Лунный грунт земного происхождения?

Лунный грунт земного происхождения? - фото 1Образец лунного грунта, привезённый на Землю экспедицией "Аполлон-14" в 1971 году, скорее всего, имеет земное происхождение.

Такой парадоксальный вывод сделан в научной статье, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters международной группой исследователей, - сообщает сетевое издание "Вести. Наука".

Речь идёт об образце номер 14321 весом 1,8 грамма. Изучив содержащиеся в нём зёрна циркона, авторы обнаружили любопытный факт.

Во-первых, исследуемые породы формировались в богатой кислородом среде (возможно, водной).

Во-вторых, температура их образования необычно низка для лунных магм: от 771 ± 88 градусов по Цельсию до 810 ± 37 °C.

В-третьих, образец образовался при удивительно высоком для Луны давлении: 6,9 ± 1,2 килобар. На Селене такие давления возможны на глубине 167 ± 27 километров. Но, если этот камень сформировался так глубоко, непонятно, как он попал на поверхность.

Ни одна из перечисленных характеристик никогда не встречалась в других образцах лунного грунта (которого, напомним, на Землю в раках про граммы "Аполлон" привезли порядка 400 килограммов). Зато они типичны для магматических пород нашей планеты.

"Химический состав циркона в этом образце очень отличается от химического состава любого другого зерна циркона, когда-либо найденного и изученного в лунных образцах, и удивительно похож на химический состав цирконов, найденных на Земле", – констатирует соавтор работы Александр Немчин (Alexander Nemchin) из Шведского музея естествознания.

Но на этом сюрпризы не заканчиваются.

"Образец также содержит кварц, что является ещё более необычной находкой для Луны", – рассказывает учёный.

Напомним, что на Земле кварц – одна из самых распространённых горных пород.

Лунный грунт земного происхождения? - фото 2
Экспедиция "Аполлон-14" доставила на Землю важные образцы лунного грунта.
Фото NASA.
При этом собранный грунт имеет солидный возраст: около четырёх миллиардов лет. Самые древние известные фрагменты земных пород сопоставимы с ним "по дате рождения".

Как же объяснить подобную находку?

"Возможно, что некоторые из этих необычных условий могли возникнуть на Луне очень локально и на очень короткое время, и образец является результатом этого краткого отклонения от нормы, – рассказывает Немчин. – Однако более простое объяснение состоит в том, что этот кусок сформировался на Земле и попал на поверхность Луны в виде метеорита, образованного астероидом, врезавшемся в Землю около четырёх миллиардов лет назад и выбросившим вещество в космос и на Луну".

Таким образом, астронавты просто доставили маленький кусочек Земли обратно домой. Так завершилась разлука длиной четыре миллиарда лет.

Если эта романтическая версия верна, то образец номер 14321 является первым метеоритом земного происхождения, найденном на другом небесном теле.

Впрочем, с такой гипотезой не всё гладко. В частности, упомянутый грунт имеет типично лунный состав изотопов свинца и некоторые другие параметры, роднящие его с Селеной. Точное происхождение образца должны установить будущие исследования.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, что Луна некогда имела плотную атмосферу, а также рассказывали, как ей удалось сохранить воду.