Нельзя онлайн поесть, напиться и получить знания для жизни
Есть старинная поговорка: «Можно много раз сказать халва-халва-халва, но во рту сладко не будет!». Никто еще не смог ни накормить, ни напоить человека заочно. Почему же сегодня нас уверяют и законодательно утверждают, что новые ИТ-технологии позволяют насытить ребенка или любого ученика пищей для ума и нектаром для души дистанционно?
Нет, я не консервативный ретроград, который против всего инновационного и технологического. Поэтому хочу разъяснить, как «отделить мух от котлет». Если быть совсем точнее, то показать в чем главная роль школьного Учителя. Педагога, который сначала должен накормить малыша с ложечки самыми важными и нужными для здоровья продуктами, а потом начать обучать его, как их получить и готовить полезную еду. То есть, научить ребенка ловить особую рыбу специальной удочкой, показать, как ее правильно и вкусно приготовить, чтобы никогда не быть голодным.
О чем это, спросите вы? Это о поэтапном процессе обучения ученика. Сначала ум первоклассника насыщаем водой и главными блюдами из азбуки с арифметикой, природоведения с музыкой и рисования с физкультурой. Далее с возрастом пробуем на вкус «супы и салаты»: физику с историей, литературу с геометрией, химию с биологией.
Ну, а в старших классах даем ему продегустировать специфические блюда и своеобразные десерты: алгебру с тригонометрией, анатомию и биохимию, историю Отечества и обществознание. И про оригинальные напитки (логику, этику и эстетику) школа не забывает. Но, что гораздо важнее? Так это то, каким образом подается на распробу (дегустацию) то или иное блюдо. Насколько учитель не столько методически правильно и в нужной последовательности расставил эти блюда на столе, сколько интересно о них рассказал и дал вкусить разные продукты знаний.
То есть,изначально, в воспитательном плане следует разъяснить, на примере поговорки «Хлеб – всему голова», важность для нашей жизни ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ в математике и СЛОВА в русском языке. И что полученные знания и умения позволяют нам быть «КАК РЫБА В ВОДЕ».
При этом с первого приема каждым учеником класса пищи Знаний ШЕФ-Учитель внимательно наблюдает за тем, как ребенок принимает этот продукт. Получает ли он от него явное удовлетворение и насыщение, или оно ему сразу не понравилось, и он не хочет к нему больше притрагиваться? А может быть, он поглощает какое-то из этих блюд без всякого интереса и то только потому, что рядом стоит строгий учитель?
Мы ведь не требуем, чтобы все бегали, как олимпийские легкоатлеты, или пели, как оперные знаменитости. Но почему в современной российской школе 21-го века каждый педагог остается похожим на надзирателя, поставленного следить за тем, как каждый ученик «усваивает» конкретный предмет, за который учитель несет как бы «персональную ответственность»? Для решения, каких обязательных жизненных задач, КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК должен усвоить ВЕСЬ объем ВСЕХ предметов федеральной школьной программы?
Приходя на шведский завтрак, никто не обязан съесть или попробовать всё, что выставлено на стол. Специальные учебные предметы, образно, специфичные продукты, но не в столовой, а на школьном столе Знаний.
Из сравнительного анализа личных предпочтений ребенка к разным продуктам знаний, внимательный педагог может сделать важный, возможно, предварительный вывод о его природных склонностях к одному или нескольким направлениям деятельности. А значит, готов предложить ему индивидуальную программу саморазвития в избранной деятельности. Ученик, кто осознанно приступает к самостоятельному дополнительному обучению, теперь, образно, уже не просто посетитель школьного кафе, а поваренок (подмастерье) на кухне с личной программой стать классным Шеф-поваром на своей кухне Знаний.
Важно, чтобы каждый ученик, успешно обучаясь в классической системе образования, смог прийти самостоятельно к готовности построения своей траектории личного профессионального становления и развития.Только тогда он будет мотивирован на широкий поиск и активное усвоение нужного материала от всех возможных источников: как от лучшего педагога, так и от эффективного (с хорошими отзывами) обучающего курса в формате онлайн обучения в интернете.
Онлайн обучение – это хороший современный инструмент, но только для ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ, когда ученик желает этого сам, потому, что точно знает, зачем это ему нужно. Онлайн обучение можно сравнить, на примере подготовки столярных дел мастера, с самостоятельным овладением пользования специальными инструментами (https://stroy-podskazka.ru/remont/instrumenty/stolyarnye/).Подмастерье придет к личному освоению этих новых инструментов, но сначала он должен под руководством мастера-наставника хорошо освоить азы профессии: уверенно работать основными инструментами: ножом, рубанком, топором, пилой, долотом, буравчиком и т.д.
Если мы еще не напитали ребенка в прямом личном контакте УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК минимумом обязательных по жизни знаний (до 5-7 класса), то все насильственные попытки заставить его самостоятельно заниматься самообучением (с 10-12 лет!) каких-то специфических, не нужных лично ему знаний, будут, в лучшем случае, бесполезны.В большинстве же своем они будут нести негативное влияние, заполняя ненужной, отвлекающей работой важные участки его нейронной сети.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
14.07.2021
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON