
Российско-Иранский бизнес-форум, состоявшийся 14 сентября с.г. в Москве, был посвящён вопросам развития взаимной торговли. И особенно - вопросам экспорта в РФ разнообразных иранских товаров массового потребления.
Представители иранского бизнеса чуть ли не в унисон предлагали увеличить экспорт РФ этих товаров, особенно продовольственных. Ввиду и низкой себестоимости и, как следствие, невысоких экспортных цен. Но, как известно, политика руководства РФ в сфере импортозамещения, в т.ч. продовольственного, предусматривает, в числе других составляющих, - привлечение инвестиций в проекты российского импортозамещения. Однако каких-либо конкретных предложений именно по таким инвестициям, насколько можно судить, не прозвучало.
В то же время, иранские бизнесмены сетовали на то, что уже не первый год российские компании работают с Ираном в основном через посреднические структуры, в т.ч. иностранные. А те часто задерживают платежи на длительные сроки, с большими нарушениями графика оформляют сделки и т.п. Хотя бы из-за колебаний валютных курсов иранские поставщики, тем более при упомянутых "непредвиденностях", терпят немалые убытки. Впрочем, такое положение сохраняется не первый год...
Официальный состав конференции был иным, чем было сперва заявлено (например, в плане участия Посла Ирана в РФ). И всё же... Как не спросить про стратегический проект, имеющий исключительно важное значение и для России? Речь идет о судоходном (для судов "река-море") канале Каспий-Персидский Залив( см. http://ekogradmoscow.ru/eko/eko-disput/dzhordzh-lavrador-endshpil-suverennoj-demokratii-v-energeticheskoj-sverkhderzhave-talantlivye-menedzhery-i-effektivnye-sobstvenniki-gotovy-k-udaru-nevidimoj-ruki-v-spinu-pri-15-dollarakh-za-barrel ), намеченного в Иране еще в шахский период, и не без помощи от СССР...
Вот какая получена автором информация на этом форуме:
Гаур Гиафэ (Иран), сопредседатель Ирано-Российской торговой палаты: "Это, взаправду, уникальный проект, который радикально изменит общемировую политико-экономическую географию. Такой судоходный путь будет иметь важнейшее международное значение, не говоря уже о его высокой значимости для Ирана, России, других прикаспийских стран.Проработки проекта этой артерии в Иране ведутся далеко не первый год. Но в ходе них возникают новые факторы, требующие осмысления и технико-экономической оценки.
Но рекордно быстрыми темпами столь сложную трансиранскую артерию невозможно создать. Я не исключаю, что данный проект может быть реализован лет через 30, а то и позже. Но, повторюсь, исследования по всем возможным вариантам канала, как и по возможным схемам финансирования его строительства, его экологическим и эксплуатационным составляющим продолжаются и будут продолжены. Можно подытожить так: этот проект - в средне- и долгосрочной повестке дня Ирана".
Раджаб Сафаров, гендиректор российского Центра изучения современного Ирана, глава Российско-Иранского совета по общественным связям:
"Это проект чрезвычайной важности с точки зрения диверсификации маршрутов внешнеэкономических связей России и международного грузотранзита. Вдобавок, реализация проекта существенно повысит экономическую и геополитическую роль Ирана в мире. Сроки реализации такого проекта пока не обозначены, но его "вариантные" проработки в Иране продолжаются. Дело в том,что длительный период антииранских санкций привёл к появлению многих социально-экономических проблем в Иране, которые решаются. Потому этот проект - пока не первоочередной.
Российская сторона могла бы стать если не "совладельцем", то соучастником проекта, и не только ввиду фактора экономической географии. Еще в начале 2000-х и позже иранские эксперты изучали в РФ опыт создания и эксплуатации схожих водно-транспортных систем, так что РФ может поделиться опытом их создания и эксплуатации, быть в числе соинвесторов проекта. В какой форме может быть реализовано в нём российское участие - ещё предстоит определить в самой России и с иранской стороной".
основной проект канала (жирная красная линия)
проект канала был включён в антииранские санкции США (в конце 1990-х)...
А.Чичкин