходы, пищевые отходы, остальные отходы. Хотя волонтеры эти же годы активно занимаются раздельным сбором и могут показать, как это правильно делается.
7. Тариф на мусор: За 8 ( ВОСЕМЬ !!! ) лет не обоснован тариф на вывоз и утилизацию ТКО. С июля 2022 года ваш мусор везут на полигон за 5267,19 рубля за тонну. Т.е. 5-ти тонный грузовик - больше 26 000 руб. Это отвезти мусор на полигон!!!! В тарифе не выделено отдельно ни стоимость перевозки, ни стоимость утилизации. Тем более нет стоимости перевозки и утилизации по фракциям. При этом рекультивация полигонов проводится за счет бюджета!!!!
8. Вот что сказал министр таким же горе-организаторам 28 сентября 2022 г. в Государственной Думе РФ :
По результатам рейда руководитель ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МИЛИЦИИ Сергей Грибалёв сделал несколько обращений к Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко.
В обращениях заданы конкретные вопросы и мы просим ответить на них Александра Дрозденко!
Подробный отчёт о рейде по полигонам Ленинградской области будет размещен позже.
От себя замечу, что только на одном полигоне из всех (полигон "Новый Свет") была замечена белее-менее внятная сортировка ТКО. На остальных полигонах сортировка проводилась бульдозаром и несколькими похожими на приезжих людьми.
Все полигоны переполнены, некоторые горят. Воняют все. Станция дегазации есть только на полигоне "Новый Свет", и та временно не работает.
Игорь Агафонов
Жители Гатчины задыхаются, паникуют...
Ситуация уже напоминает чрезвычайную, местные органы власти не справляются...
Результаты проверки будут доведены до федерального уровня и поставлены на контроль.
Сергей Грибалёв, - руководитель ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МИЛИЦИИ, помощник депутата ГД РФ,
Игорь Агафонов, - член Координационного Совета по экологическому благополучию Общественной палаты РФ,
Юрий Шевчук, - председатель Общественного экологического совета при Губернаторе Ленинградской области, председатель Комиссии по охране окружающей среды и обращению с отходами производства и потребления Общественной палаты Ленинградской области,
по просьбе жителей Гатчины выехали для ознакомления с ситуацией.
На круглом столе 12 сентября в Общественной палате РФ обсудили проблему утилизации твердых коммунальных отходов в регионах Крайнего Севера.
Мероприятие проводилось в преддверии парламентских слушаний в Госдуме «О ходе реализации реформы в области обращения с отходами производства и потребления: от достижения целевых показателей до создания экономики замкнутого цикла».
Круглый стол был организован Комиссией ОП РФ по экологии и охране окружающей среды совместно с Координационным советом ОП РФ по экологическому благополучию, Комитетом Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и экспертно-аналитическим центром «Ленский клуб».
По словам выступающих из Арктических регионов, реформа буксует, а отходы надо сжигать.
Что делать депутатам ГД РД?
Семен Гордышевский считает, что депутатам надо послушать Ленина и "Учиться, учиться и учиться"!:
«Задача круглого стола — обсудить решения, которые позволят повысить эффективность системы обращения с ТКО в районах Крайнего Севера, а вместе с тем будут соответствовать приоритетам государственной политики по обращению с отходами, согласно которым сжигание — крайняя мера, а во главе угла стоит минимизация образования ТКО и развитие вторичного использования материалов»,
«Нужно максимально увеличивать жизненный цикл товаров, максимизировать предотвращение и сокращение образования отходов, то есть соблюдать наиболее приоритетные направления госполитики в области обращения с отходами. Эти меры часто не требуют финансовых затрат, как правило, речь идет о вовлечении населения и массовом просвещении. И конечно, важно утилизировать отходы наиболее экологичным способом, возвращать во вторичный оборот и производить из них новые товары»,