Впервые вице-президентом РАН стала женщина, больше всего черных шаров получил восхищавшийся Виктором Петриком Сергей Алдошин, но большинство на общем собрании академиков продемонстрировало высокий кредит доверия новому президенту РАН Владимиру Фортову. «Газета.Ru» анализирует итоги выборов в президиум Академии наук.
В общей сложности членами президиума РАН стали 58 человек. Десять стали вице-президентами. Четыре человека — Александр Андреев, Николай Лаверов, Геннадий Месяц и Александр Некипелов — покинули посты вице-президентов. Новыми вице-президентами были избраны директор Института Космических исследований Лев Зеленый, Валерий Костюк — до нынешнего общего собрания занимавший пост главного ученого секретаря президиума РАН, глава Дальневосточного отделения РАН Валентин Сергиенко, глава Уральского отделения Валерий Чарушин, а также Талия Хабриева — директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, ставшая первой в истории женщиной, получившей пост вице-президента РАН.
Посты вице-президента сохранили нобелевский лауреат Жорес Алферов, глава Сибирского отделения РАН Александр Асеев, бывший директор Института медико-биологических проблем Анатолий Григорьев, директор Математического института им. В. А. Стеклова Валерий Козлов, а также директор Института проблем химической физики РАН Сергей Алдошин. Как сообщили «Газете.Ru» участники заседания, при голосовании Алдошин, который возглавлял делегацию РАН, посетившую лабораторию Виктора Петрика, получил больше всех «черных шаров», хотя в итоге и был утвержден на посту вице-президента.
«Разочарованием для меня стало избрание Алдошина, — рассказал «Газете.Ru» Борис Штерн, ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН, главный редактор газеты «Троицкий вариант». — Во время прошлого срока он сильно подмочил себе репутацию из-за дела Петрика. Многие, в том числе избиравшие, были недовольны, но никто открыто не выступил. Так… побурчали в кулуарах и проголосовали, никто не стал выступать против. В глазах многих академиков он себя дискредитировал, но поскольку никто не был против, то этого достаточно для прохождения.
«В списке вице-президентов есть совершенно одиозная фигура Алдошина, она единственная, которая вызывает какие-то эмоции, — считает Михаил Гельфанд, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН. — От Сергея Михайловича я жду, что он снова вляпается в некрасивую историю, как это уже было с Петриком. Думаю, что его переизбрание — это следствие каких-то предвыборных договоренностей, ведь это настолько скомпрометировавший себя человек, что без каких-то чрезвычайных причин оставлять его вице-президентом было бы странно. Честно говоря, о том, что Фортов предложит Алдошина, я знал еще дней десять назад».
«Из людей мне известных, чьему избранию я очень рад, это директор ИКИ академик Лев Зеленый, — говорит Борис Штерн. — Я его знаю, он довольно хороший физик и администратор, и мы во многих вещах единомышленники. Это очень порядочный человек, и если будет затеваться какая-то гадость, он сможет ей противостоять и донести это до общественности».
В ходе голосования были выбраны и члены президиума РАН. В общей сложности в президиум вошли 58 человек, помимо президента и девяти вице-президентов это академики-секретари каждого из научных отделений РАН. Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления возглавил Андрей Лагарьков, отделение математических наук — Людвиг Фаддеев, отделение биологических наук — Алексей Розанов, отделение химии и наук и материалов — Аслан Цивадзе, отделение физических наук — Иван Щербаков, отделение нанотехнологий и информационных технологий — Евгений Велихов, отделение общественных наук — Андрей Кокошин, отделение историко-филологических наук — Валерий Тишков, отделение глобальных проблем и международных отношений — Александр Дынкин, а отделение наук о Земле — Александр Глико. Главой отделения физиологии и фундаментальной медицины остался Юрий Наточин.
Каждое из научных отделений выдвинуло своих кандидатов в президиум, а порядка двух десятков кандидатур предложил новый президент, Владимир Фортов.
Так, в состав президиума РАН вошли ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Садовничий; бывший премьер-министр РФ, академик Евгений Примаков и директор Эрмитажа, член-корреспондент РАН Михаил Пиотровский.
«От обновленного состава президиума РАН и самого президента РАН я жду, прежде всего, большей открытости российскому обществу, — рассказал «Газете.Ru» Владимир Захаров, академик РАН, лауреат государственных премий РФ и СССР, принимающий активное участие в борьбе со лженаукой.
— Одной из ошибок прежнего руководства Академии были замкнутость и некоторое высокомерие по отношению к общественному мнению, в результате которых контакт с обществом был фактически утерян».
«Процесс формирования команды идет, Фортов сумел уже выбрать себе и вице-президентов, и президиум, при этом заручился поддержкой общего собрания, которое дало ему карт-бланш, проголосовав даже за малоизвестных собранию людей, — поясняет один из руководителей профсоюза РАН Вячеслав Вдовин, вице-президент Всемирной федерации научных работников. — Общее собрание продемонстрировало вотум доверия Фортову: все предложенные Фортовым вице-президенты и члены президиума прошли, хотя по некоторым кандидатам черные шары имели место. Надо посмотреть, как люди будут работать. На первый взгляд, Фортов сумел создать сплав из преемственности, собрав как людей, уже работавших в руководстве РАН, так и новых. Но как дело пойдет, пока не ясно. Сейчас ключевой вопрос — раздать полномочия. Буквально накануне выборов президиума РАН (в четверг) члены совета профсоюза РАН обсудили с заместителем министра образования и науки Александром Климовым вопрос реформы аспирантуры (есть риск, что в результате предстоящей реформы наши 9 тыс. аспирантов из РАН окажутся вне правого поля). На эту встречу никто из руководства РАН не смог прийти, поскольку на тот момент в руководство РАН никто не был избран, кроме Владимира Евгеньевича Фортова. Однако уже в субботу, поняв, что Валерий Васильевич Козлов будет продолжать свою работу на посту вице-президента Академии, я донес до него информацию о встрече по столь актуальному вопросу в Минобрнауки. Валерий Васильевич выразил готовность немедленно включиться в эту работу.
На мой взгляд, призыв вновь избранного президента РАН В. Фортова о том, что РАН и МОН нужно совместно заниматься важными делами фундаментальной науки, министерство (как минимум в лице замминистра А. А. Климова) восприняло позитивно».
«Президиум играет большую роль. Он фактически руководит текущей работой, — поясняет Борис Штерн. — Общее собрание бывает довольно редко, на нем трудно принять внезапное решение. Президиум же собирается гораздо чаще, и меньшему количеству людей гораздо проще договориться. Что я могу сказать хорошего про сам президиум, это то, что туда вошел один хороший человек, это Валерий Рубаков. Человек очень честный, не робкого десятка, нормально понимающий ситуацию в стране и в Академии, хороший физик, величина мирового уровня. А это очень важно, чтобы в руководящих органах были хорошие ученые.
В целом по сравнению с прошлым президиумом есть небольшой сдвиг в лучшую сторону.
В обновлении состава вице-президентов есть признаки свежего дыхания, но пока слабенькие довольно».
«Состав президиума умеренно новый, жду я от них примерно того же, что было и раньше, по крайней мере, глядя на список, нет оснований думать, что что-то изменится, — считает Михаил Гельфанд. — Для того, чтобы понять, как работает и договаривается президиум с президентом РАН, надо изучать какую-нибудь историю Германии XVII века. Это такая ужасная византийщина, что как там устроены все эти балансы, непонятно. Могут ли кардиналы влиять на римского папу? Могут. Вот и эти, наверное, могут!»
Таким образом, президиум РАН сейчас выбран, и ближайшие изменения в нем могут произойти только во время следующего Общего собрания, которое состоится в декабре. В сентябре же новому президенту РАН предстоит важное мероприятие: президент России Владимир Путин поручал прежнему руководителю академии, Юрию Осипову, готовить заседание президентского совета по науке и технологиям, посвященное развитию фундаментальной науки в стране. Ожидается, что это заседание даст вектор развития науки в России на ближайшие несколько лет, и новому руководству РАН необходимо тщательно к нему подготовиться.
http://www.gazeta.ru/science/2013/06/03_a_5365529.shtml