Исследование завтрашнего социума как принципиально новой среды существования общественных институтов и экономических субъектов – главная тема интересов многих ведущих ученых как в России, так и за рубежом. Для изучения этих вопросов в Президентской академии и создается Школа антропологии будущего.
Сегодня никто не может точно сказать, чем будет заниматься через десять лет ни человек, ни компания, ни отрасль, ни регион. «В таких условиях, - отмечает ректор РАНХиГС Владимир Мау, - долгосрочная стратегия малоэффективна: на момент ее разработки многих значимых факторов еще просто не существует. А значит, единственно актуальная цель стратегии – предсказание будущих смыслов и разработка инструментов их реализации».
Исследование завтрашнего социума как принципиально новой среды существования общественных институтов и экономических субъектов – главная тема интересов многих ведущих ученых как в России, так и за рубежом. Для изучения этих вопросов в Президентской академии и создается Школа антропологии будущего.
Ее научный руководитель, директор по гуманитарной политике РАНХиГС Александр Асмолов, планируя школу как центр интеграции наук, конструирующих образы будущего и профиль личности человека XXI века, подчеркивает: «На любую самую невероятную неопределенность, вызванную технологической революцией, человек всегда сможет ответить своей непредсказуемостью и сконструировать образы желаемого будущего. Для того, чтобы понять природу человека, необходимо выйти за пределы законов адаптации и понять, что в ситуациях неопределенности выигрывает тот, кто не ложится под изменяющийся мир, а трансформирует реальность, непрерывно рискуя и действуя по верх барьеров».
В центре внимания – человек в бесконечно меняющемся непредсказуемом мире, неопределенность которого возрастает. Как сегодня подготовиться к завтрашним вызовам, которые мы и представить себе не можем? Как спрогнозировать реакцию общества на проблемы, о которых пока ничего неизвестно? Эти вопросы и ставит перед собой школа.
«В настоящем и прошлом всегда есть зерна будущего – эмбрионы преадаптации, – пока невостребованные текущей ситуацией, а потому незаметные или кажущиеся ненужными, избыточными», - отмечает Александр Асмолов. Мы говорим: «Этот человек или это открытие опередили свое время». Наша Школа и призвана находить механизмы опережения времени. Улавливать зачатки будущих мощных трендов. И через искусство и образование помогать найти свой жизненный путь людям, готовым к изменениям, способным распознавать опережение своей эпохи, а значит, знающим о завтрашнем дне больше, чем сам завтрашний день о себе знает».
Для решения этих задач Школа привлекает ведущих специалистов из самых авторитетных научных центров. Это эксперты из разных наук о человеке – психологии, когнитивных наук, нейробиологии, социологии, поведенческой экономики, лингвистики и др. В интеллектуальную грибницу школы входят представители РАН, РАО, МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ и других крупнейших вузов.
Школа антропологии будущего под руководством известного российского психолога, политика и публициста, одного из наиболее ярких представителей школы культурно-исторической психологии Александра Асмолова уже в этом году запустит работу междисциплинарных научных салонов: «Homo Prospectus: кто он, человек нового времени?»; «Цифровой разум: поединок между искусственным и эмоциональным интеллектом»»; «Человек как генератор смыслов», «Эволюционная когнитивная наука»; «Школа возможностей в эпоху персонализации: кто знает зачем, найдет любое как». В ближайшее время планируется выпуск серии книг «Код непредсказуемости», посвященных эволюционной футурологии и различным формам предвосхищения в ситуациях принятия решений.
Дмитрий СОКОЛОВ,
руководитель пресс-службы РАНХиГС.