Альтернатива Суэцкому каналу — комплексная

 Ситуация в Суэцком канале  выдвинула в повестку дня  целый ряд  проектов, позволяющих миновать Трассуэцкий маршрут
     Прежде  всего, это Трансизраильский  проект 1960-х — начала 70-х, т.е. разработанный в период  военно-политического конфликта Египта с Израилем: проект  канала  порт Эйлат (Красное море) — Ашхалим — порты Ашдод/Газа на Средиземном море. Но  факторы политической напряженности в данном регионе  сохраняются, что  поныне  затрудняет реализацию этого проекта.  
    Трансизраильский  проект 
Альтернатива  Суэцкому каналу  — комплексная - фото 1
    В то же   время, уже которое десятилетие остаётся нереализованным проект канала Каспий — Персидский залив (РФ-Иран).  Не в последнюю очередь, из-за введённых еще в  1997 г. санкций США против этого проекта. Однако привлечение соседей Ирана по Персидскому  Заливу  — Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара, ОАЭ и Омана  — к  евроазиатскому  грузотранзиту по этой артерии наверняка повысит шансы для её  создания.  Ибо  дополнительные, притом стабильные  транзитные  доходы - вовсе  не  лишние  и  для  упомянутых  стран. 
   проект канала Каспий-Персидский Залив — 
Альтернатива  Суэцкому каналу  — комплексная - фото 2
  (тонкие красные линии  —  иранский маршрут сухопутного коридора «Север — Юг»

   Такая артерия, как ранее  отмечал «ЭкоГрад»,   позволит сформировать сквозной, притом кратчайший евроазиатский водно-транзитный путь Балтия/Скандинавия —  Волго-Балт — Волга — Каспий —  Иран — Персидский залив/Индийский океан.  Вот,  например,   информация наналитического портала «Инвест-форсайт» (РФ) от 25 мая 2018 г.: «В Иране этот проект именуют «Иранская река». В проекте кровно заинтересованы и соседние Казахстан с Туркменистаном. Страны Индийского океана и даже Китай также поддерживают проект и частично готовы инвестировать его реализацию».

  Уточняется также, что «Россия и Иран стремятся реанимировать проект, вложив по 10 млрд. долл. Длина канала должна составить около 700 км. По оценкам экспертов с иранской и российской стороны, эти вложения окупятся в течение пяти лет с начала эксплуатации канала, а достичь Индийского океана по этому маршруту, как отмечается, «можно будет вдвое быстрее, чем через Босфор – Дарданеллы – Суэц – Красное море». При этом российские ежегодные российские доходы от эксплуатации канала «составят от 1,2 до 1,4 млрд долл., а иранские – 1,4-1,7 млрд.».

В свою очередь, Сергей Горбачев, исполнительный директор АНО «Институт стран СНГ» (г. Севастополь), утверждает в своей публикации 9 июня 2020 г. на портале «Материк.ру» (РФ): «Тегеран планирует в 2020-х реализовать проект трансиранского канала между Каспием и Персидским заливом. Подсчитано, что в странах-участницах проекта суммарные транспортно-складские издержки на этом пути будут в расчете на условную тонну груза минимум на 20% меньше в сравнении с традиционным маршрутом» (т. е. через Босфор–Суэцкий канал. – Ред.). Причем Индия, Иран и Россия «смогут увеличить свои грузотранзитные доходы на 15-25%. Уже на 6-8-й год эксплуатации этого коридора объем перевозок по нему прогнозируется не менее 20 млн тонн в обоих направлениях».

Вышеупомянутые оценки профильных экспертов представляются обоснованными. Во всяком случае, минимум перегрузок с одного вида транспорта на другой – изначальный критерий эффективности любых транзитных маршрутов. Уже поэтому целесообразно сооружение трансиранского канала, бессрочно выгодного РФ, Ирану и многим странам не только по экономическим причинам, но и в очевидном  геополитическом контексте  (подробнее о проекте см. https://ekogradmoscow.ru/2012-10-24-20-37-44/grandioznyj-proekt-veka-budet-osushchestvljon-kanal-kaspij-persidskij-zaliv-postroyat-no-ne-skoro ).

   Но  речь может идти не только об этом канале. Эксцессы  на Суэцком маршруте  могут  вызволить их архивов  южновропейские проекты 1960-х — 70-х годов: каналов (для судов «река-море»)   Дунай-Вардар-Эгейское море (Сербия-Македония-Греция),  Дунай-Сава-порт Омитшаль на Адриатике (Хорватия). Кстати,  еще  в 70-х были построены параллельные этим двум каналам нефтепроводы Белград-Скопье-порт Салоники, «Адрия» (из Венгрии к адриатическому хорватсому порту Омитшаль). А в  к  середине 80-х  вступил в действие  аналогичный канал в Румынии:  черноморский порт Констанца — дунайский порт Чернаводэ. 
   канал  Дунай-Черное море  — 
Альтернатива  Суэцкому каналу  — комплексная - фото 3
  
 
проект  канала Дунай — Вардар — Эгейское море  —
Альтернатива  Суэцкому каналу  — комплексная - фото 4
  бассейн р. Сава — порт Омитшаль 
Альтернатива  Суэцкому каналу  — комплексная - фото 5 
   Подчеркнем: все эти артерии связаны  с трансъевропейскими водными путями и нефтепроводами, а  также «обходят» турецкий транзитный  маршрут Черное море — Босфор-Мраморное море — Дарданеллы. Плюс  к  тому,  «нефтяные»  страны Аравии и Ирак издавна  состыкованы нефтепроводами со средиземнорскими терминалами в Ливане и  Сирии  — т.е., минуя сверхдальний  транзит  через  Суэцкий канал:
Альтернатива  Суэцкому каналу  — комплексная - фото 6
Альтернатива  Суэцкому каналу  — комплексная - фото 7
 С учетом   упомянутых ближневосточных и южноевропейских артерий/проектов, может быть сформирована — вне  Суэцкого канала и вне Босфора с Дарданеллами — новая транзитная  система Евразии. 
Словом, взаимодополняющим друг друга маршрутам   —  уже пора воплощаться на практике?
  Алексей Чичкин      

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить