Проект федерального закона «Об особых условиях использования территорий в границах пригородных зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности» («О Зелёном щите города и городской агломерации») (упрощённая версия)
Вариант 2 предложенной рабочей версии законопроекта от авторов инициативы "Зелёный щит"
Настоящий проект основного законодательного акта разработан в форме базовых тезисов, уложенных в предполагаемую структуру законопроекта. Настоящая версия законопроекта представляет собой упрощённый вариант законопроекта, в котором минимизировано количество новых терминов и конструкций.
К настоящему проекту прилагаются также следующие материалы:
- Комментарий к инициативе ОНФ о создании «Зелёного щита» Москвы и Подмосковья.
- Тезисы Б.Л. Самойлова об усилении урбанизации столичного региона и его экологической безопасности.
- Основные данные по Лесопарковому защитному поясу (ЛПЗП) Москвы.
Формат законопроекта
Проект самостоятельного федерального закона, с переходными положениями.
Наименование федерального закона
Федеральный закон «Об особых условиях использования территорий в границах пригородных зон и городских агломераций со специальными режимами обеспечения экологической безопасности»
В вариантах наименования настоящего федерального закона вместо слов и словосочетаний «крупный город», «городская агломерация», возможно использовать термин «пригородная зона». Далее данная территория, для доступности к восприятию формулировок законопроекта, будет называться также «Зелёный щит».
Структура (принципиальная схема) закона
- Основные положения.
- Термины и определения.
- Ландшафтно-экологическая организация территории в границах «Зелёного щита».
- Особые условия использования территорий в границах «Зелёного щита».
- Особенности регулирования земельных отношений, охраны и использования земель в границах «Зелёного щита».
- Особенности осуществления градостроительной деятельности и территориального планирования в границах «Зелёного щита».
- Особенности использования, охраны и воспроизводства лесов в границах «Зелёного щита».
- Особенности создания, охраны и содержания зелёных насаждений на землях общего пользования в границах «Зелёного щита».
- Особенности использования и охраны поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита».
- Особенности использования и охраны объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита».
- Особенности охраны почв в границах «Зелёного щита».
- Особенности использования и охраны участков недр в границах «Зелёного щита».
- Особенности сохранения рекреационных и эстетических свойств (качеств) ландшафтов в границах «Зелёного щита».
- Особенности организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в границах «Зелёного щита».
- Особенности ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита».
- Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита». Государственный реестр элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита».
- Полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с обеспечением особого режима экологической безопасности в пригородных зонах городов и городских агломераций.
- Ответственность за нарушение законодательства «О Зелёном щите».
- Переходные положения (вступление в силу федерального закона «О Зелёном щите»).
Содержание законопроекта
- Основные положения.
- Настоящим федеральным законом устанавливаются особенности использования и охраны территорий (земель, земельных участков, лесов, объектов растительного и животного мира, поверхностных и подземных вод, почв, участков недр, иных природных и природоподобных компонент и свойств окружающей среды, природных ресурсов) в границах зон, в отношении которых устанавливается специальный режим обеспечения экологической безопасности городов и городских агломераций (в пригородных зонах со специальным режимом обеспечения экологической безопасности – в границах «Зелёного щита»).
- «Зелёный щит» (пригородная зона со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) – территория вблизи крупного города и (или) в пределах городской агломерации (с повышенным уровнем урбанизации), в границах которой устанавливаются особые режимы осуществления хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности, определяются особенности использования и оборота земель и земельных участков, использования, защиты и воспроизводства лесов, охраны поверхностных и подземных вод, почв, участков недр, использования и охраны объектов растительного и животного мира и других экологически значимых компонент и свойств природной среды с целью сохранения важных средообразующих и средозащитных компонент природной среды и типичных для соответствующей природной зоны ландшафтов, а также с целью создания условий для устойчивого экологически сбалансированного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с особенностями осуществления хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности, использованием, охраной и оборотом земель и земельных участков, использованием, защитой и воспроизводством лесов, созданием и содержанием зелёных насаждений на землях общего пользования, использованием и охраной поверхностных и подземных вод, использованием и охраной объектов растительного и животного мира, почв, участков недр, особенностями сохранения рекреационных и эстетических свойств (качеств) ландшафтов, особенностями организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий, особенностями ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Законодательство Российской Федерации о «Зелёном щите» (об особых условиях использования территорий в границах пригородных зон со специальными режимами обеспечения экологической безопасности) основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
- Отношения, возникающие при использовании, охране и обороте земель и земельных участков, осуществлении градостроительной деятельности, использовании, защите и воспроизводстве лесов, использовании и охране объектов растительного и животного мира, использовании и охране поверхностных и подземных вод, почв, участков недр и иных природных ресурсов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в той части, в которой это не противоречит настоящему Федеральному закону.
- Имущественные отношения в области использования и охраны земель и иных природных ресурсов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
- «Зелёный щит» (пригородная зона со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) является зоной с особыми условиями использования территорий, статус и границы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (в отношении пригородных зон городов федерального значения) и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в остальных случаях). Статус и границы пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности в отношении пригородных зон городов федерального значения – субъектов Российской Федерации - Москвы и Санкт-Петербурга устанавливается Правительством Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
- Статус и границы пригородных зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности в отношении пригородной зоны города федерального значения – субъекта Российской Федерации – города Севастополя, городов и (или) городских агломераций, не имеющих статуса городов федерального значения, устанавливаются по представлению администраций соответствующих городов (городских округов), администраций субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены соответствующие города и (или) городские агломерации, а также по инициативе общественных объединений граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- Сведения о местоположении границ «Зелёного щита» (пригородной зоны ос специальным режимом обеспечения экологической безопасности) вносятся в установленном законом порядке в государственный кадастр недвижимости в течение шестидесяти календарных дней со дня издания соответствующих постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
- Функционирование «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется на основании Положения о «Зелёном щите» (пригородной зоне с особым режимом обеспечения экологической безопасности), утверждаемом в отношении:
- Пригородных зон городов федерального значения, субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – Правительством Российской Федерации;
- Пригородных зон городов и городских агломераций, не указанных в абзаце 1 настоящей части – высшим органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
- Использование территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) основывается на следующих принципах:
- Сохранение экологического баланса на региональном и местном уровнях с учётом ландшафтно-экологической организации территории;
- Приоритет сохранения средообразующих и средозащитных компонент и свойств природной среды, рекреационных и эстетических качеств ландшафтов над (перед) градостроительным освоением территорий;
- Осуществление градостроительного освоения территорий в той мере, в которой это необходимо для обеспечения экологически устойчивого развития территорий и комфортного проживания граждан в пределах соответствующих территорий;
- Приоритет сохранения естественных природных качеств окружающей среды над её преобразованием, осуществление вмешательства в природные системы (природные сообщества, в т.ч. лесные) лишь в той мере, в какой это необходимо для их охраны, стимулирования их экологической реабилитации, восстановления уровня биологического разнообразия, обеспечения противопожарной и санитарной безопасности территорий (в т.ч. в лесах), профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Обеспечение сохранения целостности природных комплексов (экосистем) при планировании и осуществлении хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности;
- Учёт при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности предельно допустимых антропогенных нагрузок, в т.ч. градостроительных, и недопущение превышений их значений, определяемых документами ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования;
- Недопущение существенного уменьшения незапечатанных земель (поверхностей) и существенной фрагментации лесов и иных естественных природных комплексов (сообществ) при градостроительном освоении территорий;
- Сохранение, а по возможности – восстановление уровня биологического разнообразия территорий;
- Соблюдение при планировании хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности базовых принципов земельного законодательства (ст.1 Земельного кодекса РФ) и законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а именно: …
- Применение при осуществлении хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности наилучших доступных экологически ориентированных технологий, в т.ч. технологий «зелёного строительства», технологий глубокой переработки отходов производства и потребления и т.п.;
- Обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий как пространственно целостной экологической сети;
- Сдерживание необоснованного с экологической и социально-экономической точек зрения селитебного, транспортного и логистического строительства;
- Термины и определения.
- Специальный режим обеспечения экологической безопасности - устанавливаемые для той или иной территории, испытывающей чрезмерные антропогенные нагрузки, особые правовые условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, определяемые совокупностью специальных нормативных и ненормативных правовых актов и нацеленные на снижение чрезмерного негативного антропогенного воздействия на окружающую среду (прежде всего – на компоненты природы), устранение причин такого воздействия и его профилактику.
- Ландшафтно-экологическая организация территории - сложившаяся (существующая) и планируемая (предусматриваемая функциональным зонированием) на той или иной территории пространственная организация природных и культурных ландшафтов, элементов планировочной структуры территории, отражающей, в т.ч. характер и степень антропогенного воздействия на окружающую среду, отдельных экологически значимых компонент и свойств природной среды.
- Запечатанные земли (почвы) – покрытые искусственными поверхностями (материалами) земли, с закрытым от дневного света или полностью уничтоженными почвенным и растительным покровом.
- Ландшафтно-экологическая организация территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности). (Статья вступает в силу с 01.06.2018 года)
- Ландшафтно-экологическая организация территории отражает существующую ландшафтно-экологическую структуру и ландшафтно-экологическое зонирование территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Ландшафтно-экологическая организация территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) отражается в Схеме ландшафтно-экологической организации территории, порядок разработки и утверждения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Осуществление территориального планирования, разработка и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки и межевания территории, разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, внесение изменений в указанные документы, создание особо охраняемых природных территорий, изготовление и утверждение схем расположения земельных участков за пределами территорий сложившейся застройки, предоставление в аренду и в пользование лесных участков, принятие решений об изменении категорий земель и земельных участков, принятие решений об установлении (изменении) целевого назначения, разрешённых видов использования земельных участков, выдача разрешений на строительство за пределами территорий сложившейся застройки, выдача лицензий на водопользование и недропользование в границах «Зелёного щита» (пригородных зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) без учёта ландшафтно-экологической организации территории не допускается.
- Существующая ландшафтно-экологическая структура территории предусматривает типизацию ландшафтов по их основным природным свойствам (качествам) и природно-экологической ценности, а также по характеру и степени антропогенной нагрузки, её предельно допустимым значениям на окружающую среду, градостроительной ёмкости природных и культурных ландшафтов, наличию и степени проявления природно-экологических и техногенных рисков при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, при существующем и планируемом воздействии на окружающую среду.
- При отражении в системе ландшафтного и территориального планирования ландшафтно-экологической структуры территории региона или муниципального образования могут быть выделены типичные (в т.ч. зональные) природные комплексы, природоподобные объекты (территориальные комплексы), средообразующие и средозашитные компоненты и свойства природной среды, природные и природоподобные объекты особой экологическую ценности (в т.ч. экотоны), антропогенные (техногенные) территориальные комплексы, биоценотические и ландшафтные сукцессии, а также экологически эффективные поверхности различного порядка, запечатанные и незапечатанные земли (почвы), другие элементы ландшафтно-экологической организации территории, выявленные в ходе проведения специальных исследований и изысканий.
- Состав и природно-экологическая ценность элементов ландшафтно-экологической структуры территории субъекта Российской Федерации и (или) отдельных территориальных единиц в составе «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) учитываются при осуществлении ландшафтно-экологического зонирования территории.
- Ландшафтно-экологическое зонирование производится с учётом существующей ландшафтно-экологической структуры территории и отражает существующее и планируемое использование территории, существующую и планируемую систему территориальной охраны природы в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны о особым режимом обеспечения экологической безопасности) и (или) отдельных территориальных его (её) территориальных единиц.
- Ландшафтно-экологическое зонирование регламентирует особые условия использования территории и систему территориальной охраны природы в границах территории субъекта Российской Федерации и (или) отдельных территориальных единиц в составе «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) и отражается в Схеме ландшафтно-экологического зонирования территории.
- Особые условия использования территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Особые условия использования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- Спецификация особых условий использования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) отражаются в Схеме ландшафтно-экологической организации территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. документы территориального планирования и градостроительного зонирования территорий, проекты планировки и межевания территории, лесные планы субъектов Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, схемы развития системы особо охраняемых природных территорий, схемы размещения пунктов (мест) складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления, разрабатываются и утверждаются в соответствии со Схемой ландшафтно-экологической организации территории в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (в пригородной зоне с особым режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. указанные в части 3 настоящей статьи, разработанные до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в той мере, в которой положения данных документов не противоречат положениям настоящего Федерального закона;
- Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. указанные в части 3 настоящей статьи, разработанные и ступившие в силу до вступления в силу настоящего Федерального закона и его отдельных положений, могут быть верифицированы (изменены) с целью приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- Документы стратегического и территориального планирования, программы социально-экономического развития, отраслевые схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разрабатываются с учётом положений настоящего Федерального закона.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается:
- Уменьшение совокупной площади территорий, покрытых лесной растительностью, в т.ч. на первых стадиях лесовосстановления, за исключением площади территорий, на которых осуществляется сведение лесной и иной древесно-кустарниковой растительности, возникшей самосевным образом (в результате зарастания) на землях сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодьях) вследствие их длительного неиспользования, при осуществлении рекультивации таких земель;
- Уменьшение площади и изменение границ особо охраняемых природных территорий;
- Уменьшение площади зелёных насаждений на землях общего пользования в границах населённых пунктов, а также защитных лесных полос, уменьшение площади и изменения границ природных зон (природных комплексов), зелёных зон, лесов в границах населённых пунктов;
- Уменьшение совокупной площади территорий (земель), покрытых луговой растительностью и занятых сельскохозяйственными угодьями на землях разных категорий более чем на 5% от общей площади таких поверхностей в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности);
- Размещение объектов капитального строительства и иное градостроительное освоение территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, применение ядохимикатов, пестицидов, размещение объектов складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления в лесах на землях любых категорий, за исключением создания объектов лесной инфраструктуры, размещения инженерных коммуникаций, при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих коммуникаций, а также за исключением размещения гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
- Изменение границ населённых пунктов за счёт лесов, расположенных на землях иных категорий, перевод земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в категорию земель населённых пунктов;
- Перевод земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в земли промышленности, транспорта, связи, теле и радиовещания, космического обеспечения, обороны и безопасности, за исключением случаев размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, линий электропередачи, линий связи, размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих объектов и в случае наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы на соответствующую проектную документацию этих объектов;
- Перевод земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения и в земли запаса;
- Уничтожение и фрагментация защитных лесных полос, а также участков лесов, имеющих водоохранное значение;
- Изменение гидрологического режима водных объектов, за исключением случаев, связанных с необходимостью обеспечения защиты населения и стратегически важных инженерных сооружений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Размещение объектов капитального строительства и иное градостроительное освоение территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, распашка земель, применение ядохимикатов, пестицидов, размещение объектов складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления в водоохранных зонах и в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, за исключением объектов транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих объектов, а также за исключением гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
- Предоставление в аренду лесных участков, кроме случаев, указанных в части 2) статьи 9 настоящего Федерального закона.
- До утверждения Схемы ландшафтно-экологического зонирования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается:
- Изменение границ населённых пунктов, при котором в границы населённых пунктов предполагается включить свободные от застройки территории (территории за пределами территорий сложившейся застройки);
- Утверждение проектов планировки и межеваний территорий, выдача разрешений на строительство за пределами территорий сложившейся застройки, за исключением размещения объектов транспортной инфраструктуры, размещения объектов лесной инфраструктуры, размещения инженерных коммуникаций, а также за исключением размещения гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации ограничивается:
- Расширение населённых пунктов;
- Фрагментация лесных массивов при строительстве линейных объектов любого назначения;
- Расширения зон планируемого градостроительного освоения;
- Дачное, коттеджное, малоэтажное и многоэтажное строительство в части предоставления земель и земельных участков для целей такого строительства, планировочных решений, включая плотность застройки и высоту зданий и сооружений, а также в части архитектурно-строительного облика объектов строительства;
- Сплошные санитарные и ландшафтные вырубки в лесах;
- Изменение категорий земель сельскохозяйственного назначения и целевого назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения;
- Размещение полигонов твёрдых бытовых и промышленных отходов, размещение предприятий по сжиганию отходов производства и потребления;
- Добыча полезных ископаемых;
- Уровень потребления водных ресурсов;
- Рекреационные нагрузки в лесах;
- Использование (добыча) объектов растительного и животного мира в промышленных и любительских целях.
- Особенности регулирования земельных отношений, охраны и использования земель в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) субъектами Российской Федерации устанавливается особый порядок перевода земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в иные категории, а также особый порядок изменения и установления разрешённых видов использования земель и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, с учётом положений настоящего Федерального закона;
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается перевод земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов;
- Использование земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства.
- Порядок разработки и утверждения проекта внутрихозяйственного землеустройства устанавливается уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) предусматривается особый порядок образования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, образуемых из земель, а также путём раздела, выдела, объединения или перераспределения земельных участков, утверждаемый уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации.
- Особенности осуществления градостроительной деятельности и территориального планирования в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) за пределами территорий сложившейся застройки не допускается:
- возведение (размещение) объектов многоэтажной жилой застройки;
- предоставление земельных участков для целей малоэтажного, индивидуального жилищного, дачного, коттеджного строительства, размещение объектов капитального строительства иного назначения в пределах экологически эффективных поверхностей первого и второго порядка, за исключением строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, размещения линий связи, линий электропередачи, гидротехнических сооружений, размещения объектов, имеющих стратегическое значения для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, размещения объектов, предназначенных для обеспечения профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- запечатывание (застройка) земель и земельных участков более чем на 30% их площади, предоставленных для целей малоэтажного, дачного и коттеджного строительства, размещения объектов административно-делового, торгового, туристского и рекреационного назначения (в т.ч. гостиниц, отелей, мотелей, апартаментов, и т.п.) в пределах земель и земельных участков, в отношении которых изменение категории земель сельскохозяйственного назначения и (или) вид разрешённого использования земель «для сельскохозяйственного производства» было осуществлено в установленном законом порядке менее чем за 10 лет до вступления в силу настоящего Федерального закона;
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) в пределах территорий сложившейся застройки не допускается:
- Размещение объектов жилищного строительства более двенадцати этажей;
- Застройка (запечатывание) земельных участков (территорий), предоставленных для целей многоэтажного жилищного строительства и (или) комплексного освоения территорий более чем на 60%;
- Застройка (запечатывание) земельных участков, предоставленных для целей малоэтажного, индивидуального жилищного, дачного, размещения апартаментов, объектов туризма и рекреации более чем на 30%.
- В пределах буферной зоны шириной 200 метров от границы лесов в составе земель государственного лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, теле и радиовещания, космического обеспечения, обороны и безопасности, земель особо охраняемых территорий и объектов, за пределами территорий сложившейся застройки, не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов туристско-рекреационного назначения (объектов туризма и рекреации), объектов здравоохранения, спортивных объектов, а также объектов, предназначенных для обеспечения санитарной и противопожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним территориях, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, линий связи, линий электропередачи, гидротехнических сооружений, размещения объектов, имеющих стратегическое значения для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, размещения объектов, предназначенных для обеспечения профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Положения пунктов 1), 2) и 3) настоящей статьи не распространяются на объекты капитального строительства, в отношении которых выданы разрешения на строительство до вступления в силу настоящего Федерального законов, а также на проекты комплексного освоения территории, утверждённые до вступления в силу настоящего Федерального закона.
- Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральные планы городских округов, городских сельских поселений, правила землепользования и застройки населённых пунктов и других территорий, на которые распространяется действие градостроительных регламентов после вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона;
- Документы (проекты) организации и застройки, проекты планировки территорий садоводческих, дачных некоммерческих товариществ, дачных и коттеджных посёлков, утверждённые в установленном законом порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона считаются действующими и могут быть приведены в соответствие с нормами настоящего Федерального закона (изменены) в установленном законом порядке.
