Поиски, связанные с преодолением современного глобального экологического и экономического кризисов (а они взаимосвязаны, по нашему мнению) и переходом человечества к новой модели цивилизации, идут давно. Человеческая деятельность на протяжении всей истории аграрной цивилизации, особенно в XX в., была по отношению к биосфере, по большей части, деструктивна. Соглашаясь с тем, что замедление, остановка роста населения и депопуляция — важные условия для уменьшения скорости разрушения биосферы, важно подчеркнуть, что не менее важным является такая реорганизация экономики и общественного производства, в результате которой может быть снижена удельная (приходящаяся на одного человека) природоемкость производства и потребления.
В. И. Глазко1, Л. В. Иваницкая2
1 Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева
2 Российская академия естественных наук
Экономический кризис, постигший мир в 2008 г., оказался наихудшим со времен Великой депрессии. Он начался с роста цен в топливном секторе (150 долларов США за баррель нефти), повышения цен на продукты и товары потребления, мировой потери занятости и роста бедности (2009 г. на 50 млн. больше безработных, чем в 2007 г.). Потребовалось более 3 трлн. долларов США для стимулирования и возрождения мировой экономики.
Человечество по-прежнему развивается за счет экстенсивных факторов, расширяя пространственную экспансию. При этом оно до сих пор не включает потребление природных ресурсов в систему экономических отношений. Это является одной из важнейших причин нечувствительности экономики к экологическим проблемам.
Конфликт между человеком и природой предсказывался с давних пор, и в большинстве этих предсказаний он решался в пользу природы. Основой таких предсказаний был редукционизм — сведение объекта к максимально простой системе, которую можно описать на языке математики. Редукционизм создал основу для огромных аналитических возможностей науки, но и породил затруднения в изучении сложных объектов, особенно человека и живой природы в целом.