Полностью согласен с Виталием Рябцевым (см. http://ekogradmoscow.ru/eko/eko-disput/problemy-volgi-kommentiruet-ekolog-k-b-n-vitalij-ryabtsev ). Никакой системной, тщательно выверенной работы по комплексной реабилитации "природо-проблемных" регионов - НЕТ и не предвидится. Уже потому, что соответствующие меры предпринимаются "задним числом", и то - под давлением общественности и/ли местных жителей.
Что же касается многомиллиардных вложений - это, как правило, для последующего "распила" средств и для оперативной отчётности, что все мероприятия вполне эффективны и полностью выполнены. Как того всегда желают "высшие" инстанции. Ситуация с Байкалом и Прибайкальем, с последствиями лесных пожаров и наводнений в стране - наглядное тому подтверждение.
Сама существующая система государственной социально-экономической политики исключает такой подход в решению означенных проблем, что рекомендован В.Рябцевым.
Впрочем,то же было в советский период: многие профильные эксперты еще в 50-х - 60-х призывали изменить схемы строительства и/или эксплуатации нижне- и средневолжских ГЭС. Чтобы избежать бессрочных последствий для прилегающей биосферы, в т.ч. для состояния сельскохозяйственных и других видов почвы, для качества водных, наличия рыборесурсов. Но тщетно, а наиболее активных "протестантов" увольняли с работы или трудоустраивали в отдалённых регионах. Одно из наглядных тому последствий - незавидное, мягко говоря, состояние осетровых ресурсов на Нижней Волге, ситуация с качеством волжской воды,с деградацией примыкающих почв.
Вдобавок, всё это усугубили с начала 70-х массовые вырубки прибрежных и близлежащих лесонасаждений (основанных еще до 1917 г., возобновленных в 1948-54 гг.), повсеместное игнорирование водоохранных зон и т.п. И не только в Волго-Ахтубинском бассейне.
Аналогичные вопросы ставил перед руководством страны в 70-х -80-х академик-экономист Тигран Хачатуров (1908-1989), инициировавший кафедру "Экономики природопользования" в МГУ им.Ломоносова и разработавший методику определения экологической эффективности энергетики, транспорта и производственных отраслей (конец 70-х - середина 80-х). Но тоже тщетно...
Алексей Чичкин