- Особенности использования, защиты и воспроизводства лесов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Использование, защита и воспроизводство лесов в границах «Зелёного щита» (природной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, а также исходя из:
- необходимости сохранения биологического разнообразия в лесах, расположенных на землях любых категорий;
- сохранения средообразующей, средозащитной, в т.ч. водоохранной функций лесов и лесной растительности, расположенных на землях любых категорий;
- минимизации, а при наличии технической возможности – исключения фрагментации лесных массивов при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;
- создание благоприятных (комфортных) условий для отдыха граждан (рекреации) в природном окружении;
- недопущение ограничения доступа граждан в леса (за исключением лесов, расположенных в границах объектов специального назначения, а также за исключением случаев, когда доступ граждан в леса ограничивается для обеспечения безопасности самих граждан, обеспечения санитарной и противопожарной безопасности лесов).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) допускается предоставление в аренду лесных участков без права возведения в их пределах объектов капитального строительства исключительно для целей организации и осуществления рекреации (отдыха граждан) в природном окружении, организации и проведения мероприятий по экологическому просвещению, экологическому туризму, а также в образовательных и научных целях сроком не более чем на 10 лет.
- Требования к документам, регламентирующим использование, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Особенности создания, охраны и содержания зелёных насаждений в населённых пунктах на землях общего пользования в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Создание, охрана и содержание зелёных насаждений в населённых пунктах на землях общего пользования в границах «Зелёного щита» (природной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- необходимости сохранения биологического разнообразия на природных территориях (природных комплексах), расположенных в границах населённых пунктов;
- сохранения средозащитной, в т.ч. водоохранной, функций зелёных насаждений;
- минимизации, а при наличии технической возможности – исключения фрагментации массивов зелёных насаждений, природных территорий (природных комплексов), расположенных в населённых пунктах на землях общего пользования при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;
- Требования к документам, регламентирующим создание, охрану и содержание зелёных насаждений, расположенных в населённых пунктах на землях общего пользования в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются уполномоченным органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Особенности использования и охраны поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Использование и охрана поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- недопущения ухудшения условий поверхностного и подземного стока вследствие какого-либо антропогенного воздействий на окружающую среду, в т.ч. на участки недр;
- допущения возможности введения ограничений на водопользование и застройку территорий при значительном ухудшении гидрологической ситуации в регионе и на его отдельных территориях;
- необходимости реализации мероприятий по экологической реабилитации водных объектов в границах пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются следующие параметры водоохранных зон водных объектов:
- Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
а) до десяти километров - в размере ста метров;
б) от десяти до пятидесяти километров - в размере двухсот метров;
в) от пятидесяти километров и более - в размере трёхсот метров.
- Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, которая должна составлять не менее ста метров.
- Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере ста метров.
- Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере ста метров.
- Требования к документам, регламентирующим использование и охрану поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Особенности использования и охраны объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Использование и охрана объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- необходимости сохранения уровня биологического разнообразия территорий;
- необходимости сохранения и экологической реабилитации биотопов типичных и редких видов животных и растений на территории региона;
- исключения фрагментации биотопов редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;
- обязательности отнесения к особо охраняемым природным территориям биотопов редких видов растений и животных при их установлении на какой-либо территории.
- Требования к документам, регламентирующим использование и охрану объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации, а также, в пределах их компетенции, органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Особенности охраны почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Почвы, типичные для природных и природно-хозяйственных условий регионов, в границах которых расположены пригородные зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности, а также почвы (земли), особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные виды (типы) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) подлежат государственному учёту в специальном кадастре (реестре) земель (почв), порядок создания и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Создание и ведение государственного кадастра (реестра) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) обеспечивается субъектами Российской Федерации.
- Порядок отнесения земель (почв) к типичным для природных и природно-хозяйственных условий регионов, в границах которых расположены пригородные зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности, а также к почвам (землям), особо ценным в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редким и уникальным видам (типам) почв устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Не допускается запечатывание и иное нарушение до степени невозможности восстановления природных качеств земель, в пределах которых расположены особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные видов (типов) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Земли, в пределах которых расположены особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные видов (типов) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте в установленном законом порядке.
- Особенности использования и охраны участков недр в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом, а также иными способами, представляющими угрозу природным и культурным ландшафтам, приводящим к необратимым изменениям гидрологического режима территории.
- Порядок использования и охраны недр в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Особенности сохранения рекреационных и эстетических ландшафтов в границах «Зелёного щита».
- Рекреационные и эстетические свойства (качества) природных и культурных ландшафтов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) отражаются в Схеме ландшафтно-экологической организации территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Уменьшение площади ценных в рекреационном отношении территорий (природных и культурных ландшафтов) в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается.
- Ухудшение эстетических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается.
- Критерии оценки (определения) эстетических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов, порядок обеспечения сохранения таких свойств (качеств) в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) определяются нормативно-правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Особенности организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Организация и функционирование системы особо охраняемых природных территорий осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- необходимости сохранения существующего уровня биологического разнообразия территорий, а по возможности – его увеличения на основе современных научно обоснованных подходов;
- развития экологических сетей, обязательности создания экологических коридоров между сохранившимися участками ненарушенных или слабонарушенных природных комплексов;
- учёт особенностей функционирования природных систем (экосистем), жизнедеятельности растений и животных в условиях высокой урбанизации;
- учёт особенностей организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в условиях высокой урбанизации.
- Порядок организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Особенности ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) сведения о местоположении границ отдельных элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, лесных участков, сведения о местоположении границ водоохранных зон, буферных зон лесов, особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, территорий сложившейся застройки, подлежат обязательному государственному кадастровому учёту.
- Государственный кадастровый учёт сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, производится течение трёх месяцев со дня утверждения в установленном законом порядке Схемы ландшафтно-экологической организации территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности). До проведения государственного кадастрового учёта сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, положения частей 4) – 8) настоящей статьи не применяются.
- Состав сведений об элементах ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), сведения о которых подлежат государственному кадастровому учёту, устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Не допускается внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках и объектах капитального строительства в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) без указания сведений о наличии или отсутствии в границах земельных участков, в т.ч. в границах земельных участков, в пределах которых расположены объекты капитального строительства, сведения о которых подлежат государственному кадастровому учёту, отдельных элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, за исключением случаев постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, считающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации ранее учтёнными объектами недвижимости.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) сведения о наличии или отсутствии в пределах земельных участков элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, буферных зон лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон подлежат обязательной государственной регистрации.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) государственный кадастровый учёт, выдача разрешений на строительство, выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним в отношении земельных участков и объектов капитального строительства не допускается при отсутствии сведений в государственном кадастре недвижимости или в государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним сведений о наличии (отсутствии) в границах земельных участков, в т.ч. земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования, лесов, буферных зон лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, или в случае противоречия представленных заявителем сведений положениям настоящего Федерального закона.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним без указания категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, за исключением случаев постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, считающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации ранее учтёнными объектами недвижимости, при отсутствии в представленных заявителем на государственный кадастровый учёт или государственную регистрацию прав документах соответствующих сведений.
- Сведения об элементах ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территорий, буферных зон лесов, территорий сложившейся застройки в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) подлежат государственному кадастровому учёту в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной территории с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются (Правительством Российской Федерации) особые правила согласования местоположения границ земельных участков при их межевании.
- Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) и реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется с целью обеспечения выполнения требований по соблюдению условий использований территорий, установленных настоящим Федеральным законом.
- Порядок создания системы мониторинга градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) и в порядок его ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Создание системы мониторинга градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зона с особым режимом обеспечения экологической безопасности), ведение этого мониторинга относится к полномочиям и функциям субъектов Российской Федерации.
- Создание реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется с целью обеспечения выполнения требований настоящего Федерального закона по соблюдению условий использования территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
- Порядок создания и ведения государственного реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Создание и ведение государственного реестра элементов ландшафтно-планировочной структуры территории и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории относится к полномочиям и функциям субъектов Российской Федерации.
- Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается Положение о создании и ведении государственного реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), в котором отражается состав элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования соответствующей территории.
- Полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с обеспечением особого режима экологической безопасности в пригородных зонах городов и городских агломераций.
- Подробности
-
Категория: Эко диспут
-
Опубликовано 13.07.2016 20:47
-
Просмотров: 696
Добавить комментарий