Почему постановлением от МПР на прибайкальских территориях запрещается заниматься сельским хозяйством и развитием частных домовладений, но разрешается строить турбазы и мусоросжигательные заводы

 

В интервью корреспонденту «ЭкоГрад» Маргарите Морозовой российский координатор международной коалиции «Реки без границ» Александр Колотов рассказал, что в себе таят последние изменения в 643 Постановление Правительства «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», которые сейчас висят на обсуждении, и как это будет связано со строительством БАМа.

Приводим полный текст интервью.

Маргарита Морозова (ММ): Расскажите, пожалуйста, 
Александр Колотов (АК): Мы участвовали в общественном обсуждении предыдущей версии перечня запрещенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, направили вместе с природоохранными организациями (в том числе, иркутскими), список своих замечаний для новой версии проекта. Нам пообещали все учесть и вот сейчас мы видим новую версию проекта, где, мало того, что учли одно только наше замечание. Самое главное то, что этот перечень стал значительно хуже. В нем есть пункт, который фактически делает этот перечень совершенно ненужным.

В нем написано, что в случае необходимости Правительство или Президент Российской Федерации могут отдельными актами любой вид деятельности в центральной экологической зоне разрешить. Зачем тогда, вообще, этот перечень нужен? Мы, естественно, будем подавать новые замечания, но я боюсь, что следующая версия этого перечня будет еще короче, еще хуже. Там может оказаться всего один пункт, что видов запрещенной деятельности нет, то есть все дозволено: стройте что угодно, взрывайте, ройте, захоранивайте, сжигайте – пожалуйста, зеленый свет. Как с этим бороться, честно говоря, непонятно.

Мы сейчас в некотором замешательстве. В прекрасно выбранное время - летом, в разгар отпусков (люди заняты своими делами), в ситуации все еще не закончившейся пандемии коронавируса - эпизод очередного наступления на экологию Байкала, может просто пройти не замеченным. Мы видим, что здесь действует большая группа лоббистов, заинтересованных лиц, причем самых разных направлений. Не исключаю даже, что со стороны Китайской народной Республики, которым тоже хочется заполучить побольше китайских турбаз на берегах Байкала, и они не остановятся ни перед чем, чтобы получить законное разрешение на застройку незатронутых байкальских территорий. И мы видим, что у нас исчезают запрещенные виды деятельности из перечня, идет разговор о ненужности и желательности отмены экологической экспертизы, Госдума принимает в третьем чтении законопроект, где ради расширения БАМа и Трансиба, разрешаются взрывные работы, сплошные рубки леса в центральной экологической зоне Байкала... Иначе, как намеренной диверсией и саботажем, я это назвать не могу.

ММ: Мне кажется, что новая приписка в 643 полностью отменяет и дискредитирует все природоохранной законодательство, как минимум. Спорить с тем, насколько стратегически важные объекты БАМ или Трансиб для страны, не приходится. Все мы понимаем его важность. Лоббисты этого законопроекта уже объявили, экологических активистов и всех, кто против, диверсантами и противниками президента и национально приоритетных проектов. Что касается вырубки леса, то местные жители говорят, что леса уже же вырублены леса и если еще полосочку вырубят, может быть и ничего страшного. Насколько страшны сплошные вырубки, если, как пишут лоббирующие депутаты, все будет проводится под строго под надзором надзорных органов, и они сами проконтролируют, чтобы больше, чем нужно, деревьев не было спилено.

По принятому в прошлом году законопроекту РЖД будет обязано компенсировать (в этом же регионе, в другом месте высадить леса). Все-таки насколько критичны сплошные вырубки? Если смотреть на карту, то кусочек железной дороги Трансиб, который будет проходить рядом с Байкалом, он не настолько велик. Может быть, это, действительно, не так страшно, как это малюют экологи и общественники?
АК: Все, что Вы сказали про контроль и про то, что все будет тщательно проконтролировано... Мы каждый день видим, какой у нас экологический контроль и надзор. Каждый день!

