«ЭкоГрад» продолжает цикл консультаций с членами своего экспертного совета об экономических и социальных приоритетах курса нового Президента России в рамках официально объявленной выборной гонки (первая публикация –– Рывок или стабилизация? Игорь Панарин и Алексей Подберёзкин о выборе экономической стратегии нового президента России (ВИДЕО)).
Уже отмечалась особенность этой кампании, которая состоит в персонально заданной стабильности власти (имя нового президента все уже знают, по идее, на большей части выборных процедур можно сэкономить) и ротации политических кейсов, замешанных на различные экономические, социальные и культурные концепты. Иным словами, выдвигаются разные кандидаты, с различными доктринами антикризисного спасения (а в том, что в стране кризис, никого убеждать не надо), Владимир Путин глазами Сергея Кириенко и иже с ним всё это отсматривает и выбирает себе мозаичные элементы властного имиджа и программ управления государством. Как в советском Верховном Совете –– депутаты (а в нынешнем статусе –– кандидаты в Президенты) представляют различные социальные силы, предельно дифференцированные по формальному статусу, и Администрация Президента таким образом получает мало-мальски объективную информацию о положении дел в стране, что в ситуации нерепрезентативности депутатского корпуса и статистического абсурда практически является панацеей для обеспечения среднесрочного и долгосрочного планирования (к которому, естественно, 6-летний срок президентства имеет прямое отношение).
И здесь для экспертов «ЭкоГрада» появился особый повод –– 23 декабря состоится съезд партии «Гражданская инициатива», который рассмотрит предвыборную программу своего кандидата Ксении Собчак и официально выдвинет её на президентскую гонку. О перспективах этой гонки для себя лично Ксения Анатольевна уже высказалась предельно ясно и чётко (Ксения Собчак: "Все уже давно выросли, просто никого никуда не пускают" (ВИДЕО)), но именно поэтому особого внимания заслуживает её программа, которая почти официально написана лидером партии, экс-министром экономики Росси, известным экономистом и финансистом Андреем Нечаевым, к тому же – экспертом и большим другом «ЭкоГрада». Разговор главного редактора «ЭкоГрада» Игоря ПАНАРИНА и политика Андрея НЕЧАЕВА преследовал цель приоткрыть завесу таинственности над этим документом, который, несомнено, будет изучаться на Старой площади, но весь вопрос в том –– насколько тщательно. Но оказалось, что особенных тайн в программе Собчак нет –– это калька с партийного манифеста «Гражданской инициативы», отражающего классические либеральные тезисы модели laissez-passer, laissez-faire, уже опробованные в российских реформах 1990-х. Получается политическое дежавю, и это отнюдь не программный минус, но знак того, что либеральная классика в лице её политических носителей возвращается на баррикады дискуссий, и кремлёвская администрация в своей социометрии вынуждена будет учесть и этот фактор. А если учесть, что налицо консолидация внесистемной оппозиции (Андрей Нечаев в интервью признал этот факт, хотя отнёс его к длительному по времени процессу, начиная с Болотной площади декабря 2011-го, хотя логично продлить ещё на год вглубь и вспомнить Манежную декабря 2010-го), то нынешние «условные политические силы и условное смыкание оппозиции» (по блестящей характеристике г-на Нечаева) приводят к безусловному оппозиционному монолиту, не свободному пока от разной степени аморфности. Но ça ira, так победим, и небольшая либеральная партия в синергетическом ключе доставит много хлопот засыпающему от самодовольства медведю. В чём и будет состоять, на наш взгляд, безусловная победа Ксении Собчак на президентских выборах в России 2018-го.
Игорь ПАНАРИН: У нас на связи наш постоянный эксперт «ЭкоГрада», экс-министр экономики России, профессор Андрей Алексеевич Нечаев. Андрей Алексеевич, поздравляем Вас со стартом президентской гонки-2018, поскольку Вы к ней имеете непосредственное отношение. На встрече журналистов с Президентом 14 декабря Ксения Собчак заявила о том, что Вы являетесь автором ее экономической программы, презентация которой состоится на днях. Хотелось бы Вам расспросить Вас о содержании этой программы. Ведь видение будущего сегодня в среднесрочной и долгосрочной перспективе –– это дефицитный товар, а от экономиста Вашего уровня мы ожидаем как раз цельной, большой программы.
Андрей НЕЧАЕВ: Если кого-то действительно интересует всерьез программа целиком, а это довольно большой документ, порядка 60-и страниц убористым шрифтом, то ее как бы субстантивная часть –– это, собственно, программа партии «Гражданская инициатива», и она есть на моем личном сайте https://www.andreynechaev.com/. Так что те, кто любит читать программы, а не слушать их в кратком изложении, могут там это сделать.
Но если в двух словах –– это безусловно рыночная экономика, это ограничение роли государства, особенно как хозяйствующего субъекта в экономике, а то у нас его там стало, особенно в последние пару лет, запредельно много, это реальные меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Вот сейчас это прозвучит как некие общие слова, но дальше есть уже некая конкретика, с которой можно ознакомиться. Например, частичное освобождение от налогов, строгое выполнение квот малого бизнеса в рамках госзаказа.
Если говорить о других аспектах, то в части внешней политики –– это прагматизм и европейский вектор. То есть мы считаем, что всё-таки естественным союзником России является Европа. И нельзя противопоставлять отношениям с Европой отношения с Китаем и другими азиатскими странами, политика должна быть разновекторной. И нам надо как можно быстрее возвращаться к добрым отношениям с западным соседями и ставить задачу через пару десятков лет вообще начать сближение и вступление в Евросоюз.
Что касается политических реформ, то первое здесь, конечно, –– это отмена цензуры, реальная свобода слова, это уход государства из средств массовой информации, в частности продажа контрольных пакетов акций всех государственных СМИ, за исключением небольшого количества специализированных изданий, например, которые печатают законодательные акты или нормативные документы правительства. Это ограничение полномочий любых избранных руководителей двумя сроками без всяких пролонгаций и прочих экивоков. То есть это нормальная, цивилизованная либерализация нашей общественной жизни.
Игорь ПАНАРИН: Если позволите, я бы хотел с Вами поделиться впечатлениями от встречи журналистов с президентом России Владимиром Путиным –– его большой пресс-конференции 14 декабря. Как мне показалось, в зале, по крайней мере среди журналистов, он искал оппонентов для обсуждения экономических вопросов, но обсуждение это не получилось по ряду причин. Мои коллеги выступали с челобитными от регионов, что тоже очень важно, но, пардон за каламбур, осталось на периферии внимания и Президента, и форума в целом, а дискуссия по центральным экономическим вопросам не сложилась. Какими Вы видите площадку и формат обсуждения экономических вопросов сегодня, если ставится цель охватить не только подборку назревших изменений, но сделать всестороннее обсуждение с участием всех носителей информации и компетенций в этой области?
Андрей НЕЧАЕВ: Я думаю, Ваш упрек в адрес коллег несправедлив, ведь пресс конференция –– это не место для дебатов, особенно в том формате, как ее проводит Президент. Я полагаю, что такое обсуждение, о котором Вы говорите, –– это обсуждение программы заинтересованной общественностью, обсуждение, конечно, в Интернете, в соцсетях, которые сейчас в значительной степени потеснили официальные СМИ –– как печатные, так и электронные. Напоминаю, что у каждого зарегистрированного кандидата, –– потому что предстоит собрать подписи, зарегистрироваться, –– есть возможность использовать определенное количество печатных площадей в государственных газетах, а также определенное количество эфирного времени. Собственно, там и будет это публичное обсуждение, в том числе в рамках дебатов. Я боюсь, что по уже сложившейся практике Президент Путин не будет участвовать в дебатах, значит, как бы официальной точки зрения на них мы не услышим, т.е. это будут дебаты между авторами альтернативных программ. Ну что ж, во всяком случае рядовому избирателю будет возможность на них взглянуть повнимательнее.
Игорь ПАНАРИН: Сейчас в преддверии Гайдаровского форума (8-й Гайдаровский форум «Россия и мир: цели и ценности» состоится в Москве 16-18 января 2018 года. –– Ред.), –– кстати, я всегда с интересом слушаю Ваше выступление там, –– эксперты разного толка пытаются констатировать наличие в нашей стране военно-политического кризиса. Они в массе утверждают о том, что на фоне этого кризиса противоречия между левыми и правыми несколько сгладились, хотя они все еще остались. Как Вы оцениваете тезис о военно-политическом кризисе состояние таких противоречий в контексте современных событий –– они изменились, нивелировались или украсили остроту пиков?
Андрей НЕЧАЕВ: Надо сказать, что это преувеличение –– утверждать, что у нас есть какой-то военно-политический кризис. Для меня безусловно, что есть системный социально-экономический кризис, это реализация кризисной модели развития, которая была положена в основу политики в середине 2000-х и выразилась в значительном росте огосударствления экономики, ставке почти исключительно на целевой экспорт, ну и ужасающим уровнем коррупции и административного вмешательства в бизнес и вообще в личную жизнь граждан. Вот этот кризис несомненно присутствует, и в этом смысле итоги 2017 уходящего года особого оптимизма нам дать не могут. В итоге сейчас есть скромный экономический рост при продолжающемся падении реальных доходов населения. То есть это рост, которым нельзя гордиться, потому что главный критерий –– уровень жизни, –– продолжает снижаться. И, как известно, в России в последние годы резко выросло число бедных, оно превышает уже 20%, и для страны, претендующей на роль великой державы, –– это недопустимая величина. Это главный кризис, с которым нужно бороться. Но одной из его глубинных причин является утеря общественного контроля над властью. И главная задача сейчас –– этот контроль вернуть. Вернуть сменяемость власти, вернуть свободу информации, вернуть ––или создать, если хотите, –– честные, равноправные, демократические выборы. Сейчас, к сожалению, ни первого, ни второго, ни третьего реально у нас нет.
И на этой почве, мне кажется, происходит определенное смыкание очень условно правых и условно левых, условно либералов и условно коммунистов. И такого рода примеры мы видели в ходе протестов 2011-2013 годов, когда в одних колоннах шли и либералы, и националисты, и откровенные леваки, –– и вполне находили общие цели и ценности, которые их объединяли в эти колонны.
Игорь ПАНАРИН: В продолжение темы «пёстрых колонн» хочу спросить о высказанных Вами оценках «дела Улюкаева» (15 декабря Замоскворецкий суд признал экс-министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева виновным в получении взятки 2 млн долларов от главы «Роснефти» Игоря Сечина и приговорил его к восьми годам колонии строгого режима и штрафу в размере более 130 млн рублей. –– Ред.). По всей видимости суд над экс-министром тоже будет определенного рода маркером или фоном новой президентской гонки. Большинство экспертов уже высказалось о свирепости приговора. Хотелось бы уточнить у Вас, насколько этот фон оказывает влияние на саму гонку? Или это частный случай, который произвел сильное, но однократное впечатление, и о нём забудут уже завтра-послезавтра?
Андрей НЕЧАЕВ: Ну, во-первых, начнем с того, что это дело изначально вызывает чрезвычайно много вопросов. Причем вопросов больше к «Роснефти» и господину Сечину, чем собственно к Улюкаеву. Во-вторых, совершенно очевидно, что один из мотивов вот этого дела вообще или этого обвинительного приговора, достаточно жесткого по срокам, –– это имитация борьбы с коррупцией. Сейчас власть пытается в этом плане перехватить инициативу у оппозиции, в частности, у Алексея Навального, который плотно, так сказать, оседлал этого конька коррупционной экспертизы и антикоррупционной борьбы. Сейчас власть пытается эту инициативу перехватить, и пример Улюкаева –– наиболее прецедентный с точки зрения фигуры и должности, но, как мы знаем, далеко не единственный. При этом известно, что многие подобные дела заканчивались более чем мягкими последствиями для их фигурантов. Часто в качестве примеров упоминают того же экс-министра обороны Сердюкова и его правую –– или левую –– руку госпожу Васильеву, или ряд мэров, которые получили условное наказание или вообще штрафы за такие дела. Так что жесткость наказания в данном случае, если дело не будет пересмотрено, –– думаю, конечно, тоже дань предвыборной тематике.
Ну и уже говорил в сетевых комментариях, что в данном случае я уверен, что это дело так или иначе не обошел своим вниманием президент Путин. Мне кажется, что им четко проведена линия водораздела по принципу «свой-чужой»: Сечин свой, а Алексей Валентинович оказался не вполне своим.
Игорь ПАНАРИН: Я думаю, что здесь можно поставить точку в этом интервью. Мы надеемся ещё неоднократно увидеть Вас на страницах нашего журнала. И 23 числа –– эта дата презентации программы кандидата Ксении Собчак –– обязательно и с большим интересом ознакомимся с этой программой, которая составлена Вами. К сожалению, в этот момент Вы находитесь в больнице, и мы надеемся на Ваше скорейшее выздоровление, желаем Вам крепкого сибирского здоровья и скорого возвращения в строй.
Андрей НЕЧАЕВ: Да, спасибо. Хочу лишь уточнить, 23-го будет не презентация программы, а съезд партии «Гражданская инициатива», очередной съезд, который среди прочих чисто внутрипартийных вопросов будет выдвигать Ксению Анатольевну на роль кандидата в президенты. И в рамках этой части съезда будет соответственно представлена ее программа, и она будет утверждаться съездом.
Андрей Нечаев: В экономической программе Ксении Собчак сделана ставка на малый и средний бизнес
Подготовил Владимир ХЛУДОВ.