Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Сегодня Всемирный фонд дикой природы направил письмо президенту РФ с просьбой отклонить закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

.

Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - фото 1WWF направил письмо Владимиру Путину
Всемирный фонд дикой природы (WWF) обратился к Президенту России Владимиру Путину и просит отклонить закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Уважаемый Владимир Владимирович!
Всемирный фонд дикой природы (WWF) выражает обеспокоенность наметившейся тенденцией ослабления правового регулирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ), что проявилось в целом ряде законопроектов, внесенных в Государственную Думу Российской Федерации в течение завершившейся весенней сессии. Несколько законопроектов связано с облегчением процедуры изменения границ национальных парков, приватизацией их земель, а также правовым статусом биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. Положения, заложенные в указанные проекты федеральных законов, ослабляют режим правовой охраны ООПТ, позволят уменьшать их территории и расширят перечень допустимых видов деятельности, что неминуемо нанесет вред ценнейшим природным территориям.
15 июня Государственная Дума приняла федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). 24 июля закон был одобрен Советом Федерации.

Мы понимаем, что принятие этого законодательного акта чрезвычайно важно для улучшения транспортного сообщения, строительства инфраструктуры в целях развития регионов и экономики России в целом. Но ряд положений закона угрожает особо охраняемым природным территориям (ООПТ), их природным комплексам и местам обитания редких видов животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также уникальной экологической системе озера Байкал. Эти изменения создадут препятствия для реализации конституционного права граждан, прежде всего местных жителей, на благоприятную окружающую среду, а также будут иметь негативные последствия для имиджа нашей страны в международном контексте.

Закон (статья 8) допускает до конца 2024 года строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального, регионального и местного значения без проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в случаях, когда такая деятельность разрешена федеральным или региональным законодательством. Следует отметить, что Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», а также большинство законов субъектов Российской Федерации, устанавливают перечни видов деятельности не для всех категорий ООПТ. Например, статьи закона, определяющие правовой режим государственных природных заказников федерального и регионального значения, не содержат таких перечней. Следовательно, ограничение, установленное в указанной статье, не будет применяться в случае планируемого строительства объектов транспортной инфраструктуры в границах заказников. Кроме того, из перечня объектов ГЭЭ исключается строительство, реконструкция всех объектов капитального строительства в границах ООПТ регионального значения, что гораздо шире, чем транспортные магистрали. Закон может затронуть около 10% территории России - земли, где расположены региональные ООПТ.

Уважаемый Владимир Владимирович, хотим обратить Ваше внимание, что многие проекты на особо охраняемых природных территориях, возможно осуществлять в рамках действующего правового поля, не изменяя законодательство об экологической экспертизе и не ослабляя правовой режим ООПТ. При этом механизм ГЭЭ является важнейшим инструментом для выбора варианта проекта, минимально опасного для окружающей среды. В ходе подготовки документации к ГЭЭ необходимо проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) с рассмотрением альтернативных вариантов реализации проекта, обязательными общественными обсуждениями, привлечением независимых экспертов, разрабатываются меры по снижению антропогенного воздействия проектов.
Принятый Закон содержит положения, угрожающие целостности и сохранности ценных природных территорий, неминуемо приведет к их фрагментации и негативно скажется на состоянии популяций редких животных. В случае если будут приняты и другие законопроекты в данной сфере, которые Государственная Дума планирует рассмотреть в осеннюю сессию, то последствия для системы ООПТ могут быть губительными.
Убеждены, что экономическое развитие страны, расширение транспортной оснащенности регионов, реализация инфраструктурных проектов должно осуществляться без ослабления правовой охраны наиболее ценных природных территорий.
В связи с изложенным, просим Вас обеспечить сохранение системы особо охраняемых природных территорий и не допустить строительство на их территориях объектов, наносящих вред ценнейшим и красивейшим природным комплексам нашей страны, отклонив закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С уважением,

Директор WWF России Д.Ю. Горшков

Собственно, этому письму предшествовали события в двух наших законодательных органах - ГД РФ и СФ РФ. Закон, который прошел слушания в Госдуме и Совете Федерации. Законопроект, призванный ускорить приоритетные стройки ОАО РЖД, был одобрен депутатами ГД во втором чтении во вторник.

 

Особо пропускные территории
Ускорение железнодорожных строек может навредить ООПТ

 

Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - фото 2Фото: Павел Кассин / Коммерсантъ

 

Документ предполагает наделить правительство РФ полномочиями отменять ряд нормативов при возведении наиболее важных железнодорожных объектов (см. "Ъ" от 29 апреля). Во вторник14 июля Госдума одобрила во втором чтении законопроект, призванный ускорить железнодорожные стройки ОАО РЖД. Ко второму чтению он пополнился нормами, разрешающими, в частности, не проводить государственную экологическую экспертизу при возведении железных и автомобильных дорог, портов и аэродромов на особо охраняемых природных территориях. Ранее "Ъ" сообщал о планах депутатов в принципе отменить экологическую оценку рисков при строительстве наиболее опасных объектов и мусорных предприятий в стране. Однако после публикации "Ъ" и петиций экологических организаций от столь радикальных новшеств депутаты отказались. Впрочем, экологи все равно опасаются застройки заповедных земель.
Законопроект, призванный ускорить приоритетные стройки ОАО РЖД, был одобрен депутатами во втором чтении во вторник. Документ предполагает наделить правительство РФ полномочиями отменять ряд нормативов при возведении наиболее важных железнодорожных объектов (см. "Ъ" от 29 апреля). Ранее "Ъ" сообщал, что ко второму чтению профильный комитет по транспорту и строительству подготовил версию пакета поправок, которым предлагалось полностью отменить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при строительстве наиболее опасных объектов (см. "Ъ" от 15 июня). Кроме того, депутаты предлагали отказаться от ГЭЭ при строительстве всех объектов обращения с отходами — в частности, мусоросжигательных заводов, предприятий по утилизации и обезвреживанию мусора, а также проектов рекультивации свалок. Госэкспертизу предлагалось отменить и для практически всех строек на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
После публикации "Ъ" и петиций «Гринписа России» и «WWF России» от столь радикальных поправок к закону «Об экологической экспертизе» депутаты решили отказаться. Кроме того, по словам собеседников "Ъ", проект не поддержало государственно-правовое управление президента РФ. Однако ко второму чтению законопроект пополнился нормами, которыми, в частности, предлагается отменить экологическую экспертизу при строительстве любых объектов на ООПТ регионального значения.
Кроме того, в тексте говорится, что до конца 2024 года проектная документация «объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», которые планируется построить на ООПТ любого уровня, не обязана проходить экологическую экспертизу.
К таковым предлагается относить, в частности, автомобильные и железные дороги, морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и аэродромы. Однако конкретный перечень объектов должно установить правительство. В документе отмечается, что часть послаблений необходима для «увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей».

Один из авторов законопроекта об ускорении железнодорожных строек, депутат Госдумы Николай Гончар отказался комментировать "Ъ" необходимость внесения поправок, поскольку находился за рулем.

В случае принятия законопроекта документация будет проверяться в рамках градостроительной экспертизы при Минстрое. Ранее эксперты высказывали "Ъ" опасения в том, что эта экспертиза может не учесть всех возможных природоохранных рисков от реализации проекта.

Отметим, несмотря на отмену экологической экспертизы, строительство упомянутых объектов будет возможно на ООПТ лишь в случае, если это не запрещено другими законодательными актами (например, законом об ООПТ).
Директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы «WWF России» Екатерина Хмелева считает, что это может стать сдерживающим фактором от тотальной застройки природоохранных территорий. «Насколько законопроект станет серьезной угрозой для ООПТ, покажет время,— отмечает она.— Хотя документация для таких объектов и будет проходить проверку в рамках градостроительной экспертизы, все равно у заказчиков появляется возможность избежать проведения общественных обсуждений и оценки воздействия на окружающую среду».

«Все перечисленные объекты очень масштабные и будут оказывать существенное воздействие на природные комплексы,— говорит эксперт "Гринписа России" Михаил Крейндлин.— Это грозит разрушением территорий и создаст угрозу среде обитания животных». Он обращает внимание, что в Госдуме находится другой законопроект, который может привести к постепенной застройке и разрушению заповедных земель. Речь идет о документе, который может разрешить правительству менять границы национальных парков (см. "Ъ" от 18 июня). «Если режим особо охраняемых природных территорий не позволит построить автодорогу, это получится с помощью другого закона, который просто позволит вывести этот участок из ее границ»,— полагает господин Крейндлин.

Анна Васильева

И вот стала достоянием общественности и реакция Софета Федерации РФ. Внесены изменения в закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»  Закрепляются особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Сенаторы поддержали изменения в закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как сообщил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Александр Пронюшкин , законом закрепляются особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В частности, законом определяется, что под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации.
Так к объектам инфраструктуры отнесены автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные дорожные сооружения; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта; морские и речные порты, объекты их инфраструктур; аэродромы или здания, сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; транспортно-пересадочные узлы; объекты инженерной инфраструктуры, линии связи, иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных выше объектов и другие.
Перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, подлежит утверждению Правительством РФ.
Законом устанавливаются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также подключения объектов инфраструктуры к сетям инженерно-технического обеспечения в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Также определены особенности отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения. Сведения об отнесении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к указанным категориям земель в целях строительства, реконструкции объекта инфраструктуры вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Устанавливается, что решение о предоставлении в пользование находящегося в федеральной собственности водного объекта или его части в целях строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей принимается в течение десяти дней в соответствии с Водным кодексом. Кроме того, в ходе такого строительства объектов инфраструктуры срок выдачи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах, разрешения на захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации не должен превышать десять дней.
Положения закона носят временный характер и будут применяться до 31 декабря 2024 года.
В ходе обсуждения вопроса первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Бурятия Александр Варфоломеев обратил внимание на то, что Совет Федерации мог бы осуществлять мониторинг работ, которые запланированы на территориях, близлежащих к Байкалу. Сенатор отметил, что за последние годы в результате пожаров и несанкционированной выработки древесины было уничтожено много леса. «Если мы подойдем к решению этой проблемы с умом, по‑хозяйски, это принесет пользу стране», — резюмировал парламентарий. Сенаторы поддержали данное предложение.

Полемика по вопросу расширения БАМа разделила экспертов-экологов. Корреспондент «ЭкоГрада» Маргарита Морозова поделилась версией одной из сторон полемики. Маргарита Морозова: «Вчера записала комментарии с сопредседателем «Социально-экологического союза», членом общественного совета Минприроды РФ Александром Федоровым на тему новых законопроектов по Байкалу («Перечень запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ оз. Байкал» и «об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Здесь запись прямого эфира

Полемика по вопросу расширения БАМа разделила экспертов-экологов Корреспондент «ЭкоГрада» Маргарита Морозова поделилась версией одной из сторон полемики. Маргарита Морозова: «Вчера записала комментарии с сопредседателем «Социально-экологического союза», членом общественного совета Минприроды РФ Александром Федоровым на тему новых законопроектов по Байкалу («Перечень запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ оз. Байкал» и «об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Здесь запись прямого эфира. Публикую резюме беседы, написанное Александром Вячеславовичем и фрагменты интервью: О проекте Постановления правительства о запрещенных видах деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории: 1. Так не составляются правовые акты. В п. 2 проекта постановления Правительства, федерального нормативного акта, устанавливается, что перечень запрещенных видов не распространяется на инвестпроекты, реализуемые на основании актов Правительства России распоряжений и поручений Президента России, Т.е. не распространяется на последующие акты распорядительного характера. Это просто неграмотно. Кроме того, основополагающий базис любой правовой системы — правовые акты частного характера подчинены правовым актам общего характера. Например, минимальный установленный размер пенсии, гарантируемый государством, нельзя отменять в целях реализации инвестпроектов или в силу эпидемии коронавируса. Это общее правило. Частное — органы власти субъектов Федерации могут увеличивать эту сумму, как например это делает Москвы, выплачивая пенсии почти в двукратном размере по сравнению с минимально установленной величиной. В случае же острой необходимости. в каждом конкретном случае, при отсутствии альтернатив, как, например, это было при подготовке Олимпиады в Сочи, могут быть приняты специальные правовые акты, временно ограничивающие действие требований в области охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, ограничения гражданских прав и свобод. Но — именно в острых случаях и при экспертнооцененной ситуации отсутствия альтернатив. Предлагаемый проект постановления Правительства ломает этот принцип и ставят частные задачи реализации конкретных задач (инвестпроекты) выше общезначимой задачи сохранения озера Байкал. Кажется это уже третья версия данного акта, что свидетельствует как минимум об отсутствии у его авторов такого навыка, как необходимость предварительной проработки подобных документов, их назначения и содержания с экспертным сообществом, а по большому счету — о неквалифицированной работе исполнителей. Теперь, собственно, о предлагаемых видах запрещенной деятельности: - в проекте постановления большое число отсылочных норм, что размывает направленность документа на сохранение уникальной экосистемы озера Байкал, осложняет контроль непрерывно происходящих изменений законодательства. Непонятно что мешает авторам четко сформулировать в тексте документа какие именно виды деятельности запрещаются в центральной экологической зоне Байкала — их никто в этом не ограничивает и это намного правильнее и юридически грамотнее? Возможно, правда, юристы не участвовали в составлении этого документа. - проектом разрешается разведка и разработка новых месторождений в случае, если будет показано. что ранее они были затронутых эксплуатационными работами. Это коррупционная норма. Можно поднять или сфальсифицировать документы некоей лохматой давности о каких-то работах на месторождении и это даст право начать там разведку и добычу сегодня. Полнфя версия текста на сайте журнала «ЭкоГрад».

 

ЮНЕСКО обсудит с Россией ситуацию с вырубкой лесов вокруг Байкала. В ЮНЕСКО рассказали DW, что знают о ситуации с вырубкой заповедных лесов для расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Этот вопрос обсудят на следующей сессии организации.

Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - фото 3ФОТО Летний закат на Байкале

 

ЮНЕСКО намерена обсудить с российским правительством ситуацию с вырубкой лесов вокруг озера Байкал. Об этом в интервью DW заявила директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Мехтильд Реслер (Mechtild Rössler) в среду, 22 июля.
Реслер подчеркнула, что организация в курсе заявлений экологов о том, что проведение сплошной вырубки леса рядом с Байкалом может нанести значительный вред окружающей среде в районе озера. "Этот вопрос будет обсуждаться на следующей сессии ЮНЕСКО, результаты мы опубликуем в ближайшем докладе", - отметила Реслер.
Госдума разрешила сплошную вырубку лесов Байкала
В интервью DW директор Центра всемирного наследия также сообщила, что в своем докладе от 2018 года ЮНЕСКО обращала внимание на частые лесные пожары, загрязнение поверхностных вод Байкала, негативное влияние на озеро незаконной вырубки и строительства.

 

Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - фото 4ФОТО Железнодорожные магистрали рядом с Байкалом - БАМ (зеленая) и Транссиб (красная)
16 июля Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который позволяет не применять экологические ограничения при расширении инфраструктуры Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Для прокладки железнодорожных путей планируется сплошная вырубка деревьев в заповедных зонах.
Байкал станет объектом, находящимся под угрозой?
Авторы законопроекта считают, что модернизация БАМа и Транссиба необходима по экономическим причинам, поскольку сейчас они работают на пределе своих возможностей. Экологи отмечают, что вырубка может привести к тому, что ЮНЕСКО поставит вопрос о переводе Байкала в список объектов всемирного наследия, находящегося под угрозой.
Озеро Байкал является одним из 29 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, которые расположены в России, и одним из 11 объектов, которые включены туда по природным критериям. Туда же, например, входят девственные леса Коми и вулканы Камчатки.

 

Россия встает на рельсы: Госдума приняла закон, который ускорит строительство железнодорожных путей на БАМе и Транссибе

Российские производители могут только экспорт угля увеличить в полтора раза
ПАВЕЛ ЧЕРНЫШОВ

 

Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - фото 5Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН
16 июля депутаты Госдумы РФ приняли в окончательном, третьем, чтении законопроект, который позволит ускорить развитие железнодорожной инфраструктуры. Один из авторов документа выступил зампредседателя комитета нижней палаты парламента по транспорту и строительству, член фракции «Единая Россия» Павел Федяев.
В ПРИОРИТЕТЕ АЗИЯ
«Президент России Владимир Путин поставил масштабную и амбициозную задачу по модернизации магистральной инфраструктуры, в том числе значительное увеличение объемов перевозки грузов в восточном направлении – по Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям. Пропускная способность в этом направлении должна вырасти в полтора раза - до 180 млн тонн, - напомнил депутат. - Без этой масштабной модернизации будет невозможно обеспечить потребности в перевозках российских грузов в восточном направлении».
Что собираемся возить? Много чего. Например, согласно программе развития угольной отрасли к 2035 году прогнозируется существенный рост объемов добычи: консервативно – на 10% к уровню 2019 года, до 485 млн тонн, а оптимистично настроенные эксперты предполагают увеличение поставок в полтора раза – на 51,8%, до 668 млн. тонн. Минэнерго РФ прогнозирует, что после снятия логистических ограничений доля экспорта отечественного угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона с сегодняшних 50% увеличится до 75%, а объемы перевозки уже в 2025 году должны достигнуть 185 млн тонн.

 

Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - фото 6ФОТО Зампредседателя комитета нижней палаты парламента по транспорту и строительству, член фракции «Единая Россия» Павел Федяев
Обратим внимание: в последние годы внутреннее потребление угля в России сокращается; впрочем, поставки в Европу тоже уменьшаются – многие страны стараются активнее использовать более экологичные виды топлива. Восточное направление становится приоритетом как для экспорта угля, так и многих других товаров из России.
«Ускорить темпы строительства возможно за счет оптимизации и упрощения целого ряда процедур в сфере градостроительства, земельных и других отношений, - отметил Павел Федяев. - Такой подход апробирован и показал свою эффективность при реализации крупных инвестпроектов, таких как строительство инфраструктуры в Крыму. Стратегическое направление развития транспортной инфраструктуры, необходимой для всей страны, теперь получило законодательную основу».
ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ – ДО ДВУХ ЛЕТ
Согласно закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к объектам инфраструктуры относятся автомобильные дороги, мосты, железнодорожные объекты, морские, речные порты, искусственные земельные участки, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы, инженерная инфраструктура, линии связи.
В законе указано, что «отсутствие в утвержденных документах территориального планирования сведений о размещении объектов инфраструктуры не является препятствием для подготовки и утверждения документации» по их планировке. При этом документация по планировке территории, которой предусматривается размещение объектов инфраструктуры федерального значения, до ее утверждения подлежит согласованию с властями региона, на территории которого осуществляются строительство. Отсутствие утвержденного проекта планировки территории не станет препятствием для направления проектной документации для проведения госэкспертизы.
Кроме того, закон устанавливает особенности правового регулирования отношений, возникающих при подготовке и утверждении документации по планировке территории, допускать осуществление временной эксплуатации линейного объекта инфраструктуры для осуществления перевозки грузов и пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации до получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Сроки согласования техусловий и другой документации сокращаются от месяца до года (в разных вопросах). В сумме экономия времени на подготовку документов может достигать двух лет.
Да, тут оптимизм, Росссия, вперед!.Но у каждой медали две стороны. Вот сейчас очередь оппонентов. Комментарий: Леса Байкала вырубят ради недолгого экспорта угля в Азию. Госдума РФ разрешила строить железную дорогу для перевозки товара, от которого все больше стран будут отказываться во имя защиты глобального климата, считает Андрей Гурков.

 

Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - фото 7ФОТО Транссибирская магистраль проходит по самому берегу Байкала
Поражает и удручает та скорость и легкость, с которой Госдума РФ без гласной научной экспертизы и какой-либо широкой общественной дискуссии приняла закон, разрешающий ради строительства железной дороги крупномасштабную вырубку леса, и отменяющий большинство других экологических ограничений вокруг Байкала.
Понятно, что уникальное озеро, красотой и (относительной) нетронутостью которого по праву гордятся россияне, могут просто испоганить. За примерами нанесения труднопоправимого ущерба природе и экосистемам в России далеко ходить не приходится. Достаточно вспомнить события этого лета в Норильске и загрязнение нефтепродуктами огромного полярного озера Пясино на Таймыре.
К БАМу и Транссибу хотят добавить еще и БАМ-2
Но еще большая оторопь охватывает при мысли о том, ради чего, собственно, затевается очень опасное с экологической точки зрения железнодорожное строительство в окрестностях Байкала. В большинстве сообщений СМИ просто говорится о расширении инфраструктуры Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей. Одна огибает Байкал с севера, другая - с юга. Обеим, несомненно, требуется модернизация. К примеру, необходимо довести до конца электрификацию БАМа.
Однако для этого вряд ли потребовался бы специальный закон, разрешающий вырубку леса в зоне одного из российских объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Закон понадобился для того, чтобы дальше строить БАМ-2 и прокладывать новые туннели, короче - существенно расширять пропускную способность двух магистралей. Делается это в ожидании значительного роста экспортных грузопотоков на восток, в дальневосточные порты, причем, прежде всего и главным образом ради увеличения продаж за рубеж одного-единственного товара: угля.
До сих пор примерно половина российского экспорта угля шла в Европу, другая - в Азию. Везли и везут его из Кузбасса и других месторождений по железной дороге, для РЖД - это важнейший груз, причем с большим отрывом.
Западная Европа отказывается от угля
Но в Европе набирает силу процесс декарбонизации - отказа от углеводородного топлива и, в первую очередь, от угля, наиболее вредного для глобального климата ископаемого энергоносителя, выделяющего в атмосферу при сжигании наибольшее количество парникового газа CO2. Германия решила прекратить использование угля в электроэнергетике самое позднее в 2038 году, хотя это может произойти и раньше, в большинстве стран Западной Европы окончательный отказ запланирован на ближайшие десять лет, до 2030 года.
Россия хотела бы перенаправить невостребованные в Европе объемы в Азию, но этого не позволяет нынешняя пропускная способность БАМа и Транссиба. Поэтому ради угля теперь и будут прорубать дополнительную дорогу на восток. По ней, естественно, можно будет перевозить и другие грузы, и контейнеры, и пассажиров.

 

Страсти по закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - фото 8Андрей Гурков ФОТО

Уголь - движущая сила нового закона Думы
Однако их ожидаемое количество, даже при самых оптимистичных прогнозах экономического расцвета и роста населения Дальнего Востока, а также увеличения транзитных товаропотоков из Азиатско-Тихоокеанского бассейна в Европу и обратно, вряд ли оправдывает столь масштабное расширение инфраструктуры. Ведь тому же Китаю куда ближе и выгоднее везти свои товары в Европу через Казахстан и другие страны Центральной Азии, для чего уже реализуется план "Нового шелкового пути".
Нет, именно уголь является движущей силой того проекта, которому дала теперь зеленый свет Дума. Ведь в Москве, как и практически во всем российском обществе, по-прежнему не верят в серьезность намерений международного сообщества бороться против изменения глобального климата, да и в него в России тоже не верят.
Китай будет развивать возобновляемую энергетику
Поэтому и российские угольщики, и железнодорожники, и депутаты, и Кремль, похоже, искренне убеждены, что даже если "позеленевшая" Европа и свернет потребление угля, то в Азии спрос на него уж точно будет высоким до скончания века. Какое глубокое непонимание магистральных тенденций развития современного мира! Какое упорное игнорирование реальностей 21-го столетия!
Да тот же Китай, с которым все российские экспортеры энергоносителей связывают столько надежд, стал уже крупнейшим на планете инвестором в возобновляемые источники энергии. И не захочет Пекин, хотя бы даже из соображений международного престижа, противопоставлять себя общему тренду. Ведь есть Парижское соглашение по климату, оно заключено под эгидой ООН, а КНР в этой организации - постоянный член Совета Безопасности, есть прописанные в этом соглашении цели сокращения выбросов до 2030 и 2050 годов.
Какой Байкал достанется потомкам?
И Индия, на которую российские угольщики тоже очень рассчитывают, не сможет долго оставаться в стороне от общей переориентации планеты на более экологичное будущее. А уж в технологической способности Японии, Южной Кореи и Тайваня в сжатые сроки переключиться на возобновляемую энергетику и заменить уголь в металлургии "зеленым водородом" можно и не сомневаться.
Так что есть реальная опасность, что принятый ныне Думой закон приведет к следующему результату: дополнительную железную дорогу со всеми ее туннелями проложат, российские угольщики лет 15-20 смогут с прибылью продавать в Азию свой неэкологичный товар, затем этот бизнес заглохнет - и потомкам достанется сильно пострадавшая или даже изуродованная на века природа Байкала.
Автор: Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche Welle
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Байкал, сокровище, доставшееся нам от предков, как же защитить тебя от алчности человека, от его неутомимой погони за "здесь и сейчас", основанной на железной жизненной позиции. Что будет потом?  Потом нас уже не будет, пусть думают другие...

Виталий Рябцев: Вот станем богатыми — и начнем охранять Байкал?
  Виталий Рябцев: Вот станем богатыми — и начнем охранять Байкал? ВИДЕО

Депутаты ГД разрушают законодательство по защите озера Байкала. Речь идет о предложенной ими новой редакции Перечня запрещенных видов деятельности. Как всегда, прикрываются интересами местных жителей, необходимостью помогать бизнесу, «развивать территории». Обосновывая такие новации, нам говорят (последний раз мне высказали это 4 июня на встрече с и.о. губернатора Иркутской области причем — представитель НКО): «очень плохо, когда есть запреты и бедное население», «необходимо, чтобы люди, живущие на Байкале, богатели, тогда они будут заинтересованы в его охране» Но эта «схема» не работает. Именно богатые люди, обогатившиеся на эксплуатации Байкала, наносят ему основной урон. Например, члены «рыболовных бригад» (или мафии), благодаря продаже омуля имеют дорогостоящие катера и внедорожники, приобрели квартиры (кто победнее — столицах сибирских субъектов РФ, кто побогаче — в Москве). Детей посылают учиться в престижные вузы, ездят отдыхать за границу.

Для того, чтобы удовлетворить эти «возросшие потребности», варварски черпали рыбу китайскими сетями, даже в период нереста. Подорвали запасы омуля. Прекрасно понимали последствия своих действий. Но не могли остановиться. Ведь тогда деньги, что оседали в их карманах, попали бы к кому-то другому. То же самое можно сказать и о туристическом бизнесе. Мощный туристический поток уже оказал огромное негативное влияние на экологическое состояние Байкала. Это главный «источник» бытовых стоков и фекальных загрязнений, уже уничтоживших чистоту мелководной зоны Байкала. З

запредельные рекреационные нагрузки, усугубляемые вандализмом, нанесли огромный урон дикой природе, уникальному биоразнообразию, прежде всего — реликтовых байкальских степей. Но зато владельцы крупных турбаз и гостиниц до 2020 г. финансово процветали. Кроме недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге (не говоря уже о Иркутске и Улан-Удэ) обзаводились таковой и за рубежом. И они вовсе не намерены были сокращать свои финансовые аппетиты. Тем более, что «на пятки наступает» растущая «армия» владельцев новых турбаз и гостиниц.

Каждый из которых намерен «догнать и перегнать» своих предшественников. Характерно, что именно жители самого богатого из иркутских сельских поселений — Ольхонского пос. Хужир — выходят на митинги, жалуются на свою трудную жизнь ... При этом все деятели крупного байкальского турбизнеса на словах — за всемерную охрану Байкала. Некоторые даже входят в руководство различных псевдоэкологических организаций. А на деле — губят Байкал. Заработанные деньги не сделали их «зелеными», а лишь усилили жажду наживы. И наоборот. В советское время подавляющее большинство жителей байкальских поселений нельзя было назвать обеспеченными. Что не мешало им относиться к Байкалу как к Священному Морю. Не грабили его богатства, проявляли искреннее почитание. Нельзя было не то, что плюнуть в воду, но и бросит в нее окурок или иной мусора. Я еще помню старых бурят, кланявшихся орлиным гнездам (орлы — священные птицы), когда проплывали или проезжали мимо них. Могли они представить, что их дети и внуки, действуя «наперегонки», уничтожат омулевое стадо? Что распродадут родовые земли? Распродадут даже Шаманский лес на Ольхоне, считавшийся священным на протяжении тысячелетий?! Противоположный пример — олигарх Олег Дерипаска. Куда уж быть богаче! Но что же он сделал для Байкала?

С его именем связывают «Фонд охраны дикой природы озера Байкал ». На самом деле это просто элитное охот. хозяйство, арендующее 11 тысяч га вблизи Байкала. Фонд входит в число охотпользователей Иркутской области, получает разрешения на добычу копытных, медведей. Но по документам, землю Фонд взял в долгосрочную аренду для «научно-исследовательской и образовательной деятельности». Платил он всего по 90 рублей за гектар — или один миллион рублей в год за все. Судя по официальному сайту, занимается этот «фонд» лишь биотехническими мероприятиями и строительством охотничьих домиков».

Обзор подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить