Российские классификация и диагностика вулканических почв нуждаются в обновлении. К такому выводу пришли сотрудники и студенты географического факультета МГУ. В течение трехлетнего периода географы изучали международный опыт классификации вулканических почв.
— В классификации почв России диагностическим критерием полнопрофильных вулканических почв является минеральный горизонт с особыми физическими и химическими свойствами. Для этого горизонта характерны низкая (менее 1 г/см3) плотность, выделение влаги при разминании, икряная структура, высокое содержание гумуса и оксалаторастворимых соединений алюминия, железа и кремния, — рассказал старший научный сотрудник географического факультета МГУ Иван Семенков.
В свою очередь в системах США и мировой реферативной базе почвенных ресурсов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН вулканические почвы диагностируют по высокому содержанию особых глинистых минералов или органических соединений алюминия и железа и способности удерживать фосфор, а также низкой плотности (менее 0.9 г/см3).
В Новой Зеландии к вулканическим относят почвы, сформированные на изверженных породах с низкой плотностью, высоким содержанием вулканического песка и частиц диаметром более 1 мм и способностью удерживать фосфор.
— Такие различия в подходах к выделению вулканических почв могут быть обусловлены объективными географическими причинами. В России вулканические почвы изучены преимущественно на примере Камчатки, в области распространения слабо освоенных человеком таежных ландшафтов с очень высокой годовой суммой осадков. В США вулканические почвы встречаются от тундровых ландшафтов Аляски до (суб)тропиков Калифорнии и Гавайских островов, — отметил магистрант кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ Максим Казинский.
Географы МГУ предлагают усовершенствовать российский подход к диагностике вулканических почв, например, за счет:
— уточнения граничных значений для уже используемых показателей и введения новых (содержание вулканического стекла и частиц диаметром более 1 мм), использования теста на наличие органических комплексов с алюминием,
— использования данных о характере вулканической активности и последовательности разновозрастных слоев вулканического пепла, которую почвоведы называют тефрастратотип (от греч. τεφρα — «пепел» и лат. stratum «слой»).
Более подробно с результатами исследования географов можно ознакомиться в статье «Диагностика вулканических почв в различных классификационных системах (обзор)», которая опубликована в 2022 году в журнале «Почвоведение» и его переводной версии «Eurasian soil science».
ФОТО:
Рис. 1. Измерение температуры вулканической почвы в кальдере вулкана Узон (Кроноцкий заповедник). Авторы фото – Галина Клинк, Иван Семенков и Анна Завадская. 2016 г.
Рис. 2. Привал у подножья вулкана Кихпиныч (Кроноцкий заповедник). Слева направо Анна Завадская, Мария Савостина, Нина Тетерина. Автор фото Иван Семенков. 2009 г.
Рис. 3. Вулканическая почва острова Кунашир. Авторы фото – студенты кафедры геохимии ландшафтов и географии почв Игорь Тамаровский и Терехова Дарья. 2021 г.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON