Сарайский пляж, примыкающий к поселку Хужир - столице Ольхона, можно по праву считать туристическим сердцем этого острова. В летний сезон (на который приходится «львиная» доля турпотока) его постоянно посещают почти все постояльцы хужирских гостиниц и турбаз (в них размещается более 90% ольхонского турпотока).
Речь идет о самом протяженном на острове песчаном пляже, окаймлённом дюнами, поросшими лесом. Это остаток Шаманского Леса, многие века считавшегося священным и запретным для посещения. Деревьев в возрасте 300-500 лет здесь многие десятки, есть экземпляры и старше 600 лет. Еще больше сосен и лиственниц, которые в результате жизни на песке и борьбы с ветрами сформировали необычные жизненные формы. На песках произрастают травы, в том числе «краснокнижные» эндемики.
В «высокий» турсезон здесь скапливалась основная масса «диких» моторизованных туристов. Результатом стало исчезновение травяной растительности песков, а также лесной подстилки, все ускоряющая гибель самого леса. Несколько фото, сделанных в июле 2015 года:
Начало пляжа.
Плохая видимость обусловлена дымом лесных пожаров.
Его обитатели много усилий тратили на поиски топлива для костров:
Автомобили и квадроциклы гоняли не только по пескам. Но и по мелководью:
Луг восстановился на всем застроенном участке. Некоторые скажут, мол это всё благотворные последствия подтопления. На следующем фото участок, который не был подтоплен даже при аномально высоком уровне Байкала осенью 2021 г. Здесь за дюной, защищающей от ветра, из года в год всё лето стояли палатки. Низина представляла собой голый песок, без травинки. Теперь это ярко зеленая лужайка:
Скажите «спасибо дождям»? Напрасно. При «палаточниках» любое количество осадков не помогло бы траве восстановиться.
Под пологом деревьев тоже видны перемены к лучшему. Кружево автомобильных колей исчезло! На земле появился слой шишек и хвои. Идет восстановление лесной подстилки.
На ряде участков она уже фактически сформировалась. Появились мхи и лишайники!
На заднем плане видна ограда – причина происходящих улучшений.
Полуживые изломанные кустики багульника (рододендрон даурский) вновь становятся густыми:
Никогда прежде я не видел здесь зеленого мха (сфагнум). Теперь он есть:
Растительность дюн также восстанавливается. Там, где был почти голый незакрепленный песок, например, вот здесь:
Картина кардинально изменилась:
Растительность песков восстанавливается почти везде. За исключением полосы влияния байкальских волн:
Разница между недавним прошлым и сегодняшним днём – огромна. Природе хватило лишь 6-4 лет, чтобы залечить раны, которые человек причинял на протяжении примерно трех десятилетий. Достаточно было оставить природу в покое, не мешать ей самой восстанавливаться.
Но наблюдения июля 2022 года вселили и серьезную тревогу. Опасность отката к 2015 году весьма явственна! Об этом – следующий материал.
Виталий Рябцев