Мало услышать, надо прислушаться и понять интересы наших детей
Сегодня иду утром на работу, навстречу мне идет, разговаривая по сотовому молодая, совсем незнакомая женщина. Прошли секунды этой случайной встречи, но меня как громом оглушили обычные слова мамы ученика: «Пришла с работы и СТАЛА делать уроки». Мы настолько привыкли к этой домашней части школьной учебы, что принимаем ее, как должное. Ведь мы сами, наши родители и даже бабушки и дедушки выполняли «домашку», и дети должны. Значит, так было, есть и будет всегда…
Но в то же время, в большинстве своем мы не берем работу на дом. Бывает, что приходится задерживаться после смены. Да, конечно, ковидные ограничения показали, что достаточно много специалистов могут работать в домашних условиях. Однако никто и не подумает предложить работникам предприятий промышленного и аграрного сектора, врачам, военным, силовикам и другим трудящимся официально дать задание на дом.
Мир вокруг и наша жизнь в XXI в. технологически кардинально изменились, а российская система образования застряла в XIX веке. В марте писал об этом (https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/blog-o-volkova/nesti-dukhovnost-bezuspeshno-onlajn). В той статье основной упор я сделал на работу Учителя, который внимательно следит, как ребенок на уроках принимает ПРОДУКТЫ ЗНАНИЙ. Но какие делает выводы учитель из ответов ученика, получает ли тот от этого продукта удовлетворение и насыщение? Или он ему сразу не понравилось, и он не хочет к нему притрагиваться? Может быть, он поглощает какие-то блюда без интереса и потому, что рядом стоит строгий учитель?
В этой работе хочу поговорить о другой стороне субъектности образования – об учениках. Априори (как само собой) почему-то считается, что мнение ученика о школе, его личная оценка важности обязательных предметов и разных дополнительных занятий ваще никого не интересует. Что задача учащегося ЕСТЬ ВСЁ, ЧТО ДАЮТ, И ТОЧКА. Без всяких разговоров!
Что же делать школе, если какой(ие)-то предмет(ы) ученику не нравятся, и он не хочет, а значит не будет в полную силу им(и) заниматься? Что, возможно, у него уже есть любимое дело, правда оно не входит в перечень школьных предметов, поэтому он не полностью уверен, что им можно заниматься? Необходимо изменить концепцию основной и старшей школы: с переходом от обязательного изучения всех предметов и дисциплин, на образование по индивидуальным программам воспитания и развития каждого учащегося.
В основу новой концепции следует заложить парадигму учета интересов учащихся, их увлечений, хобби и дополнительных занятий, начиная с 10-12 летнего возраста. В рамках апробации в Чувашии запускается в пилотном режиме муниципальная (г. Чебоксары) программа «Школа одаренных детей 2.0». «Работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, – основной элемент модернизации экономики России» – так записано в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, принятой в 2012 г., кстати, тоже в Чебоксарах.
Цель программы: создать преемственную систему выявления задатков, духовно-нравственного воспитания и интеллектуально-творческого развития склонностей каждого ученика в интересах инновационного развития России.
Задачи: 1. Создать условия, чтобы каждый учащийся самостоятельно составлял свою образовательную программу для освоения знаний и компетенций в той области, которая ему наиболее интересна.
2. Раскрытие потенциала ученика через знание и понимание своих сильных сторон и «зон роста» в школе и организациях дополнительного образования в соответствие с индивидуальной программой развития.
3. Адаптировать систему дополнительного образования под новые потребности учащихся и предоставления ему позитивной практики, первого опыта и применения своего потенциала и компетенций при выборе своей профессии.
Механизм реализации программы:
1. Проведение психологами в каждом классе два раза в год (декабрь, май) исследования учащихся школы по текст-анкете Волкова по выявлению предрасположенности к деятельности, включая ранжирование (1-3 места) обнаруженных интересов, в бумажном или электронном формате (https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/blog-o-volkova/test-anketa-volkova)/
2. Сбор и последующая обработка индивидуальных анкет с целью фиксации динамики изменений в карте учащегося выбранных им конкретных позиций и направлений деятельности для разработки личной программы развития.
3. Специальное программное обеспечение позволит обработать результаты анкетирования дифференцированно, как по разным половозрастным группам начального, среднего и старшего звена, так и суммарно по всей школе, по всем выбранным направлениям и позициям, включая совпадения интересов.
4. Проводится анализ полученных результатов по каждому ученику, включая сопоставление с данными исследований прошлых лет о его склонностях и достигнутых успехов в направлениях деятельности, для предложений по составлению или изменениям индивидуальной программы развития.
5. Обсуждение с классным руководителем и предметными педагогами результатов, выявленных интересов и склонностей у учащихся класса к направлениям деятельности. Выработка предложений по индивидуальной программе воспитания и развития (дополнительных занятий) учащегося, разрабатываемой с учётом его склонности к конкретной деятельности.
6. Встреча-беседа психолога или классного руководителя с родителями учащегося о результатах очередного тестирования и предложениях педагогов по вопросам реализации индивидуальной программы развития ребенка.
7. Составить журнал-карту класса, начального, основного, старшего звена и школы в целом, как по выявленным интересам и склонностям учащихся, так и по количеству индивидуальных программ воспитания и развития учеников, реализуемых в школе и совместно с учреждениями допобразования города.
8. Эффективность программы будет оцениваться по динамике ежегодного участия и достижениям учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и состязаниях федерального, республиканского и муниципального уровней.
Программа подразумевает, что педагоги школы, освоившие методику выявления предрасположенности ученика к деятельности (тест-анкета Волкова), будут с большим вниманием относиться к увлечениям и интересам детей, что позволит им своевременно подготовить и предложить совместно с родителями адекватные рекомендации к индивидуальной программе воспитания и развития каждого учащегося.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор,
г. Чебоксары
27.01.2022