Часть интервью, с В.С .Голубевым, опубликованного в журнале "Культура здоровой жизни" № 4, 2012г.
(Интервью нашего корреспондента с одним из основоположников новой прогрессивной теории общественного развития Голубевым Владимиром Степановичем, Генеральным директором Института глобальных проблем энергоэффективности и экологии, доктором геолого-минералогических наук, академиком РАЕН)
Корр. В российском обществе существует устойчивое убеждение в том, что отсутствует цель развития страны и что такая цель никем и нигде не сформулирована.
В.Г. Это – неверное представление, свидетельство слабой информированности общественности о ведущихся рядом российских ученых научных разработках. Я в течение последних 15 лет разрабатываю теорию социального гуманизма – учение о грядущем цивилизационном укладе мира.
Корр. Пожалуйста, коротко суть этих разработок.
В.Г. Социогуманитарное государство рассматривается мной как закономерный этап исторического развития в ряду либеральное-социальное-социогуманитарное государство. Главная цель социогуманитарного государства – гармоничное развитие человека, как индивида и члена социума. Экономика перестает быть целью, а становится средством – средством гармоничного развития человека. Приоритетен рост человеческого капитала. Форма собственности вторична, а первичен прогресс человека. Если в либеральном государстве функционирует «человек экономический», а в социальном – «человек социальный», то в социогуманитарном – «человек социально-духовный». Согласно социогуманизму жизнь – высшая ценность бытия. Поэтому гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными… Более подробно проблема социогуманизма изложена мною в публикациях в ряде центральных газет и журналов.
Корр. В чем научная новизна Ваших разработок?
В.Г. Существующие социально-экономические теории основаны на обобщении опытных данных по развитию общества. Они строятся индуктивным методом – от частного к общему. Недостатки индуктивного метода хорошо известны, и это подтверждается всей историей развития науки. Главные из них: субъективность, не учет ряда важных факторов, преувеличение или преуменьшение роли других и др. Индуктивный метод должен контролироваться и корректироваться дедуктивным – от общего к частному, от общей теории развития к социуму и человеку. Таким методом построена теория социогуманизма.
Корр. Каковы основные составляющие учения социогуманизма?
В.Г. Их можно охарактеризовать так: теория социоприродного развития, новая системная теория человеческого капитала, новая концепция национального богатства и качества жизни, теория социогуманитарного государства, идеология социогуманизма.
Корр. Кратко о новизне Ваших построений. Известно, например, что теория человеческого капитала развивалась на Западе еще с 50-годов прошлого века, имеются даже Нобелевские лауреаты (Беккер, Шульц) за работы по человеческому капиталу.
В.Г. Идеологи либерализма рассматривают человека только как существо социальное, их интересует главным образом человек как работник. Поэтому в их интерпретации человеческий капитал сводится лишь к интеллектуальному капиталу, характеризующему качество человека как работника. В действительности, человек существо не только социальное, но еще и биологическое, и духовное. Поэтому человеческий капитал, согласно нашим построениям, имеет три составляющих – витальную (характеристика физического здоровья), интеллектуальную и духовную (характеристики качества человека как работника и носителя нравственности, соответственно). Данная трактовка человеческого капитала привела к необходимости введения нового понятия – социогуманитарное государство.
Корр. Известно, что национальное богатство стран мира оценивается в разработках Всемирного банка, а качество человека – в рамках Программы развития ООН (ПРООН). В чем преимущество Вашего подхода?
В.Г. Всемирный банк оценивает будущее потребление в странах мира за среднее время жизни одного поколения (25 лет). Эта величина не имеет прямого отношения к национальному богатству. Нами же рассчитывается весь накопленный в странах мира капитал. Индекс развития человека, используемый в работах ПРООН, вводится субъективно и имеет частный характер. Нами рассчитывается индекс качества жизни (ИКЖ), который выводится дедуктивным методом и учитывает наиболее существенные составляющие качества жизни. Развитый нами метод расчета национального богатства является альтернативой методу Всемирного банка, а ИКЖ – развитием подхода ПРООН.
Корр. Каково, согласно Вашим расчетам, положение России в мире?
В.Г. По суммарному национальному богатству Россия занимает 10 место в мире – ее национальное богатство (страновый капитал) равно 600 трлн. долларов. По природному капиталу Россия – первая в мире. Но развитость страны определяется не общим, а удельным национальным богатством (в расчете на одного человека). По этому показателю (4,23 млн. долл. на человека) Россия занимает лишь 103 место. По индексу качества жизни Россия находится на 80 месте. Но особенно неблагополучно положение страны по частным индексам: по индексу человеческого капитала (характеристика качества человека) у России 168 место в мире, а по индексу социального капитала (характеристика качества социальных структур) – 100 место. Страна переживает острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Он обусловлен чуждыми для России псевдолиберальными реформами, приведшими к беспрецедентному падению человеческого и социального капитала.
Корр. Какой же выход из социогуманитарного кризиса предлагает Ваше учение?
В.Г. Для России, как впрочем и для мира в целом, актуален социогуманитарный переход – строительство социогуманитарного государства. Еще до конца не изжившая себя духовность русской нации дает значимые предпосылки для такого перехода. Основные составляющие социогуманитарного перехода: от «общества потребления» к «обществу социального гуманизма»; от социального к социогуманитарному государству; от «человека социального» к «человеку социально-духовному».
Корр. Что такое «человек социально-духовный» и в чем его отличие от «человека экономического» и «человека социального»?
В.Г. Духовность, поиски «правды», «служение людям» - это то, что отличает передового русского человека от эгосоциального человека Запада с его принципом «служение себе». В социогуманизме духовность приобретает особый оттенок: духовный человек тот, кто осознает, что жизнь - высшая ценность бытия; и в соответствии с этим ведет строй своей жизни.
Корр. Вы – материалист?
В.Г. Установка вульгарного материализма «бытие определяет сознание» не содержит обратной связи и поэтому не отвечает устойчивому развитию. Последнее имеет место при одновременном задействовании противоположных установок: не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие». Человеку устойчивой эволюционно обусловленной социогуманитарной цивилизации не нужно «все», а лишь то, что наиболее содействует его самореализации и раскрытию творческого потенциала. Вульгарный материализм, установка «служение себе» разрушает цивилизацию изнутри.
Корр. Какое место занимает в учении социогуманизма экологическая проблематика?
В.Г. Одно из центральных. Полнее было бы название нашего учения – экосоциогуманизм. Но рассматривается экологическая проблематика с научных позиций, а не вульгарно, как это зачастую имеет место. Действительно, обычно говорят: защита природы, охрана окружающей среды. Это не совсем так. Специфика феномена жизни вообще состоит в том, что жизнь изменяет среду обитания, делая ее более приспособленной для жизни. Проблема не в сохранении окружающей среды, а в том, чтобы сделать ее наиболее удобной для жизни. Речь идет о гармоничной среде жизнеобитания, в которой экологическая составляющая играет важнейшую роль. Человек – не враг природы. Наоборот, у него имеется особая биосферная функция – поддержание устойчивости биологической жизни. Иначе он вообще не появился бы на Земле.
Корр. Как возможно реализовать социогуманитарный переход?
В.Г. Конечно, идеальным был бы переход путем «управления сверху» и «самоорганизации снизу». Это означает приход к власти просвещенного правителя и социальное творчество масс. В настоящее время идет организация российской партии социального гуманизма. Одной из главных целей социогуманитарного движения становится социогуманитарное просвещение, как синтез воспитания и образования. На его основе будет формироваться научно-обоснованное мировоззрение социогуманизма, согласно которому главное богатство заключено в самом человеке, а не во внешних обстоятельствах его жизни. Гармоничный человек – и цель, и средство социогуманитарного развития.
Корр. Какое место Вы отводите идеологии?
В.Г. Государственная идеология формирует цель развития, поэтому она необходима. Ее наличие отнюдь не отрицает идеологического разнообразия в обществе. Мы не призываем к прямому изменению политического строя. Мы призываем менять строй жизни людей, систему их ценностей и приоритетов. Тогда сам собой установится нужный политический строй.
Корр. Эволюционный преобразования, о которых Вы говорите, возможно, и станут происходить, но весьма медленно. Уцелеет ли Россия и народ для такого перехода?
В.Г. Страна уже проваливается в яму либерализма, где – обнищание и вымирание народа. Достойной альтернативы социогуманитарному переходу вообще нет. Это должны осознать все: и верхи, и низы. Тогда станет возможным изменение существующей траектории развития. Как показывает история, «добро» в конце концов всегда побеждает «зло».