Экологи обсуждают предложение и. о. заместителя главы администрации области Алексея Кондратьева - разводить в Тамбовской области муфлонов
Корреспондент «ЭкоГрада» Виталий Рябцев считает, что предложение замглавы обладминистрации продиктовано некомпетентностью, жадностью, или же желанием заработать, но главное, человеку который далек от темы, коей взялся управлять, вполне можно было бы и простить «пещерный уровень» образования, если бы не тамбовский волк. По мнению руководства области существующие в регионе 4 особи этого вида животных – это вполне достаточно. При это эксперт «ЭкоГрада» задается риторическим вопросом о том, какова вероятность, что эти четыре особи смогут встретиться на 34 462 км² (это территория области- ред.) для того, чтобы произвести потомство.
Иными словами, знаменитый «тамбовский волк» как вид поставлен на грань существования. И как рассказал эксперт «ЭкоГрада», пожелавший остаться неизвестным, в регионе прошли несколько акций по жестокому отстрелу волков, для того, чтобы создать условия для размножения косуль и других видов парнокопытных животных. Даже школьнику, однажды сделавшему запрос в гугле, известно, что волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулируют численность>: белок, сов, зайцев и медведей. Но, современные чиновники, как видно, не гуглят. И не только в Тапмбовской области. К примеру, в Республике Бурятия чиновники от охоты предлагали уничтожать байкальскую нерпу и бакланов, для того, чтобы увеличить поголовье байкальского омуля. И это была не шутка. Проект временно приостановили только при обращении экологов к главе РБ Алексею Цыденову.
Принимая во внимание случай с инициативой, прозвучавший в Тамбовской области экологи предлагают вменить звание «Почетного муфлона». И вручать его по результатам голосования в интернете.
Из Википедии:
Европейский муфлон, муфроне (баран), муфра (овца) — дикий баран, на высоких горах Корсики и Сардинии, единственный дикий баран Европы. Акклиматизирован в Крыму. Шерсть довольно короткая, гладко прилегающая, на груди удлиненная, верхняя сторона летом рыже-бурая с более темной спиной, зимой каштаново-бурая; нижняя сторона белая; вся длина самца 1,25 м, из которых 10 см длина хвоста; высота плеч 70 см; у самца сильно развитые толстые треугольные в поперечном сечении рога, длиной до 65 см, с 30—40 складками; вес самца 40—50 кг. Самка светлее, меньше и обыкновенно лишена рогов; рога у самок встречаются лишь в исключительных случаях, и то весьма малы.
Закавказский горный муфлон представляет собой барана среднего размера или несколько ниже. Высота в плечах — 84—92 см, длина тела может достигать 150 см. Масса самцов 53—79 кг, самок — 36—46 кг. Закавказские муфлоны обычно несколько крупнее домашних овец. Телосложение у них крепкое и стройное. Рога большие, спирально закрученные, трёхгранные, образуют не более одного оборота. Изогнуты рога сначала наружу и вверх, а затем вниз; концы слегка обращены внутрь. Рога самцов до длине и массивности сильно варьируют; обхват их в основании 21—30 см. Рога у самок небольшие, уплощённые, слегка изогнутые, нередко и вовсе отсутствуют. На рогах заметны многочисленные поперечные морщины.
Череп у самцов составляет в длину 225—297 мм, у самок — 208—264 мм со сравнительно короткой лицевой частью. Предглазничные ямки глубокие. Длина роговых отростков превосходит их обхват в основании. В нижней челюсти имеется по три переднекоренных зуба с каждой стороны.
Место распространения — это гористые ландшафты. Самки и ягнята образуют вместе стадо до 100 особей, в то время как самцы являются одиночками и присоединяются к стаду только во время гона. Самцам свойственно присутствие сильных иерархических связей внутри сообщества.
Европейские дикие муфлоны сохранились только на островах Корсика и Сардиния, но его широко расселили в южных районах Европы. Акклиматизирован в Крыму. Населяет открытые пространства со слабо пересеченным рельефом, пологие склоны гор. Держится смешанными стадами, иногда очень крупными. Летом самцы и самки живут обособленно. В период гона, который бывает осенью, между самцами возникают турнирные бои.
Азиатский муфлон распространён от Закавказья и южных частей Туркменистана и Таджикистана до Средиземного моря и северо-западной части Индии. Осенью 2018 года муфлон был обнаружен на плато Устюрт в западном Казахстане [3].
Муфлон уже давно стал для российских охотников настоящим символом европейских охот. Но с каждым годом все чаще и чаще появляется информация об охоте на него и в наших лесах. Поэтому неудивительно, что возникает вопрос о перспективе его распространения в России.
АВТОР СТАТЬИ: СЕРГЕЙ АЛИСКЕРОВ
Оригинал статьи на сайте huntportal.ru На нашем сайте мы публикуем статьи об охоте и оружии без сторонней модерации.
Что такое муфлон для российского охотника? Конечно как трофей это животное очень красиво. Коричнево-красный баран с белым седлом и черной попоной мало кого оставит равнодушным.
Однако исторически сложилось так, что если охотник хотел добыть муфлона, то у него было две дороги. Одна – в Ростовский ГЛОХ, а другая – в Европу. И охотники, конечно, выбирали Европу (и до сих пор выбирают). А почему? Я думаю, связано это с тем, что для большинства наших состоятельных охотников-трофейщиков очень важную роль играет не сам трофей как таковой, а антураж охоты, какие-то охотничьи традиции и атрибутика, которые ее сопровождают. И поскольку охота на муфлона – исконно европейская, то наш охотник воспринимает поездку в Европу как обязательную составляющую этой охоты.
Два направления, куда охотники ездят за трофейным муфлоном, – это Чехия и Испания. Конечно, они есть и в других европейских странах, но с наилучшими трофейными качествами – именно в этих. Если мы посмотрим, где добывались самые большие трофеи, занесенные в книги рекордов и занимающие в них первые строчки, то увидим: в Чехии. Второе направление – Испания и Пиренеи. Но надо понимать, что все звери с высокими трофейными качествами – это не дикие муфлоны, а бараны, выращенные в вольерах и отобранные в процессе селекции. Размер трофея дикого муфлона отличается от размера вольерного муфлона процентов на пятьдесят. Тем не менее они не становятся домашними от выращивания в вольерах. Муфлон – осторожный и чуткий зверь, и стрельба по нему даже в вольерах очень трудна. Редкий трофей муфлона добывается ближе, чем с 200 метров. Но для трофейного охотника особенно важно, что он добыл зверя не у себя за забором, а в Чехии или Испании, в «естественной среде», как ему кажется. Так оно, в общем-то, и есть, поскольку размер вольеров весьма велик, и животные живут там как на воле.
Два года назад я решил добыть дикого муфлона в Чехии, но оказалось, что это не так просто. Дело в том, что в результате реформы лучшие охотничьи угодья отошли к церкви. И теперь церковь никак не может решить, как перезаключить договоры с охотпользователями, чтобы дать им возможность проводить на этих территориях охоту. А надо сказать, что лучшие трофеи диких муфлонов добывались именно в хозяйствах, граничащих с Польшей.
Конечно, такую охоту могут себе позволить только состоятельные люди. Ведь цена на рекордный трофей муфлона довольно высока. Например, трофей муфлона с рогами от 90 сантиметров, который будет претендовать на золотую медаль по системе CIC, стоит несколько тысяч евро.
Но не надо думать, что местные охотники не добывают муфлонов. В той же Чехии существует несколько категорий. Во-первых, местные рядовые охотники, которые в большинстве своем охотятся на косулю. Их интересуют ее гастрономические качества и рожки, которые можно повесить на стену. Вторая категория – охотники среднего класса, для которых важно, чтобы на стене находилась коллекция рогов от трех и более муфлонов, добытых лично. Это – традиция. И не среди состоятельных охотников, а среди охотников среднего класса, для которых цена трофея вполне доступна.
В России же муфлон был и остается завозным зверем. Российские некоммерческие охотничьи хозяйства интересуются им с точки зрения присутствия в вольерных комплексах еще одного вида европейской дичи и возможности предложить своим гостям добыть хорошего барана в качестве некой экзотики или еще одного трофея. В коммерческих же охотхозяйствах – это уже охота на трофейного зверя. И хотя в настоящее время коммерческую охоту на муфлона организует только Ростовский ГЛОХ, скорее всего, в ближайшие годы эта ситуация изменится. Дело в том, что за последние несколько лет численность муфлонов в российских охотничьих хозяйствах значительно выросла. Так, в Смоленской и Тверской областях она увеличилась почти в два раза, а в Липецкой – в полтора. В общей сложности количество муфлонов в России сейчас доходит до 1000 особей. И это, в большинстве своем, животные старше 2 лет. Есть особи и вполне трофейные, но только в отдельных хозяйствах, где они были закуплены сразу такого размера. Поэтому сейчас часть хозяйств рассматривает их уже как коммерческих.
Но главная проблема наших хозяйств в том, что практически никто не умеет оценивать трофеи, например, по системе CIC. И это касается не только муфлонов. Как обстоит ситуация в Европе? Если охотник приезжает в охотничье хозяйство, то ему сразу могут сказать, каких животных и какого достоинства он может добыть. И даже если это не вольерные, а дикие животные, то тебе сразу говорят, какой ожидаемый трофей на тебя может выйти. Или же егерь всегда находится рядом и подсказывает, какого зверя стоит стрелять и какого качества будет трофей. А у нас в большинстве случаев оценка на уровне «хороший» или «крупный».
Но если так, то становится не очень понятно, зачем российским хозяйствам муфлон. Здесь ответ кроется в самом менталитете современных охотников. Да, настоящие трофейные охотники редко хотят стрелять муфлона в национальных охотничьих хозяйствах. Но сегодня появилась еще одна категория охотников, а если говорить точнее, то стрелков, которые приезжают в охотничьи хозяйства просто отдохнуть и что-нибудь «стрельнуть». «У меня тут деньги остались, на что можно еще поохотиться?» Вот тут хозяйство и предлагает им муфлона.
Но если у российских охотников появился такой интерес к муфлону, так не может ли получиться, что этот баран займет в России нишу кабанов, которых сейчас значительно выкосила «африканская чума свиней»? И не составит ли он конкуренцию уже аборигенным видам копытных? Бояться тут нечего. Дело в том, что муфлон не является классическим горным бараном, а живет по нижней границе лесов. И его исконные места обитания – разреженный зрелый лес, такой, как высокоствольные дубравы, которые очень хорошо просматриваются, поскольку муфлон весьма осторожен. Пастись он выходит из дубрав на пастбища. Поэтому в России наиболее перспективными могут оказаться хозяйства с воссозданным агроландшафтом, как, например, в Смоленской области. Любит муфлон и леса паркового типа, без густого подлеска. На нашей территории это сосновые боры на краю пастбищ, тульские и рязанские дубравы и леса лесостепной зоны. Вот тут уже для охотника муфлон становится не просто еще одним животным, которое можно отстрелять, но и объектом спортивной охоты. Ведь стрельба проводится только на дальние дистанции с подхода или из засидки.
Однако муфлону не выжить в России без помощи человека: зимы у нас суровые, а снежный покров глубок. Для еды этому барану необходима трава, которую он не может откапывать из-под глубокого снега. Но даже на смешанных подкормочных площадках муфлон не способен конкурировать с кабанами и оленями. Кроме того, единственная защита муфлона от хищника – это способность быстро бегать, а шансов спастись от волков в условиях русской зимы у него немного.
Лично мне кажется, что для трофейщика в российских угодьях муфлон не представляет интереса, поскольку мало кто захочет охотиться на него в вольере. Зато охотнику, которого увлекает стрельба на дальнюю дистанцию и полнота ощущений от скрадывания зверя, охота на муфлона может показаться очень интересной, а не просто экзотической для России