Минприроды опубликовало проект нового перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Это один из самых опасных для экосистемы Байкала документов последнего времени.
Режим ЧС регионального уровня вводят органы власти субъектов федерации. Вот только в действующем законодательстве отсутствует специальный порядок введения режима ЧС, связанного со вспышкой вредителей.
Если губернатор региона объявит о введении режима ЧС из-за вредителей, тогда в центральной экологической зоне можно будет провести сплошные санитарных рубки.
Вот только федеральным законом «Об охране озера Байкал» (а именно — в 11 статье) сплошные рубки в центральной экологической зоне запрещены. То есть, 3-й и 4-й пункты нового перечня противоречат федеральному законодательству.
Если предлагаемый Минприроды перечень примут и сплошные санитарные рубки вблизи Байкала разрешат проводить без учёта специфики этой уникальной территории, это неизбежно приведёт к значительному росту масштабов лесных пожаров и загрязнения озера. Почему так? Основных причин две.
Во-первых, в рамках существующей системы управления лесами сплошные санитарные рубки могжно проводить в сколько-нибудь значительных масштабах только как коммерческие мероприятия — за счет доходов от продажи заготавливаемой древесины. При существующем и предполагаемом на ближайшие годы уровне финансирования лесного хозяйства, в том числе переданных Бурятии и Иркутской области лесных полномочий, новым бюджетным деньгам на проведение сколько-нибудь значительных площадей санитарных рубок на Байкале взяться будет неоткуда. Перераспределение же существующих денег в пользу расходов на санитарные рубки неизбежно приведёт к снижению защиты лесов от пожаров.
Пожарные добровольцы помогают защищать леса вокруг Байкала от огня, но и их силы не безграничны. Фото © Юлия Петренко / Greenpeace
Рубки будут назначать в первую очередь на участках с наибольшими запасами коммерчески ценной древесины, на которых по формальным основаниям можно назначить сплошную санитарную рубку. А действующая система правил в сфере санитарной безопасности устроена так, что при желании обосновать назначение сплошной санитарной рубки можно практически в любом диком лесу, тем более в лесу, хотя бы немного затронутым пожаром — таких на Байкале большинство. И сложившаяся практика проведения санитарных рубок в российских лесах такова, что их используют как способ обхождения запретов и ограничений на коммерческую заготовку древесины, нежели в качестве санитарно-оздоровительного мероприятия.
Наглядным примером этого служит ситуация в государственном природном заказнике «Туколонь» в Иркутской области, где под видом санитарной рубки провели заготовку древесины на миллионы рублей.
Псевдосанитарная вырубка леса в заказнике «Туколонь».
Таким образом разрешение сплошных санитарных рубок вблизи Байкала на практике будет означать лишь разрешение на обычное коммерческое лесопользование на этой уникальной природной территории в границах объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно такое использование лесов в Байкальском регионе как раз и является одной из главных причин лесных пожаров — львиная доля этих пожаров начинается вблизи объектов инфраструктуры и самих рубок.
С учётом недавно состоявшегося объединения китайских импортеров российской древесины в специальный отраслевой союз, который явно упростит и удешевит закупку и вывоз из России ценного древесного сырья — разрешение сплошных санитарных рубок вблизи Байкала может привести к радикальному росту разорительного для лесов коммерческого лесопользования вблизи озера в самые ближайшие годы.
Во-вторых, рубка леса в горных условиях с использованием обычной лесозаготовительной и дорожной техники всегда ведёт к стремительной эрозии почвы. Существуют, конечно, технологии, позволяющие эту эрозию несколько уменьшить, но они очень дороги (то есть чтобы оправдать их применение, придется рубить значительно больше сравнительно здоровых лесов), и они в любом случае не решают проблему полностью. Чем больше будет сплошных санитарных рубок вблизи Байкала — тем больше глины и песка будет смываться в озеро и впадающие в него реки. С учетом же характерного для таёжных регионов дефицита квалифицированных лесных кадров, острой нехватки специализированной лесной техники, технологического нигилизма и тому подобных обстоятельств, справедливо предположить, что общая загрязнённость рек и ручьёв в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в результате сплошных санитарных рубок вырастет многократно.
Учитывая, что значительная часть лесов в границах объекта ЮНЕСКО «Озеро Байкал» пройдена катастрофическими пожарами 2015-2016 годов, есть основания полагать, что в сплошные санитарные рубки будут отводиться в первую очередь леса, не погибшие от пожаров или восстановившиеся после них, а полностью погибшие деревья останутся. В результате состояние оставшихся живых лесов ухудшится, а кроме того увеличится пожарная опасность в связи с развитием дорожной сети.
Предлагаемый Минприроды проект перечня в части разрешения сплошных санитарных рубок представляет угрозу для Байкала и окружающих его лесов. При существующей системе государственного управления лесами новый перечень приведёт только к хищническому истреблению лесов, росту масштабов лесных пожаров и загрязнению озера.
К тому же юридико-лингвистическая неопределённость — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера относится к коррупциогенным факторам. Вы поняли, какие рубки можно назвать «санитарно-оздоровительными»? И никто не понял, потому что их юридически не существует.
Использование термина «санитарно-оздоровительные рубки» является коррупциогенным фактором.
Застройка территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью
Согласно пункту 10, запрещается строительство на территориях, расположенных за границами населённых пунктов, зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особых охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Таким образом из перечня исключается запрет на строительство объектов на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, как в границах, так и за границами населённых пунктов. Строй что хочешь.
При этом у большинства населённых пунктов в центральной экологической зоне нет установленных границ, поэтому они могут расширяться практически бесконтрольно.
Орлу-могильнику возможно придётся в скором времени оправдать своё «могильное» имя
То есть остаётся вполне ощутимая угроза включения в границы населённых пунктов ценных природных территорий, где в том числе обитают и произрастают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения. Например, монгольская жаба и ольхонская полевки, занесённые в Красную книгу Иркутской области, места обитания которых могут быть полностью уничтожены. Или орла-могильника, популяция которого в Байкальском регионе внесена в 1 категорию Красной книги России, то есть этот вид уже находится под угрозой исчезновения.
Приведу три важных момента:
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 3), деятельность органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться по принципу приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 60) запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесенных в Красные книги РФ и субъектов РФ, и ухудшающая среду их обитания;
В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (статья 24) действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Вывод сделать несложно. Исключение из нового перечня запрета на строительство на территориях, не затронутых хозяйственной деятельностью, противоречит двум федеральным законам нашей страны.
Принятие проекта перечня в том виде, в каком он опубликован для общественного обсуждения, приведёт к разрушению уникальной экосистемы Байкала и прилегающих территорий. Его принятие послужит причиной перевода Байкала в позорный список «всемирное наследие под угрозой». Мы не должны этого допустить. До 3 августа у нас есть время показать чиновникам, что судьба Байкала небезразлична многим гражданам России.
Справка. Михаил Крейндлин
Один из лучших в стране специалистов-практиков в природоохранном и смежном законодательстве. С 1986 по 1998 год активно работал в Дружине Охраны Природы. В 1991–2002 годах был ведущим специалистом в Управлении заповедного дела Минприроды России (Госкомэкология России). С 2000 года активно участвует в тушении природных пожаров, проводит обучающие семинары для инспекторов особо охраняемых природных территорий. Эксперт по особо охраняемым природным территориям, работает в Greenpeace с 2001 года.
Ранее "ЭкоГрад" уже выступал по этой теме. Лидер международной экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов в интервью корреспонденту «ЭкоГрад» Маргарите Морозовой о проекте.Подробнее по ссылке "Всемирный фонд дикой природы направил письмо президенту РФ"
Член Общественного совета МПР Александр Федоров обратился к Президенту с просьбой об отмене закона, допускающего сплошные вырубки вокруг озера Байкал и отмены постановления подготовленного МПР под руководством Дмитрия Кобылкина допускающее отмену экологической экспертизы.
Член Общественного совета МПР Александр Федоров обратился к президенту с просьбой об отмене преступного закона и недобросовестного постановления МПР
Член Общественного совета МПР Александр Федоров обратился к президенту с просьбой об отмене преступного закона и недобросовестного постановления МПР Член Общественного совета МПР Александр Федоров обратился к президенту с просьбой об отмене преступного закона и недобросовестного постановления МПР ВИДЕО
Обращение прозвучало в рамках видеомоста с корреспондентом «ЭкоГрад», членом Общественного совета МПР Игорем Агафоновым. Комментарий от Игоря Агафонова: Обращение члена Общественного совета при Минприроды РФ Александра Федорова к Президенту РФ с просьбой вернуть на доработку законопроект «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который позволит до 31 декабря 2024 года не проводить государственную экологическую экспертизу для всех объектов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры. Также, согласно законопроекту, на территории разрешены виды деятельности, позволяющие увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. «Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры (объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры), необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на землях лесного фонда допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий» — указано в законопроекте
Эколог Баир Цыбиков выступил с требованием к президенту и главе правительства в одиночном пикете у стен Кремля
Эколог Баир Цыбиков выступил с требованием к Президенту и главе Правительства в одиночном пикете у стен Кремля. В своем обращении к Президенту РФ Владимиру Путину и главе Правительства РФ Михаилу Мишустину эколог Баир Цыбиков потребовал отмены закона допускающего сплошные вырубки вокруг озера Байкал и отмены постановления подготовленного МПР под руководством Дмитрия Кобылкина допускающее отмену экологической экспертизы для инвесторов, приходящих на территории вблизи Байкала и иные особо охраняемые территории.
Обзор подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО