Рубрика "ЭкоГрада" - "Популяризация науки - одна из важнейших задач науки". Курс лекций от Сергея Шелмакова
Экологизация транспорта – одно из основных направлений экологической политики в современном обществе. В конце ХХ века в рамках отраслевой детализации концепции экологически устойчивого развития (экоразвития) была разработана концепция экологически устойчивого транспорта (экотранспорта). Она лежит в основе транспортной политики большинства развитых и многих развивающихся стран. По структуре и ряду принципиальных моментов она отличается от Транспортной стратегии России. С другой стороны, многие её элементы постепенно начинают включаться в стратегические документы транспортного планирования и нормативную базу как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Зачастую реализация этих элементов носит непоследовательный и противоречивый характер, что, на мой взгляд, связано с недостаточным пониманием общих принципов концепции экотранспорта, отсутствием (или запутанностью) классификации мер по реализации этой концепции, консерватизмом экологической и транспортной политики в нашей стране.
Учитывая важную системообразующую роль транспорта в современном мире, существенную долю негативных воздействий на окружающую среду, приходящуюся на транспортный комплекс, тревожные тенденции по увеличению этой доли, представляется весьма актуальным донесение основных положений концепции экотранспорта до максимально широкой аудитории. Это тем более важно, если вспомнить, что практически все без исключения люди являются потребителями транспортных услуг, и поэтому, с одной стороны, качество их жизни зависит от совершенства транспортной системы, а с другой стороны, они оказывают существенное влияние на развитие и функционирование транспортного комплекса.
Цикл статей, освещающих концепцию экотранспорта, будет состоять из трёх разделов:
1. Механизмы и последствия негативного воздействия транспортного комплекса на окружающую среду, общество и экономику.
2. Концепция экотранспорта.
3. Меры по реализации концепции экотранспорта.
Начать же хотелось бы с определения общих понятий, классификации и кратких исторических сведений.
Жизни присуща подвижность, то есть способность перемещаться, изменяться. Без подвижности жизнь была бы невозможна. Это одна из основных характеристик жизни, которая обеспечивает материальный, энергетический и информационный обмен в биосфере, поддерживая её единство и развитие.
Термин «транспорт» происходит от лат. trans ‒ «через» и portare ‒ «нести». То есть дословный перевод этого термина – «перенос чего-либо (материальных объектов, энергии, информации) из одной точки пространства в другую». Однако в современном обществе функции передачи энергии и информации в виде, например, электричества, электромагнитных, световых и акустических импульсов, как правило, не относятся к транспортной отрасли.
В данной серии статей под транспортом будем понимать совокупность
обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов из одного места в другое.
Транспорт в зависимости от физической среды, по которой (или в которой) по большей части происходит перемещение, может быть:
Возникновение транспорта в человеческой цивилизации относится к древнейшим временам. Ходьба человека ‒ наиболее древний и естественный способ его перемещения. Пеший, т.е. идущий своими ногами, человек может также переносить грузы. Однако скорость пешего перемещения составляет всего около 4…5 км/ч, а «грузоподъёмность» среднего человека не превышает пары десятков килограмм. Поэтому естественным желанием людей было облегчить и ускорить собственное перемещение и транспортировку грузов.
Водный и гужевой транспорт ‒ самые древние виды транспорта, основанные на использовании животных и искусственно созданных человеком транспортных средств – плотов, лодок, повозок, саней и т.п. До появления во второй половине XIX века трансконтинентальных железных дорог они оставались важнейшими видами транспорта. Морской грузовой транспорт сохранил свои лидирующие позиции по выполняемой транспортной работе до настоящего времени.
Скорость и объём транспортировки возросли, однако на создание и обслуживание средств транспорта, содержание животных и т.п. потребовались определённые ресурсы – материальные, энергетические, территориальные, трудовые. Большинство этих ресурсов были возобновляющимися вплоть до начала широкого использования металлов и ископаемых топлив.
Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и двигателем промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), уже через несколько десятков лет он стал стратегически наиболее важным видом транспорта в промышленных странах. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города.
Перемещение различных веществ по трубам применялось с древнейших времён. Однако трубопроводный транспорт, предназначенный преимущественно для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа, возник в конце ХIХ века. В настоящее время свыше 98% нефти и почти 100% газа транспортируется по трубопроводам, но более половины нефтепродуктов – железнодорожным и частично водным транспортом.
Отличительной чертой мобильности в ХХ веке стало использование автотранспорта и авиации. В течение ХХ века объём пассажирских и грузовых автомобильных перевозок вырос более чем на два порядка.
Многие экономисты рассматривают развитие транспорта как «локомотив» экономики, «двигатель прогресса», обеспечивший беспрецедентный экономический рост большинства развитых стран. Транспортная отрасль обеспечивает существенную долю валового внутреннего продукта (ВВП) развитых стран. Развитие транспортной системы способствует повышению мобильности населения, доступности рынков товаров, интеграции экономических субъектов как на национальном, так и на международном уровнях. Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей сообщения, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли).
Транспорт является основополагающим элементом создания единого, интегрированного общества. Он обеспечивает единство территории за счёт создания возможности обмена материальными и энергетическими ресурсами, информацией.
Мобильность способствует и даже стимулирует такие процессы, которые многими расцениваются как прогресс. Она обеспечивает эффективность производству и готовность распределения товаров и услуг. Она помогает людям получить доступ к рынкам и местам приложения труда, к удалённым услугам или продуктам. Мобильность позволяет быстро реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации и угрозы. Она способствует реализации преимуществ пространственной специализации различных территорий, стран и регионов в общемировой системе хозяйствования.
Однако за это существует цена, которая в настоящее время практически уравновешивает предоставляемые преимущества (рис. 1). Функционирование транспортного комплекса сопровождается потреблением дефицитных ресурсов и негативными воздействиями на окружающую среду на глобальном, региональном и локальном уровнях. Кроме того, в транспортных происшествиях ежегодно гибнут и теряют здоровье десятки миллионов людей. Загрязнение окружающей среды ведёт к серьёзным экологическим нарушениям и негативно воздействует на здоровье населения. Угроза роста мирового парка различных транспортных средств до уровня нескольких миллиардов единиц вполне реальна. Для производства и функционирования такой огромной транспортной системы потребуется отчуждение огромного количества ограниченных и невозобновляющихся территориальных, материальных и энергетических ресурсов, кроме того, в ходе эксплуатации большинства транспортных средств в огромных количествах будет сжигаться дефицитное топливо.
Ключевым элементом в задаче балансирования между кажущимися противоречивыми аспектами транспортной активности является разработка политики, которая бы объединила экологические и транспортные аспекты на принципах экоразвития. Такая политика должна привести к созданию экологически устойчивой транспортной системы или, говоря короче, к созданию экотранспорта.
В предлагаемой серии статей будут рассмотрены причины возникновения, содержание, критерии оценки и способы реализации концепции экотранспорта.
УДК 656.13:504
Шелмаков Сергей Вячеславович
канд. техн. наук, доцент, МАДИ, 125319, Москва, Ленинградский пр. 64, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.