Правительство внесло в Госдуму законопроект о единой информационной системе состояния окружающей среды — она нужна в том числе для оценки эффективности госрегулирования, объем которого в этой сфере будет только расти.
Мы помним многочисленные ГИС, которые были призваны бороться за чистоту окружающей среды. Например, ГИС «Природа». Все они после освоения финансирования мирно покоятся в недрах Минприроды РФ.
Получение массива данных о состоянии окружающей среды безусловно необходимо.
Еще в феврале 2022 года «экологический» вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что система заработает к 2030 году — без нее «невозможно принятие оперативных управленческих решений».
Но.
Не берем в рассечёт даже технические проблемы, - разрозненность данных и методологий их измерения и подтверждения, ведомственные интересы и затраты бизнеса на автоматизацию.
Получим мы данные и что будем делать?
Этот же вопрос задал и заместитель Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы ФС РФ Александр Коган 17 ноября 2022 года на парламентских слушаниях в ГД, посвященных федеральному проекту «Чистый воздух».
Кто и как загрязняет окружающую среду мы уже и так знаем. На этих же парламентских слушаниях Представитель Генпрокуратуры доложил о тысячах выявленных нарушениях, 90% из которых – нарушения на промышленных предприятиях.
Результат?
Чистый воздух обещают в нескольких десятках не самых крупных городах-участниках проекта к 2032 году, а с градообразующими предприятиями к 2039 году.
И это только по атмосферному воздуху!
Про почвы, например, не ведутся даже обсуждения!
Особенное раздражение в контексте вышесказанного вызывает формулировка: «Конструкция системы мониторинга состояния окружающей среды опирается на идею конкуренции поставщиков данных для нее и догоняющую модернизацию отстающих».
Пока конкуренция идет в утаивании данных, их искажении и ложной интерпретации.
Игорь Агафонов