Байкальская гальванизация съеденного чижика

Байкальская гальванизация съеденного чижика  - фото 1Московско-подмосковная жара убивает все другие мысли планы, концепты и стартапы, окромя соприкосновения организма с водой. Честно говоря, вода уже предполагается любая, организм настолько на взводе, что готов ко всему. Сбежавший с плавящегося московского асфальта в более климатически комфортный Иркутск (не 30 по Цельсию, но примерно 20, да и дожди встречаются для охлаждения и кристаллизации мыслей), президент РАН Александр Сергеев второпях съел чижика. Нет, не подумайте дурного о высокоучёном муже – он ничего такого не хотел, но сделал по жаре нечто конгениальное в духе Салтыкова-Щедрина. «ЭкоГрад», знакомый с нехорошим влиянием литературной жары по роману Альбера Камю «Посторонний», тоже никаких филиппик произносить как бы не хочет. Но чижик съеден, господа, и все последующие попытки его реанимации напоминают и будут напоминать банальную гальванизацию. И даже до зомби-апокалипсиса здесь, увы, далеко

Впору объясниться, о чём сей длинный спич. В нехорошие времена «антисоветского Советского Союза» чиновника, приговорённого ареопагом к закланию, сначала бросали на сельское хозяйство – после неминуемого провала там Голгофа была ему обеспечена. Наше время и гуманнее, и хитрее – перед функционером открывают двери в экологическую даль. А так как достижение натуральной гармонии, т.е. человека и природы, возможно лишь в определённого рода маргинальных состояниях (и это не совсем то, о чём вы сразу подумали, см. «Идиот» Достоевского), то функционер, даже высокопоставленный или активный, сделать ничего не может. Несогласным рекомендуем освежить экологический цитатник экс-министра обороны РФ, экс-главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова – впору хвататься за голову и не только. И в компанию экологических златоустов скоро придётся записывать главного академика страны, если он не поймёт, что в жару не надо никуда ездить, а только лишь отдыхать в сугубо прохладной воде.

 

Байкальская гальванизация съеденного чижика  - фото 2

Но обо всём по порядку. С 16 июня президент РАН Александр Сергеев в компании иркутского губернатора Игоря Кобзева, прилежно надев маски, обследовали как бы останки Байкальского ЦБК и усольского «Химпрома». Эта насыщенная программа была посвящена подписанию соглашения РАН и обладминистрации. Получается, что весь предшествующий букет мероприятий по обеззараживанию (а их слишком много, с участием различных бизнес-структур!) прошёл мимо экспертного контроля РАН (на что обращал вниманием посредством «ЭкоГрада» глава СО РАН академик Валентин Пармон …….), и тут вопру навёрстывать упущенное. Но беда в том, что, поднося Александру Михайловичу Сергееву документы на подпись, экспертный персонал не поставил его в известность, как это надо комментировать. В результате вместо величавого научного льва, управляющего мировой гармонией, появился страдающий от жары экологический профан, который палит из пушки по воробьям. Или по чижикам, кому как.

 

Напоминаем онлайн-конференцию Сергеева и Кобзева в РИА «Новости» 23 июня.

– Жители Иркутской области очень неравнодушно относятся к проблеме устранения накопленного экологического вреда на двух крупных промышленных площадках: это территория бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске и «Химпрома» в Усолье-Сибирском. Основная угроза ликвидирована. Работы по рекультивации на этих площадках идут под контролем президента РФ, при научно-техническом руководстве Российской академии наук, которая проводит экспертизу технологий, предложенных госкорпорацией «Росатом». Это работа большой команды, только совместными усилиями правительство региона и научное сообщество постепенно возвращают доверие жителей области, – сказал Игорь Кобзев.

 

Власти региона заинтересованы и в разработке системы мониторинга углекислого газа, чтобы работать над снижением выбросов парниковых газов. Еще одна тема – уровень воды в Байкале. Каскад ГЭС может влиять на уровень озера. Научное сопровождение необходимо, чтобы обстановка на прибрежных территориях не ухудшилась. Основанием для совместной плодотворной работы станет соглашение, подписанное между правительством Иркутской области и президентом Российской академии наук.

 

Смысл понятен – то, от чего когда-то отмежёвывался Валентин Пармон («нас не звали»), взято на вооружение его начальником Александром Сергеевым. Ну а с чиновниками всегда все понятно — издавна принято «изобретать велосипеды» за бюджетного финансирования, а для пиара таковых безделушек привлекать учёных и селебрити. Но вот незадача – если господам Киркорову и Баскову важна только сумма гонорара, то у академиков есть ещё и реноме, репутация, а также масса ограничивающих факторов. И как тут быть? Noproblem.

 

Александр Сергеев, конечно, президент Академии, но он физик. Его предшественник как-то не слишком озаботился пожаром в ИНИОНе, уничтожившем основу русской гуманитарной мысли. Бабы новых нарожают, а писаки ещё книжек напишут, подумаешь… Или вот экология – а что здесь, собственно, такого? Эксперты напишут, перешлём куда надо, отчитаемся о выполненной работе. А что напишут – им виднее, для того они и эксперты.

 

Вообще же главная черта характера президента РАН – инициативная неконфликтность, для администратора она похвальна, но для эксперта – нет. И если чиновникам нужно прикрытие, то они как лёгкую добычу рассматривают в первую очередь учёных. Президенту Сергееву уместно не забывать всю историю чиновничьих подстав РАН (с именами Пармона и Королькова, далее везде) и заодно иметь в виду, что если дьявол предлагает угадать, что у него в какой руке, то обычно в обеих пусто.

 

Озеро Байкал как участок Мирового наследия ЮНЕСКО является центром видообразования и эндемичных видов в крупнейшем пресноводном бассейне. Самоорганизация экосистемы определяется геохимической работой живого вещества – законом биологического круговорота элементов, связанным с именем В.И. Вернадского. Суммарный геохимический эффект деятельности живого вещества в экосистеме Байкала велик. Эволюция экосистемы тесно связана с изменением климата и рифтогенезом, которые как мощный источник энергии, вещества и информации активно управляют процессами самоорганизации. Получены новые данные: эволюция экосистемы озера, связанная с рифтогенезом, многократно прошла точки бифуркации (катастрофы), возникли новые устойчивые виды живых организмов. Произошел взрыв видообразования. Байкал как сложная, резко неравновесная кибернетическая система имеет мощный потенциал управления, связанный с отрицательными обратными связями – гомеостазом, что обеспечивает устойчивое развитие и экологическую безопасность.

 

Как страшно жить! Главный академик Сергеев впечатлился и ничтоже сумняшеся предложил передать Байкал в одни руки, повторив предложение и даже часть аргументации главного редактора «ЭкоГрада» Игоря Панарина в стенах Государственной Думы в далёком 2014 году (………….). Хотя это предложение сейчас прозвучало синхронно инсайду федеральных властей, которые будто бы готовят Байкал и байкальскую акваторию с бурятской и иркутской стороны к признанию их федеральной территорией с прямым подчинением Москве, но следует помнить, что это инициатива прокурорских против губернаторских: не так давно первый замгенпрокурора Александр Буксман призвал правительство принудить Минприроды наконец-то заняться проблемами Байкальской природной территории, которых Генпрокуратура в 2020 году выявила рекордное количество. Было обнаружено более 3 тыс. нарушений законов, привлекли к ответственности около 400 лиц, направили в суды 162 заявления. Г-н Буксман вынес вердикт: Минприроды не исполняло должным образом ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие БПТ на 2012-2020 годы».

 

Кстати, главный академик вообще знает ли про эту ФЦП? И про авторов экспертного обоснования к ней? Вообще же вернуться к теме спустя семь лет, подразумевая, что ничего не было до нас, и ничего не будет после, ставит крест на некоторых научных репутациях. Предложение создать цифровую модель Байкала лишь дополняет образ воинствующего дилетантизма Сергеева – и не экологического, а информационного, что гораздо губительнее для имиджа. Как следствие – недавний состав межведомственной группы по ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), куда вице-премьер Виктория Абрамченко демонстративно не включила представителей РАН – хотя там есть и Сергей Иванов, и Игорь Кобзев, и даже «человек без репутации» Николай Николаев.

 

Так был съеден чижик, а его пожиратель навсегда утратил надежду стать царём природы. Природа памятлива и неподкупна.

 

Немного истории. В 1970-х в Иркутске начали заниматься моделями оптимального управления природой. Тогда же при Гурии Ивановиче Марчуке (1969—1975 гг. — заместитель председателя, 1975—1980 гг. — председатель Президиума СО АН СССР) академик Кирилл Кондратьев и Владлен Адаменко экспериментировали с энергоактивными зонами. Синхронно в мире шла оживленная дискуссия по глобальным экологическим проблемам, вызванная нашумевшими работами Форрестера — Медоуза под эгидой Римского клуба, а академик РАН Никита Моисеев был ее активным участником. В Восточной Сибири эта дискуссия преломлялась в острую борьбу за сохранение Байкала. Попытки как-то использовать здесь результаты Форрестера —Медоуза оказались не вполне удачными. Управлять природой оказалось не так просто.

 

В 1998 году в статье «Экология в современном мире» Никита Моисеев, поднимая острейшую проблему современности – экологию цивилизации и защиту природы - писал, что биосферу нельзя изучать под микроскопом подобно бабочке и, тем более, ставить на ней какие-то опыты, вместо чего следует использовать методы математического моделирования.

 

МОРАЛИТЭ

 

Жара располагает к убийству, пусть даже жертвами становятся собственные концепции. Как говорил в этой связи классик глобальности Никита Моисеев, «на самом деле проблема бесконечно сложнее и труднее, чем это представлялась авторам работ по моделированию…, и без настоящего описания процессов взаимодействия в природе и с природой обойтись не удастся». Администраторы не готовы управлять природой, эксперты даже не успевают её понимать. И выдаваемые на-гора общие прогнозы и речёвки – это простой оксюморон, в духе экзистенциальной жары Камю гальванизирующий мёртвых чижиков.

 

Игорь ЖАРКОВ, Владимир ХЛУДОВ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить