Изменение состава почв, которые образуются на осушенном дне Каспийского моря, исследовали ученые МГУ совместно с коллегами из Университет Тегерана (University of Tehran) Ирана. Работы выполнены по проекту РФФИ № 17-55-560006.
Специалисты изучили почвы двух ключевых участков, превратившихся из дна Каспийского моря в наземную территорию около 70 лет назад в провинции Гомишан Ирана и 300 лет назад – на границе Калмыкии и Дагестана в России. Почвы обеих территорий – солончаки со сходной кислотностью среды. Они содержат много солей, токсичных для большинства растений.
– На молодом участке более засоленные грунтовые воды находятся на глубине 1,5 м, а на более старом участке – на глубине 2,5 м. В результате в более молодых почвах только по содержанию мышьяка, фосфора и свинца мы обнаружили существенную дифференциацию. Содержание всех остальных изученных элементов не менялось по профилю почв. Почвы же более старого участка помимо этих трех элементов значимо дифференцированы по содержанию алюминия, кальция, кобальта, железа, калия, марганца, никеля стронция, титана, ванадия и цинка, – сказал исполнитель работ по проекту РФФИ, старший научный сотрудник географического факультета МГУ Иван Семенков.
Таким образом, уже через 60–70 лет после отступания Каспийского моря в суглинистых почвах обнаруживаются первые следы дифференциации элементного состава, которые через 300 лет проявляются еще ярче. При этом за 300 лет почвы не успевают освободиться от легкорастворимых солей и остаются солончаками. Но уже появляется микрорельеф и комплексность растительного покрова, которые представляют отдельный интерес для ученых.
Напомним, что понижение уровня Каспийского моря приводит к осушению обширных территорий, на которых поселяется наземная растительность и начинается формирование почв. В ходе почвообразовательных процессов из материнских морских пород формируются почвенные горизонты за счет накопления гумуса в верхней части почвенного профиля и миграции наиболее подвижных веществ из верхней части в нижнюю. Анализируя серию космических снимков разных лет и радиоуглеродный возраст гумуса исследователи узнавали, когда осушилась та или иная территория и началось активное почвообразование.
На Прикаспийской низменности широко распространено такое явление, как комплексность почвенного и растительного покрова. Оно обусловлено наличием микроповышений глубиной первые сантиметры и микропонижений, горизонтальные размеры которых составляют первые единицы – десятки метров.
– В сухих степях и полупустынях даже небольшое количество дополнительной влаги в почве способно приводить к формированию более сомкнутого растительного покрова, что предопределяет формирование почв, обогащенных гумусом. Однако с водой мигрируют и токсичные для растений соли, накапливающиеся в замкнутых микропонижениях. Таким образом, почвы и растительность микропонижений и микроповышений кардинально отличаются. Однако до сих пор неясно, как быстро и почему после отступания Каспийского моря ровная как стол поверхность приобретает микрорельеф, способствующий появлению комплексности почвенного и растительного покрова, а материнские породы начинают превращаться в почвенные горизонты, – рассказал Иван Семенков.
Результаты исследований опубликованы в журнале «Quaternary International». https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1040618220303049?via%3Dihub#ack0010
ФОТО:
fig1 Почвы Прикаспийской низменности, изученные на границе Дагестана и Калмыкии. Автор фотографии: М.В. Конюшкова, руководитель проекта РФФИ № 17-55-560006
fig2 Почвы на иранском побережье Каспийского моря, изученные на северо-западе провинции Голестан. Автор фотографии: М.В. Конюшкова, руководитель проекта РФФИ № 17-55-560006