Он более 20 лет в Воронежской области отвечал за работу по линии борьбы с террором и экстремизмом

 Он более 20 лет в Воронежской области отвечал за работу по линии борьбы с террором и экстремизмом - фото 1От корреспондента "ЭкоГрад" Михаила Федорова, ко дню к профессиональному празднику 20 декабря - день работника органов безопасности Российской Федерации — профессиональный праздник сотрудников ФСБ, ФСО, СВР и ГУСП России. Главы из книги... 

На фото полковник Анатолий Никифоров 

 Он более 20 лет в Воронежской области отвечал за работу по линии борьбы с террором и экстремизмом - фото 2

                                                                                           На фото полковника Никифорова поздравляют со вручением звания "Почетный гражданин"

                                                                                            Операция «Арсенал» или почему легендарная Альфа не приехала в Воронеж

                                                                                            (К 105-й годовщине органов госбезопасности России)

Полагаю, что у многих наших воронежцев на слуху имя Анатолия Кирилловича Никифорова, полковника КГБ в отставке, почетного сотрудника госбезопасности, кавалера двух орденов «Красная Звезда» и двух церковных, почетного гражданина Воронежской области. Он более 20 лет в Воронежской области отвечал за работу по линии борьбы с террором и экстремизмом, при этом за эти годы в области, где было три миллиона жителей, чекистами не было допущено ни одного взрыва, не было ни одного убитого, и ни в первом, ни в последнем действии ружье не выстрелило.      

Эти лучшие традиции и высокий профессионализм продолжают развивать и нынешние сотрудники управления ФСБ. Свидетельством тому может служить проведенная недавно операция по предотвращению диверсионных актов и ликвидации диверсантов.

Поздравив Анатолия Кирилловича со 105-й годовщиной органов госбезопасности, я попросил его рассказать о своем участии в последней в его 40-летней службе чекистской операции, и вот, что он рассказал.

– После развала СССР, которое наш Президент назвал тягчайшей геополитической катастрофой, и провозглашения провокационного призыва «Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить» в нескольких братских республиках вспыхнула волна сепаратизма и русофобии. Начались межклановые и внутриклановые разборки. Сепаратистам требовалось оружие. И вот однажды мы получаем оперативную информацию, что в наш город приехала группа скупщиков оружия из одной некогда братской республики. А поскольку сейчас по понятным соображениям национальность бандитов не озвучивают, я тоже не буду называть эту республику.

– А почему они выбрали наш город?

– Думаю, потому что в нашем городе проживало немало их соотечественников, причем не очень законопослушных. Это мягко говоря. А, по сути, была здесь мафия. Некоторые сотрудники милиции, грубо говоря, находились у них в кармане. Приведу такой пример. Новоусманский милицейский пост оперативно информирует представителей этой мафии, что по их просьбе ими задержана фура с сухофруктами из Средней Азии. Туда срочно выезжала группа вооруженных вымогателей и за полцены скупала продукцию.

– И что Вы решили предпринять, узнав о приезде в город покупателей оружия?

– Вместе с начальником отдела о полученной информации мы доложили начальнику управления генералу Александру Ивановичу Борисенко и свое предложение: подставить гостям легендированную группу продавцов оружия из числа сотрудников управления. Наше предложение генерал одобрил. Предложил нашей операции дать кодовое название «Арсенал». И назначил меня ответственным. Было проведено несколько контролируемых нами встреч «продавцов» с покупателями, в ходе которых выясняли прежде всего, что нужно гостям. Их больше всего интересовали израильские «Узи», пистолеты Стечкина, ТТ и другие. Сотрудники каждый раз приносили им новые виды оружия. Торговались в цене. Когда дело подходило к завершению, то есть покупатели получали нужное оружие, и договорились уже о цене, генерал Борисенко договорился с руководством КГБ и Альфой о времени приезда последней в Воронеж. Мы вместе с генералом провели и рекогносцировку местности, выбрали наиболее удачное место для передачи оружия, где можно было без шума и пыли осуществить захват покупателей с поличным. Похоже, что все у нас шло по плану. Но такие мероприятия без проблем не бывают. И опыт подсказал мне пойти к областному прокурору Горшеневу Юрию Михайловичу, чтобы проинформировать его о нашей готовности к захвату преступников. Он наши действия одобрил, а под конец подкинул такого «леща». Он сказал, что подобная операция недавно была проведена и реализована в Коврове, где бандитам «продали» партию автоматов Калашникова. Их задержали. Так суд чуть не закончился провалом, судья предлагала отложить рассмотрение дела до поимки и разоблачения продавцов оружия. Настроение заметно было испорчено. Получалось, что мы рановато «губы свои раскатали».

Пришлось бы засветить своих сотрудников. Впоследствии в 1995 году был принят закон «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которому «продавец» оставался так и нерассекреченным. Как я понял, ковровский случай разрешился и покупателей осудили.

Никифоров:

– Возвратившись в управление, я по правительственной связи позвонил одному из заместителей Председателя КГБ, курировавшего эту операцию, о разговоре с прокурором. Он наши действия одобрил, но добавил, чтобы мы покупателям предложили за оружие заплатить не деньгами, а наркотиками. Если память мне не изменяет, за незаконное хранение оружия тогда давали пять или семь лет, а за наркотики пятнадцать лет. Наши покупатели сообразили, что им светит за покупку оружия за наркотики и от покупки оружия отказались. И как нам стало известно, в Воронеж за оружием они больше не приезжали. Мы, я имею в виду руководство управления и прежде всего генерала Борисенко, не очень расстраивались по этому поводу, поскольку на всех этапах операции наши сотрудники проявили высокий профессионализм. А в сухом остатке все-таки было чувство, что на какое-то время воронежские чекисты смогли предотвратить кровопролитие. Само собой разумеется, что в ходе разработки у покупателей оружия сотрудники старались выяснить цель приобретения оружия, и в частности, не готовили ли они террористические акты в отношении первых лиц своей республики и России.

Никифоров закончил обращением:

– Пользуясь этим случаем, я также хочу поздравить весь личный состав родного мне Воронежского управления ФСБ со 105-й годовщиной органов. Пожелать им хорошего здоровья, успехов в службе без потерь в своих рядах, надежно обеспечивать безопасность нашей Родины!

Пожелаем и мы Анатолию Кирилловичу здоровья и еще много дел на благо Отечества.

 

Михаил Федоров

 

20 декабря 2022 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить