Тунгусский метеорит снова "нашли"

Тунгусский метеорит снова "нашли" - фото 1Ученые из Украины и США утверждают, что им удалось найти фрагменты Тунгусского метеорита. Они провели анализ собранных тридцать лет назад поблизости места падения мелких фрагментов и доказали, что они действительно принадлежат метеориту класса углистых хондритов, пишет журналNature.Изученные образцы были собраны в 1980 г. группой советских ученых, в которую входил один из авторов опубликованного недавно исследования, сотрудник Института геохимии окружающей среды НАН Украины Николай Ковалюх. Тогда однозначно доказать принадлежность этих фрагментов не удалось из-за несовершенства техники.

К их анализу вернулась группа специалистов во главе с Виктором Квасницей. Они изучили минеральный состав найденных фрагментов с помощью масс-спектроскопа и сканирующего электронного микроскопа. Выяснилось, что фрагменты состоят из графита, микроалмазов и вкраплений космических минералов - троилита, таенита и шрейберзита. Такой состав, по мнению геологов, позволяет отнести Тунгусский метеорит к углистым хондритам. Полностью результаты исследования опубликованы в журнале Planetary and Space Science.

Статья Квасницы и его коллег опровергает одну из гипотез о природе Тунгусского метеорита, стороннники которой считают его кометой. "Если это действительно фрагменты Тунгусского объекта, то произошло столкновение с астероидом. Если исследователи правы, то получены убедительные доказательства, исключающие комету", - отмечает исследовать Гарет Коллинз из Имперского колледжа в Лондоне.

Напомним, по поводу природы Тунгусского метеорита выдвигались самые фантастические предположения вплоть до посадки инопланетного космического корабля или одного из экспериментов Николы Теслы. Известно, что 30 июня 1908 г. в районе реки Подкаменная Тунгуска произошел взрыв колоссальной силы, скорее всего, результат столкновения с Землей какого-то космического тела. Несмотря на огромные усилия, в том числе Леонида Кулика, организовавшего первую экспедицию к месту падения метеорита, найти его фрагменты долгое время не удавалось. Специалисты поэтому относятся к любой новой информации по этому поводу с большим скепсисом. Как отметилкандидат физико-математических наук Андрей Ольховатов, "на моей памяти это, даже не могу сосчитать, какая по счету находка Тунгусского метеорита".

"Надо обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, с 1908 года прошло более века. Космическое вещество выпадает на землю каждый день. Поэтому нужна точная привязка присутствия изученных частиц именно к 1908 году. А раз ее сделать затруднительно, то необходимо хотя бы сопоставить с данными по соседним слоям торфа. Но самое главное, что пока вообще нет доказательств, что изученные украинскими учеными частицы имеют космическое происхождение. Дело в том, что еще в 1990-х годах английские исследователи анализировали микроалмазы из эпицентра Тунгуски, как они предполагали, 1908 года. Однако пришли к выводу об их земном происхождении", - объясняет он свой спектицизм по поводу нового открытия.