«Хватит природу охранять, пора её продавать?»

«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 1Мой недавний пост был посвящен Сарайскому пляжу, являющемуся «туристическим сердцем» байкальского острова Ольхон. Речь шла о тяжком прессе моторизированных палаточников, уничтожившем растительность песков, грозящим гибелью древнему Шаманскому лесу. О возрождении этого уникального природного уголка, начавшемся в 2016 году.  Построенную вокруг Сарайского залива изгородь можно назвать животворящей!

   Но наблюдения лета 2022 года взывают и серьезную тревогу. 

   Ограда «работает» в том случае, если она цела.  Появление в ней «дыр» очень опасно. На ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» лежит ответственность за сохранение природы Ольхона. Расстояние от конторы Островного лесничества Прибайкальского национального парка (входит в это ФГБУ) в поселке Хужир до ограды – примерно 500 метров. Но за все 13 дней (с 22 июля по 4 августа), что я здесь находился, инспекторов не встретил. Зато в первый же день обнаружил следы колес квадроциклов внутри ограждения.  Долго искать «прореху» в ограде не пришлось. Наезженная дорога привела к дыре рядом с «розовом домом». 
«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 2
Дорога, накатанная от дыры в ограждении.
«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 3
 

Суд признал этот дом незаконно построенным и подлежащим сносу. В таком статусе он пребывает уже года три. Дыра, проделанная владельцами дома, может перекрываться тросом, но часто пребывает в открытом виде. Чем и пользуются покатушники. На виду поселка, туристов. Незаметно лишь для работников «Заповедного Прибайкалья».

   Следы квадроциклов я видел в самых дальних углах огороженной территории. Оказалось, что «работает» еще одна «дыра». Мне она известна еще с 2018 года, о чем я ставил в известность и ФГБУ.

«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 4

Столбик ограды выломан, его вместе с тросом поднимают и держат, пока не проедет квадроцикл. 
Неужели эту прореху нельзя починить за 4 года? Просто в ФГБУ это никому не нужно и не интересно. 
   С 2018 года действует крайне необходимый (с точки зрения охраны природы) запрет на установку палаток внутри ограждения. Но  в 2018-2021 палатки все-таки там появлялись. Однако я наблюдал и инспекторов, совершающих обходы, увещевающих туристов. Возможно и протоколы составлялись. Как правило палатки появлялись ненадолго, чаще вообще на одну ночь.
   В 2022 году дела обстояли иначе. Вот эта палатка долго стояла (возможно и продолжила стоять после моего отъезда) в самом начале пляже, у всех на виду. Никто её не беспокоил. 
«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 5

Темные пятна правее – выравненные на склоне площадки, использовавшиеся палаточниками в прежние годы. Этак можно вернуться и к ситуации 2015 года:

«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 6
Всего же я наблюдал примерно 15-20 палаток. Они были не столь заметны, располагались на различном расстоянии от берега. По одиночке, либо группами из двух-трех.

«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 7

Отсутствие реакции на них со стороны инспекторов – опасный прецедент. В некоторых палаточниках безнаказанность порождает запредельную наглость. Нынче я впервые после 2015 года увидел здесь срубленное на дрова живое дерево.

«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 8

Еще вчера рядом стояла палатка…

   Лиственниц в прибрежной зоне здесь совсем мало. Некоторые сломаны штормами, иные подмыты волнами. Вот и люди вносят свою лепту.

   В первый день своего пребывания на острове я осмотрел информационные щиты «входной группы» Сарайского пляжа.  Один из них был посвящен режиму его охраны. Перечислялось то, что делать нельзя. Важнейшие из запретов касались въезда автотранспорта, установки палаток, костров. 

 

Сфотографировав незаконные палатки, я решил сделать и фото щита с перечнем запретом. Но он уже исчез! Его заменило вот это:

«Хватит природу охранять,  пора её продавать?» - фото 9

  То есть теперь нет смысла подходить к палаточникам и увещевать их.  Не на что сослаться! Я уверен, что здесь нет непродуманности, либо ошибки. «Запретный» информационный щит убран не случайно. Как неслучайно и отсутствие инспекторского контроля. 
  «Заповедное Прибайкалье» (следуя курсом московского начальства) уже давно сделало своим приоритетом вовсе не охрану природы, а «развитие туризма». Точнее – зарабатывание денег на туризме. Работа инспекторов теперь сфокусирована на проверке наличия разрешений на посещение. На Ольхоне (да и во всем Прибайкальском национальном парке) это проще всего делать на дороге, по которой идет самый мощный туристический поток – к мысу Хобой (север Ольхона). Там стоит шлагбаум. Единственное на острове место, где инспектора присутствуют ежедневно. Главная «денежная жила» для ФГБУ. Но хочется разрабатывать и новые жилы.     
     Важнейшей из которых может стать Сарайский пляж. Для этого достаточно лишь разрешить размещение палаток. Как следует из официальной информации  «Установка палатки на территории оборудованных пикниковых зон за 1 палатку - 200 руб./сутки». На огороженном участке летом 2015 года единовременно находилось более 300 палаток. «Игра стоит свеч!»
   Похоже, что руководство «Заповедного Прибайкалья» собирается разрешить ставить на Сарайском пляже палатки. Желающих будет много. При этом усилия по контролю – минимальны. Контора лесничества рядом, да ежедневные проверки и не нужны, достаточно хотя бы раза в неделю.
   Если это произойдет – процесс восстановления Шаманского леса и травяной растительности дюн «пойдет вспять». Но что с того? В Заповедном Прибайкалье» заповедность осталась лишь в названии. Правильнее было бы назвать его «Туристическим Прибайкальем».
  P.S. Я, как законопослушный гражданин, попытался заранее получить электронное разрешение на посещение Прибайкальского национального парка. Для пенсионеров оно бесплатное. Сделал так, как написано (см. выше). После «Шаг 2» пришло сообщение: «для оформления бесплатного разрешения вам необходимо прибыть в контору ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Как удобно! Истинно «электронное разрешение».
   Похоже, что, отсекая в своей электронной документации «бесплатников», деятели «заповедности» пытаются занизить официальные цифры турпотока на Ольхон. Который уже давно многократно превышает все мыслимые показатели рекреационной нагрузки. Вопреки здравому смыслу, в официальный учет попадают лишь получившие разрешения. Пока «обилечивают» примерно 10% посетителей Прибайкальского национального парка. Зато все 100% справляют естественные нужды и топчут берега.
 

Виталий Рябцев 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить