
Российский Союз за здоровое развитие детей выступил в поддержку Манифеста реформы образования, озвученного Володиным В.В., и предложил расширить его направлением по здоровьесбережению школьников
Мы поддерживаем предложения Государственной Думы Правительству о реформе образования, заявленные В. В. Володиным. Однако, там не хватает, на наш взгляд, ключевого вопроса, касающегося влияния системы образования на здоровое развитие ребёнка, а значит на здоровье народа. Ибо, исстари известно, что от худого семени не жди доброго племени.
В настоящее время ни у кого из ведущих специалистов, имеющих отношение к сохранению и укреплению здоровья детей, не осталось сомнений относительно того, что механизм, разрушающий их здоровье, кроется в существующих методах и подходах к режиму и форме построения учебного процесса, укоренившихся в рамках действующей образовательной системы.
В результате, уже на ранних этапах жизни почти у 100% детей в той или иной степени формируются и развиваются «школьные» формы патологии (школьно обусловленные заболевания). Каждый родитель, приводящий своего ребёнка в детский сад или школу, к концу его обучения получит как гарантированный результат –ослабленную в психическом и физическом плане личность с комплексом серьёзных хронических заболеваний.
Можно ежегодно закладывать в госбюджет бесконечно большие суммы денег на финансирование строительства и оборудования в крупных городах сверхсовременных медицинских центров. Можно в разы увеличить штат медработников (врачей-педиатров, детских урологов-андрологов, гинекологов, эндокринологов), подготовить и привлечь к решению обозначенных вопросов генетиков, психиатров и психологов, но все эти меры (выражающиеся в многомиллиардных затратах) будут абсолютно бесполезны, если не будет устранена первопричина возникновения проблемы.
Ею является книжно-седалищная модель образования, предполагающая закрепощенный обездвиженный режим обучения мальчиков и девочек, который не обеспечивает удовлетворение и реализацию их врождённых психофизиологических потребностей и напрямую связан с резким угасанием жизнеспособного творческого потенциала страны, потому что физиолого-эргономическая основа современного образования не учитывает законы развития ребёнка и фактически направлена против его природы.
К большому сожалению, сегодня система образования во всём мире, как социальный институт воспроизводства творческого, физического и психического потенциалов народа, является главным фактором деградации этих потенциалов, в т.ч. подрыва жизнеспособности на уровне всей человеческой популяции.
От поколения к поколению, через детский сад и школу воспроизводятся молодые люди, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство, ибо, повторюсь, «от худого семени не жди доброго племени». И это характерно для всех стран, особенно для развитых государств, где действующая модель образования господствует около 200 лет.
Что касается России, если не будут приняты меры, о которых речь идёт в этом письме, то в ближайшие десятилетия оставшееся число дееспособных здоровых граждан уже не сможет обеспечить нормальное функционирование народного хозяйства страны и её защиту.
Все попытки власти по «перезагрузке политики демографического развития» результата не дают. Почему? Полагаем, что демографы и, к сожалению, управленцы это понимают только как количественный рост новорожденных. При этом замалчивается качество новорожденных. В то же время сегодняшняя картина крайне тревожна. Только один пример: у молодых людей, «отсидевших» в школе и дома практически весь период развития на «седалищах», навсегда подорван репродуктивный потенциал. Так согласно официальным данным, из каждой 1000 новорожденных у 800-900 выявляется врождённая патология и черепно-мозговые травмы. А ведь есть ещё школьно обусловленные заболевания зрения, костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, репродуктивных функций, психической сферы и другие.
Эти вызовы требуют переосмысления роли дошкольного и общего образования в демографической политике, как основного звена первичной (не медицинской) профилактики различных патологий, приобретаемых в учебном процессе, из которых, как правило, произрастает эпидемия сверх смертности народа. И создания принципиально нового механизма социального управления воспроизводством народа, который обеспечит взращивание телесно, нравственно и психически здоровых людей, а также в разы уменьшит затраты на лечебную медицину.
Попытка осознания этой угрозы на высшем государственном уровне была предпринята в ноябре 2008 года в президентском Послании Федеральному Собранию: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». И прописывалось важнейшее условие формирования здоровья народа и возможности через образование сделать эффективным и здравоохранение: «… если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».
Попытка практически начать работу по переводу отечественной системы образования на сообразную природе ребёнка здоровьеразвивающую основу была предпринята Президентом Путиным В.В. в рамках введённой его Указам от 1 июня 2012 годка № 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», где была поставлена задача о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4). Эта задача до сих пор не выполнена ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях. Механизм такого распространения не был создан. Проблема ухудшения здоровья детского населения страны так и не была решена. Всё соответствует высказыванию Президента 2006 года: «Дети в школу приходят зелёные, а уходят домой синие». В этом суть современной школы. И это не только афоризм. Это точный диагноз отечественной системе образования. Двадцать лет в песок!
В связи с разработкой Правительством Российской Федерации «Стратегии развития образования до 2040 года» мы направили предложение Председателю Правительства М.В. Мишустину (зарегистрировано30 января 2025 г. за № 2455568) отразить в данном документе в одном из основных разделов (возможное название «Здоровое образование») роль общего образования в демографической политике, как основного звена первичной (не медицинской) профилактики различных патологий, приобретаемых в учебном процессе. И прописать механизм перевода системы образования на здоровьеразвивающую основу путёмраспространения научно обоснованных, адекватных природе ребёнка физиолого-эргономических здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения страны, и тем самым выполнить требования «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
Данная инициатива должна воплотиться предположительно в виде двенадцатилетней межведомственной федеральной программы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников именно в процессе обучения с доврачебным экспресс мониторингом в начале и конце учебного года динамики их здоровья. Срок в 12 лет определяется периодом взросления ребёнка от подготовительной группы детского сада до окончания 11 класса средней школы.
Без такого раздела, повторюсь, усилия, огромные средства, а главное время – всё уйдёт в песок.
С просьбой поддержать наше предложение мы обратились к В.В. Володину (обращение зарегистрировано в Государственной Думе за № вх. 2.8-15-25753 от 07/02/2025). Поэтому через ваш журнал обращаюсь к Владиславу Викторовичу включить наше предложение в предложения Государственной Думы Правительству о реформе образования,
Берчун Валерий Валентинович, заместитель Председателя ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей»
Ранее «ЭкоГрад» опубликовал Манифест реформы образования, размещенный спикером Госдумы в сети