Давайте вспомним хотя бы Норильский никель в последние скандалы, с ним связанные. Комбинат в Арктике десятилетиями сливает отходы, травит людей, воздух, природу и считается, что все нормально. А здесь у нас вдруг все будет совершенно наоборот и по-другому. Все протаскивается для облегчения строительства, облегчения реализации инфраструктурных проектов и так далее. Я не буду брать под сомнение смысл расширения БАМа и Трансиба, хотя здесь спор будет больше политико-экономический. Мы хотим еще больше эшелонов со своим лесом и полезным ископаемым сырьем пускать за границу и поэтому нам нужно расширять свои железнодорожные пути. Но то, что это все решили сделать, обходя действующие природоохранные ограничения, вызывает наибольшую оторопь.

Почему каждый раз, когда дело касается конкретного, сиюминутного проекта, наши власти плюют на действующее законодательство. Какой они показывают пример? Нужно было построить инфраструктуру для Олимпиады в Сочи – наплевали на природоохранные ограничения и построили. Сейчас то же самое мы видим на примере Байкальского ЦБК. Процесс не двигается, чтобы он двигался, нужно все отменить и в ручном режиме сделать против закона, но сделать. То же самое с расширением БАМа и Трансиба. Я уверяю, что когда начнется вся эта котовасия, мы прочитаем, насколько аккуратно, в кавычках, и тщательно будут зачищаться все эти леса на пути новых железнодорожных полотен. К сожаленью, только после мы сможем оценить и прикинуть какой ущерб будет нанесен.

Дело не в том, что срубят столько-то деревьев. Дело в том, что опять еще больше будут фрагментироваться куски одного целого. Нам говорят, что все это будет компенсировано новыми лесопосадками. То есть будет срублен нормальный живой лес, который стоит там много лет, который является стержнем всей экосистемы и высадите где-то далеко-далеко чахлые кустики. Как это можно назвать компенсацией, я не понимаю. Я много раз видел, что все эти компенсационные посадки были только для отвода глаз. По прямой втыкают эти чахлые саженцы, приглашают журналистов, все аплодируют, делают селфи с лопатами и уезжают. Приезжаешь через 2-3 года и видишь, что от этих саженцев ничего не осталось, они просто умерли. Уверен, что и здесь будет нечто подобное.

ММ: Срубленные деревья, вырубленные леса - это конечно же страшно, но по сравнению с отменой экологической экспертизы – это лишь эпизод. Как Вы можете прокомментировать отмену экологической экспертизы? Вчера я прочитала о том, что даже если будет дано отрицательное заключение экологической экспертизой, это не будет основанием для отмены проекта.

АК: Это очень характерно и показательно: теми, кто пытается все это лоббировать, природоохранные ограничения воспринимаются именно как ограничения, которые надо обойти. Люди настолько давно погрязли в бизнесе, что у них и мышление работает в плане, что если есть ограничения, значит будем искать выходы оптимизации, чтобы эти ограничения снять. А эти ограничения рождаются не на пустом месте. Я всегда считал, что если что и защищать в России из природы, то это озеро Байкал. Недаром это объект Всемирного природного наследия Юнеско. И мы сейчас сами, своими руками отдаем этот объект тем, которые сидят и ждут байкальскую территорию: давайте ее дербанить, там же все так чисто, экологически девственно, не затронуто...

Сколько же там может стоить турбаза, а сколько может стоить заимка, а если там еще и коммуникации проведены, благодаря тому, что мы дали добро на инфраструктурные проекты, а если еще и с удобствами, то это вообще астрономические суммы. Здесь всегда есть лукавство и двойное дно. Когда нам показывают митинги местных жителей «дайте нам жить на Байкале», все понимают, что дело не в местных жителях, дело в тех, кто режиссирует митинги, кто скупил эти земли и ждет - не дождется, когда можно будет легализовать свои владения и воплотить свои планы. Была дачная амнистия, потом лесная амнистия, теперь они хотят сделать заповедную амнистию, сделать заповедные территории легальным инструментом получения прибыли для частных лиц. Давайте будем говорить прямо. Поэтому мы видим предложения не только по поводу Байкала, но и поводу и национальных парков: а давайте и там ослабим природоохранные ограничения, позволим строить и там, и здесь. На Камчатке есть тоже объект Всемирного природного наследия Юнеско. Там то же самое: пришел инвестор и сказал, что я здесь построю огромный горнолыжный комплекс, у меня будет туристический кластер... Подумаешь, объект Юнеско. Давайте напишем в Юнеско, чтобы подвинули немножко границы здесь, а мы подвинем там. И все будет хорошо... Бизнес-менталитет очень мешает природоохранному делу.

ММ: Те же бизнесмены говорят, что сейчас на Байкале все так плохо, что там есть дикие турбазы, нельзя строить инфраструктуру... А вот, как только мы построим инфраструктуру, нам разрешат ремонтировать дороги и строить экологические дорожки и тропы, тогда будет польза для экологии Байкала, а сейчас, без хозяина, все в таком состоянии и есть.

АК: Достаточно приехать в Листвянку, чтобы увидеть идеал того, как они хотят развивать территорию. На всем побережье Байкала у нас будут клоны китайско-русской Листвянки. Вы бы хотели, чтобы весь байкальский берег представлял нечто подобное? Категорически нет, естественно! Если мы не можем сейчас положить конец диким турбазам, серым схемам, это не значит, что мы должны призывать ослаблять природоохранные ограничения. Это говорит о том, что уже разработаны такие механизмы, что люди вкладывают деньги в эти серые схемы, в дикие турбазы и знают, что их деньги отобьются, потому что они могут договориться с тем, с кем надо. Почему мы об этом не говорим? Почему мы хотим легализовать то, что незаконно? А не наказать то, что незаконно? Это, мне кажется, два разных подхода.

ММ: А что делать-то?

АК: Мы, все равно, должны оставаться в легальном поле. Мы подготовим еще один свод своих замечаний. По итогам последних полутора лет, когда наступление на Байкал возобновилось с утроенной силой, мы решили подготовить, так называемый, народный доклад о Байкале, где с точки зрения природоохранного сообщества покажем собственный взгляд, видение на те процессы, которые происходят. В наших планах представить этот доклад Комитету Всемирного наследия Юнеско. Если все будет продолжаться так, как происходит сейчас, неизбежно все идет к тому, что Байкал, уникальный объект Всемирного природного наследия, будет объявлен Юнеско объектом, находящимся под угрозой. Это просто доска позора для государства, которое допускает такое со своими уникальными объектами. Но мне кажется, что другого выхода у нас уже нет. Потому что нам уже более не к кому апеллировать! К кому?

ММ: К Конституции, которая после обновления декларирует, что Правительство гарантирует защиту и охрану окружающей среды. Опять же, если апеллировать к Юнеско, вспоминая нашу свежепринятую Конституцию, где написано о том, что международное право не действует на территории Российской Федерации, то можно сказать, что и Юнеско нам не указ.

АК: В данном случае можно сказать только одно: мы все живем на планете Земля, мы все жильцы одного многоэтажного дома. У кого-то квартира, у кого поменьше и похуже. Отгораживаться железными дверьми и засовами и говорить, что я с Вами, соседями, вообще говорить не буду, на собрание жильцов ходить не буду, все, что вы там решаете, не для меня, наверное, можно так прожить. Но, что это будет за жизнь, даже если у тебя квартира в одну седьмую часть суши. Зачем тогда России подписывать любые международные договоры и обязательства, если не предполагается их соблюдать.

Поставили подпись под Конвенцией о всемирном наследии, обязались охранять его изо всех сил уникальные объекты, достояние всего человечества. А на деле решили не охранять, а сдавать под инфраструктурные проекты, под частный бизнес, под турбазы, горнолыжные комплексы, расширение автомагистралей, прокладку всего, что только можно, вырубку всего, что только можно, для того, чтобы получить больше денег. А потом потратить их на то, чтобы поехать отдыхать вместо Байкала на другое, пока еще не загаженное озеро. И иногда вспоминать, что и Байкал когда-то был не загаженным озером.

Когда-то вопреки протестам экологов открыли, а потом продолжали настаивать на необходимости деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. С каким боем приходилось закрывать это опасное для Байкала производство. Закрыли в 2013 году. Прошло 7 лет. До сих пор эти опасные отходы не могут ликвидировать и они могут быть смыты любым паводком в озеро Байкал. Здесь тоже, может быть, виноваты экологи? Здесь, скорее всего, нет лоббизма со стороны какого-то частного бизнеса, который будет готов выполнять все природоохранные ограничения и нормы.

Волевым решением без конкурса была назначена одна компания, сейчас действует уже третий ликвидатор опасных отходов БЦБК с 2013 года. Эта компания все может сделать, но прежде предлагает отменить несколько законов и нормативно-правовых актов и после этого обещает сделать все, что необходимо в наилучшем виде. В решении тактических проблем мы все время показываем очень дурной пример – как мы не уважаем свои собственные законы. Даже в отношении Байкала.

ММ: Экспертное сообщество, экологи и активисты готовят доклад, а рядовым гражданам, сидя на диване, что можно сделать, чтобы внести свою микро-каплю в спасение Байкала?

АК: У нас работала и работает до сих пор байкальская экспедиция – люди, которые ездят по районам Байкала и фиксируют и то, что происходит в экологической сфере, и то, что происходит в социальной сфере. Как и на что живут жители Байкала, что их волнует и заботит. Через активистов байкальской экспедиции можно подать любые свои замечания и предложения. Мы думаем о том, что если этот формат будет востребован, то мы хотим выйти на ежегодный график, что хорошего и что плохого произошло на байкальской природной территории за отчетный год. Это будет не точка зрения государства, согласно которой мы динамично движемся вперед, все время развиваемся и паровоз летит в светлое будущее, а точка зрения именно местных жителей и природоохранного сообщества.

ММ: Какая организация подразумевается под «мы» и насколько вас много?

АК: Это прежде всего международная экологическая коалиции «Реки без границ», в подготовке доклада активное участие принимает российское отделение Гринпис и еще ряд иркутских и бурятских экологических организаций.

ММ: Не так давно было объявлено, что деятельность Greenpeace – это проделки американских шпионов. Вы не являетесь агентами?

АК: С таким уровнем паранойи я не знаю, как можно жить. Если уж Гринпис – происки Госдепа, значит у нас в России природу охраняет один Госдеп. И это, конечно, очень страшно, если это так.

ММ: Вы являетесь российской организацией, давно действующей и вокруг Вас собирается коалиция других общественников. Из каких организаций состоит Ваша коалиция?

АК: «Реки без границ» - экологическая коалиция, куда входят природоохранные организации из России, Монголии и Китая. Она была образована для помощи в решении трансграничных проблем, поскольку у нас как раз были проблемы с переброской стока реки Аргунь в китайское озеро. Далее мы работали над другими трансграничными проблемами, как, например, строительство монгольских ГЭС, угрожающих Байкалу. Сейчас наша коалиция при поддержке Всемирного фонда дикой природы реализует очень крупный проект по спутниковому мониторингу загрязнения рек, где добывают рассыпное золото и мы видим положительные подвижки деятельности. Не ждали и не гадали, но вот приходится заниматься еще Байкалом, поскольку что оказалось, что кроме нас мало кто может это делать.

ММ: Спасибо Вам за Вашу деятельность, а рядовым гражданам можем посоветовать, как минимум голосовать против на сайте https://regulation.gov.ru.

АК: Это минимум, что можно посоветовать сделать... Наш коалиция работала над проектами строительства монгольских ГЭС и мы смогли убедить Всемирный банк, который хотел финансировать эти проекты, а Всемирный банк смог убедить Правительство Монголии в том, что если они хотят строить гидроэлектростанции на своей монгольской территории в бассейне реки Селенга, они должны поехать на Байкал, в Бурятию и Иркутскую область, и провести общественные слушания в районах, чтобы узнать мнение местных жителей, потому что эта деятельность, возможно, затронет их жизнедеятельность. Эти слушания были проведены и я был на каждом из этих слушаний.

После слушаний каждый раз ко мне подходили местные жители и спрашивали, а почему наши не проводят таких слушаний? Там множество проблем: то мы расширили водоохранную зону, то ее сузили и не на метр, а в разы, по-русски щедро. Запретили вылов омуля, решили бить байкальскую нерпу, затем предложили бить бакланов, потому что бакланы-сволочи едят рыбу...И это все происходит просто по щелчку пальцев – одна подпись и Постановление войдет в силу. Какие общественные слушания, какие общественные обсуждения? Все решения, которые принимаются в отношение Байкала, не учитывают, даже формально, мнения местных жителей. Для Москвы – местные жители просто пешки. Есть Байкал и мы думаем, что с ним делать, и нам не до вас, тех кто живет на берегах Байкала. Разве это участие: cтавить лайк или дизлайк при голосовании? Это профанация общественного участия. Кстати, в экологической экспертизе, которую все время стараются отменить, один из краеугольных камней – обязательность общественного обсуждения любого проекта. А выносить на народный суд свои прожекты, мало кому нравится. Поэтому мы видим, то что видим.

ММ: В этом законе черным по белому прописано, что в общественные слушания необязательны и не учитываются, так как это является приоритетным нацпроектом. В случае, если будет принято Постановление 643 с припиской, что перечень не действует на нацпроекты, имея пример того, что мы сейчас имеем с БАМом, можно понимать, какое будущее ждет Байкал.

АК: Опробовав на Байкале такую практику, ее могут применить практически ко всем другим объектам. Сейчас у нас на особо охраняемых природных территориях запрещено что-либо строить, поэтому и пытаются лоббировать то там, то здесь. А теперь будет пример, как можно поступать и тогда заповедная система, которую мы знаем еще с прошлого тысячелетия, просто рухнет и умрет. Это будет результатом политики последних десятилетий ослабления природоохранного законодательства.

ММ: Даже в советское время с его парадигмой «подчиним природу» такого безобразия не было.

А теперь российский координатор международной коалиции «Реки без границ»  Александр Колотов объяснит, почему не так страшен БАМ, как его малюют.

Александр Колотов: не так страшен БАМ, как его малюют

 

Александр Колотов: не так страшен БАМ, как его малюют ВИДЕО

По результатам реакции Министерства природных ресурсов и экологии РФ на замечания, высказанные в ходе общественного обсуждения «Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» — документ становится неизменно с каждым разом «хуже и лукавее». Об этом в интервью корреспонденту «ЭкоГрад» Маргарите Морозовой заявил российский координатор международной коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. На видео полная версия интервью. Напомним, в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Сохранение озера Байкал» нацпроекта «Экология» и в соответствии с «дорожной картой» по реализации механизма «регуляторной гильотины» Минприроды России разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». По мнению экспертов из МПР, предлагаемые изменения направлены, в первую очередь, на защиту интересов и обеспечение привычной жизнедеятельности местного населения, охрану окружающей среды озера Байкал и Байкальской природной территории, а также развитие рекреационной и туристической деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Эксперты МПР поясняют, что на практике возникает необходимость строительства зданий и сооружений в границах населенных пунктов, использования минеральных, термальных и радоновых вод для создания бальнеологических, лечебно-оздоровительных центров, санаторно-курортных учреждений. Проектом постановления, в частности, предлагается разрешить в центральной экологической зоне Байкальской природной территории добывать минеральные, термальные, радоновые воды; строить здания и сооружения в границах населенных пунктов; проводить взрывные работы в водоохранной зоне озера Байкал для размещения автомобильных дорог. Возможность осуществления указанных видов деятельности проверяется при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Для проведения процедуры общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru.

Маргарита Морозова

 

Ранее "ЭкоГрад" уже останавливался на проблеме Байкала. Постановления правительства о запрещенных видах деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

И еще одна ссылка: Чем новый проект Минприроды грозит Байкалу. Почему мы называем «обнулением» новый байкальский перечень.

 

О том, почему постановлением от МПР на прибайкальских территориях запрещается заниматься сельским хозяйством и развитием частных домовладений, но разрешается строить турбазы и мусоросжигательные заводы


О том, почему постановлением от МПР на прибайкальских территориях запрещается заниматься сельским хозяйством и развитием частных домовладений, но разрешается строить турбазы и мусоросжигательные заводы ВИДЕО

Интервью члена Общественного совета МПР Александра Федорова корреспонденту «ЭкоГрад» Игорю Агафонову

 

Обзор подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить