Волшебная КАРТА-ФОНАРЬ

Волшебная КАРТА-ФОНАРЬ - фото 1Учитель: «Это я, почему такой вредный был?   

                                                    Потому, что я не знал про проект «Развитие одаренных детей»

!

7 лет назад в декабре 2015 года в Доме дружбы народов г. Якутска на мероприятии, посвященном завершению Года дошкольного образования в Республики Саха (Якутии), я получил отраслевую Почетную грамоту из рук Феодосии Габышевой, министра образования. Этой наградой я был отмечен за широкое внедрение в республике лидерского проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе», поддержанного АСИ в 2013 г по России. На сегодня Якутия лидер среди всех российских регионов: все их детсады вошли в мой проект.

Образно, сокровенную суть технологии лидерского проекта «Развитие одаренных детей» по выявлению задатков и склонностей дошкольников можно уподобить эффекту «ВОЛШЕБНОГО ФОНАРЯ» или «ВОЛШЕБНЫХ ОЧКОВ». То есть, освоив инструмент наблюдения и точного фиксирования обнаруженных наклонностей в карте ребенка, его обладатель получает преимущества перед другими. Потому что теперь он видит не просто огромное поле разных цветков, а четко различает и зарисовывает в свой альбом КАЖДЫЙ отдельный цветок, описывая его особый цвет и форму корня, стебля, листьев, соцветия и необходимые условия для его выращивания.

Волшебная КАРТА-ФОНАРЬ - фото 2

Фактически «Волшебным фонарем» служит СДВОЕННЫЙ комплексный инструмент: внимательное, сравнительное наблюдение и индивидуальная карта одаренности ребенка. Благодаря применению этого инструмента происходит постижение родителем и педагогом роли исследователя и диагноста-аналитика способного заметить все особенности ребенка. И тогда перед глазами настоящего педагога открываются и закрепляются тайные, незаметные в ежедневной суете, задатки и склонности обычного ребенка.

Карту одаренности можно сравнить с дневником наблюдения ученого биолога за текущими ИЗМЕНЕНИЯМИ различных параметров существования каждого субъекта исследования с последующей оценкой и учетом всех природных особенностей для подготовки программы и условий для его выращивания.

Индивидуальная карта одаренности – это ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, но очень ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ в деятельности педагога, позволяющий в формате дневника записей ярких задатков и способностей каждого ребенка, в сравнении с другими детьми, фиксировать во времени его изменения, как личные проявления интереса к разным видам деятельности и познания. Для сведения и визуального сравнения результатов задатков и наклонностей, выявленных у детей одной группы ДОО или класса школы, предлагается вести ГРУППОВОЙ ЖУРНАЛ одаренности.

Парадигма нашего проекта: «Каждый ребенок имеет потенциальные таланты» (https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/blog-o-volkova/rasti-professionalno-1-kozyrnaya-odarennost). А значит, ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ воспитателя группы в детском садике или классного учителя в начальной школе заключается в том, чтобы через 3-4 года работы с этими детьми в групповом журнале одаренности не было бы белой (пустой) строки задатков-способностей напротив фамилии ребенка.

Желанная цель будет стимулировать у педагога ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД для разработки собственной программы дляпроявлениязадатковребенком, как в ходе выполнения им учебных заданий, так и в ходе его участия в играх и иной деятельности, предложение своих вариантов фиксирования в карте одаренности успешных действий иэмоционального настроения ребенка.

Авторская методика профессора Волкова О.Г. кратно увеличивает результаты работы педагога потому, что МОТИВИРУЕТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ обязательно обнаружить и зафиксироватьприродные задатки и склонности к определенным занятиям каждого подопечного воспитанника или ученика.

Волшебная КАРТА-ФОНАРЬ - фото 3

Но, как говорится, автор сам до поры НЕ ЗНАЛ, ЧТО СОЗДАЛ. Лишь три месяца назад мне «открылась бездна, звезд полна». И проект «Развитие одаренных детей», направленный на детей дошкольного и начального школьного возраста, получил неожиданное продолжение в форме тест-анкеты Волкова (https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/blog-o-volkova/test-anketa-volkova).

Тест-анкета «родилась» СВОЕВРЕМЕННО, через 13 лет после начала работы над проектом. Основой для нее послужила анкета, размещенная на стр.6 Карты, которую заполняют родители ребенка (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/29/karta?ysclid=lbytotp7jw570302026) путем перечисления в ней всех известных им прямых предков и родственников с выдающимися способностями и талантами по разным направлениям деятельности.

Прежде, чем моя статья появилась в блоге ЭкоГрада, я ТРИ МЕСЯЦА подряд, еженедельно проводил экспериментальную апробацию эффективности тест-анкеты. В пилотном исследовании участвовало более 300 человек. Возрастная категория охватывала как учащихся 5-11 классов городских и сельских школ, так и взрослых респондентов: педагогов всех уровней и даже специалистов и руководителей администраций двух сельских районов Чувашии.

Результаты апробации показали, что ни в одном из 12 групповых исследований не было человека, который бы не отметил ни одного из своих интересов. Более того, в среднем, лишь 10% участников сообщали, что у них есть способности по 2 направлениям деятельности, в среднем 80 % участников имеют интересы к способностям по 3-7 НАПРАВЛЕНИЯМ. 10% отметили наличие способностей по 8, 9 и 10 направлениям. В каждой группе находились один-двое, которые заявляли,чтоу них9-10 плюсов в заполненной тест-анкете.

На последнем этапе тестирования каждый респондент проводит РАНЖИРОВАНИЕ своих интересов, определяя на 1 место самое важное для него на сегодня. Профориентационное исследование по тест-анкете Волкова особенно необходимо прямо сегодня для учащихся средней и старшей школы, тем, кто пока не определился со своей козырной картой способностей и талантов. Для того, чтобы в 10-11 классах они более осознанно и с ИНТЕРЕСОМ готовились к своей будущей профессии.

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор

г. Чебоксары

22.12.22

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить