Доходы негосударственных вузов прирастают быстрее, чем в государственных

Доходы негосударственных вузов прирастают быстрее, чем в государственных - фото 1Эксперты Президентской академии назвали новые тренды развития частных вузов, Чечня в числе лидеров по доле доходов от научных разработок. Об этом «ЭкоГраду» со ссылкой на выводы собственных экспертов сообщила пресс-служба Президентской академии. Эксперты, в частности, утверждают, что частные вузы обходят государственные по доле доходов от научных разработок: здесь они в среднем составляют 19%, тогда как в госвузах лишь 12,5%. В пятерку лидеров по этому показателю входят Московская область, Татарстан, Краснодарский край, Москва и Чечня

Фото VII Всероссийского слета «зеленых» вузовФото VII Всероссийского слета «зеленых» вузов

Период сжатия системы частного высшего образования в России сменил некоторый рост: государственные вузы по-прежнему опережают частные по числу студентов и, особенно очников, зато частники больше занимаются наукой и расходуют на преподавателей. Такие выводы следуют из исследования Центра экономики непрерывного образования Президентской академии «Развитие частного высшего образования в регионах России: организационные и финансовые аспекты». Источниками работы стали сводные формы ВПО-1 и ВПО-2, размещенные в открытом доступе на сайте Минобрнауки России.

 

 «В последние годы тема частного высшего образования выпала из пространства обсуждения и растворилась в проблеме платного образования. Кроме того, вопросы частного образования не рассматриваются ни в плане его места и значимости в системе российского высшего образования, ни той роли, которую частное образование играет в российском обществе», – обосновала актуальность исследования директор Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Татьяна Клячко.  

 

Как отмечается в исследовании, после начала оптимизации системы высшего образования в 2008 году и до недавнего времени количество частных вузов в России неуклонно уменьшалось. Лишь с 2017 по 2023 год сокращение составило 90 единиц, в результате чего количество негосударственных вузов уменьшилось на 21%, а их филиалов – на 39%. При этом особенно сильно сократилась сеть негосударственных вузов на Дальнем Востоке (вдвое), а также на Урале и в Сибири – на треть.

 

Топ-5 регионов по сокращению частных вузов с 2017 по 2024 год возглавила Москва: минус 12 единиц. Второе место занял Санкт-Петербург – минус 7, далее идут Новосибирск (минус 5) и Самарская область с Якутией (по минус 5). Примечательно также, что в трех регионах Дальнего Востока частное высшее образование исчезло полностью, а в пяти сократилось более чем на две трети.

 

Правда, в ходе процесса оптимизации сократилось и число государственных вузов. Но если падение численности частных вузов в 2024 году по отношению к 2017-му составило 21%, то государственных – лишь 6%. И это с учетом, что если сокращение госвузов в основном шло за счет их слияния, то негосударственных – исключительно в результате закрытия.

 

Лишь с 2023 года сжатие системы негосударственного высшего образования прекратилось и количество частных вузов стало расти. В 2024 году прирост составил 17 частных вузов., основная часть которых пришлась на Центральный федеральный округ. В том числе 4 негосударственных вуза открылись в Москве и еще два в Московской области. Москва же является лидером по доле частных вузов от общего количества по России: здесь сконцентрировано более 22% этих высших учебных заведений страны.

 

«Возможно, это объясняется относительно невысокой стоимостью обучения в частных вузах по сравнению с платным образованием в государственных», – прокомментировала старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Татьяна Блинова.

 

Средняя численность студентов в негосударственных вузах без малого втрое уступает государственным, где этот показатель в среднем по России составляет 4,7 тыс. учащихся бакалавриата, специалитета и магистратуры. Недотягивает до показателей госвузов и доля студентов-очников: в частных вузах это лишь 24% от общей численности, тогда как более трех четвертей учатся по заочной или вечерней форме обучения.

 

Зато частные вузы обходят государственные по доле доходов от научных разработок: здесь они в среднем составляют 19%, тогда как в госвузах лишь 12,5%. В пятерку лидеров по этому показателю входят Московская область, Татарстан, Краснодарский край, Москва и Чечня.

 

Новым трендом в развитии частных университетов России стал рост доли доходов от программ среднего профобразования: если в 2017 году она составляла 6,7%, то в 2023-м уже 9,3%. Особенно заметен этот рост в Северокавказском и Сибирском федеральных округах – более чем в 2,5 раза.

 

Доходы негосударственных вузов прирастают быстрее, чем в государственных. При этом надо отметить, что частники тратят больше заработанных вузом средств на оплату труда: 63,6% в 2023 году против 54,8% в госвузах. Примечательно также, что по сравнению с 2017 годом в частных вузах этот показатель вырос (с 62,5% общего объема доходов вуза), тогда как в государственных он сократился с 67,2%.

 

Главный редактор журнала «ЭкоГрад+» Элмурод Расулмухамедов считает, что дискуссия о ходе образовательной реформы в России постепенно перерастает в формат общенациональной полемики: «Если в споре рождается истина, то наш журнал представляется идеальной площадкой для аккумуляции аргументов. 2025 год показателен не только для образовательной отрасли и науки. При поступлении в повестку дня «темы о переговорах СВО на Украине», практически синхронно появились сообщения о планируемом возвращении в России свыше 300 мировых брендов. Это означает, что время «тепличных конкурентных условий» может кануть в лету, и новейшая реальность потребует большого числа высококвалифицированных специалистов. А это новые задачи и новые условия, о чем на страницах нашего журнала заявлял председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Вячеслав Володин».

 

Ранее «ЭкоГрад» сообщал о том, что спикер Вячеслав Володин обозначил важнейшие пункты в новейшей стратегии развития российского образования. При подготовке к обсуждению поступило почти 8 000 комментариев, а также свыше 200 предложений от 55 регионов.

 

Среди важнейших Вячеслав Володин отметил, что цифровые и дистанционные форматы должны быть определены исключительно в качестве вспомогательных.

 

Позицию Вячеслава Володина активно поддержал депутат Госдумы Николай Новичков: «Я исхожу из того, что все образование, вне зависимости от уровня, должно быть очным. Школьники должны ходить в школу, студенты - в вузы и ссузы и т.д. Дистанционный формат возможен только по состоянию здоровья обучающегося или в качестве вспомогательной меры. Эффективность контакта учителя, педагога, профессора со школьниками или студентами никто не отменял. Мы исходим из данного приоритета и будем этого добиваться».

 

P|SПримечательно, что преимущества многих частных вузов обусловлены как раз развитием дистанционных форм образования

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить