Функциональное зонирование Прибайкальского национального парка меняют, согласовывая с бизнесменами и инвесторами, без обсуждений с учеными и экоактивистами.
Начну с общеизвестного факта: Прибайкальский национальный парк (ПНП) несет ответственность за самый крупный (среди байкальских ООПТ) участок побережья оз. Байкал – более 470 км, не считая Ольхона и островков Малого Моря. Он занимает первое место (среди упомянутых ООПТ) по богатству растительного и животного мира, через него проходит самый крупный на Байкале турпоток. Здесь есть что охранять и есть от кого охранять. Важнейшую роль в деле охраны национальных парков играет схема функционального зонирования. Она была разработана еще на этапе организации ПНП (1986 г.). Но так как деэкологизация государства и общества (стартовала примерно в 2000 г.) всё набирала обороты, эта схема становилась серьезным препятствием на пути туристического бизнеса (и неразрывно связанного с ним бизнеса земельно-застроечного), а также той части местных жителей, что более всего заинтересована в высоком «туристическом» заработке и в росте цен на землю/недвижимость.
Два года назад по байкальскому природоохранному законодательству был нанесен мощный удар. Опаснейшей новацией было изъятие прямого запрета на застройку незатронутых природных территорий. Еще тогда я высказался, что следует ждать изменения схемы функционального зонирования ПНП, дабы «пожиратели Байкала» смогли в полной мере использовать ослабленное байкальское законодательство.
И вот, 9 декабря 2022 г. в социальной сети ВК на странице «Заповедного Прибайкалья» (ЗП) появилась важная публикация. «В середине ноября 2022 года завершился масштабный и очень значимый процесс: определение функциональных зон на особо охраняемой природной территории федерального значения в Прибайкальском национальном парке. Соответствующий проект уже готов и представлен на рассмотрение органам власти, предпринимателям и потенциальным инвесторам.» В реальности речь идет не о создании («определении») того, чего прежде не было, а лишь о ревизии схемы, существовавшей много лет.
Мое предположение двухлетней давности: «Мне были не понятны звучавшие в минувшем году заявления директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (включает в себя ПНП) о планируемой работе по «зонированию ПНП». Ведь это зонирование давно проведено. Теперь ясно, что наиболее ценные для турбизнеса земельные участки в ходе этой процедуры будут переведены из зон сельхозназначения и традиционного природопользования в зоны рекреации и обслуживания посетителей (т.е. в зоны, где строительство «объектов рекреации» разрешено).»
Официальные пояснения сути реализуемых сейчас изменений подтверждают эту догадку. «Береговая линия пролива Малое море, свободная от земельных участков, внесенных в ЕГРН, преимущественно включена в рекреационную зону». То есть самые лакомые для застройщиков земли изъяли из зоны сельхозназначения, где застройка запрещена, и передали в зону рекреации.
Очень хотелось бы увидеть саму схему. Из поста следовал, что: "Все, кто заинтересован в сохранении природы Байкала и развитии этой территории, получили электронную версию Проекта зонирования Прибайкальского национального парка перед её утверждением для «обратной связи». Я, член областного совета Иркутского отделения ВООП. Могу официально заявить, что наше отделения этого документа не получило. По мнению ЗП иркутское отделение ВООП не входит в число, «тех, кто заинтересован»?
Под упомянутым выше постом ЗП я оставил комментарий, что этот документ нужно обсуждать в первую очередь с учеными, с экоактивистами, а не с бизнесменами и инвесторами. Завязалась довольно вялая дискуссия, обострившаяся 16 декабря. В этот день «заповедные люди» ответили, что в научно техническом совете ЗП есть ученые, они эксперты. Я ответил, что эксперты бывают разные, в том числе и ярые сторонники туризма на ООПТ. Что я сам являюсь экспертом в заповедном деле - 17 лет работы в ПНП, в основном в должности зам. директора по науке, к.б.н. Но отчего-то в научно техническом совете ЗП меня нет. Дальнейшая дискуссия воспроизведена по памяти: «личная обида – не лучший выбор для чего-либо» - «подбор сторонников коммерческой деятельности на ООПТ и игнорирование, тех, кто долгие годы охранял и изучал эту ООПТ – также не лучший выбор» - «чтобы делать такие заявления нужно иметь доказательства, либо держать свое мнение при себе» - «доказательством является ваша деятельность».
На этом все закончилось. Комментарии под этим постом (и еще под одним, про «портрет туриста», где я прокомментировал кричащие противоречия этого портрета) на странице ЗП были удалены. Возможность комментировать эти два поста отключена (!). Я – заблокирован, «внесен в черный список сообщества».
Ну вот и подискутировали... Если ответить нечем, подключают «административный ресурс». По-видимому, новая схема функционального зонирования ПНП такова, что показывать её можно лишь чиновникам, бизнесменам/инвесторам и «придворным» ученым.
Виталий Рябцев