Закон о «зеленом щите», подписанный Президентом России Владимиром Путиным накануне, об этом журнал «ЭкоГрад» сообщал ранее, снискал одобрение и критику экологов. Мнения разделились. В среде экологической общественности разгорелась полемика. Самые первые реакции
Пресс-секретарь Гринпис России Халимат Текеева откликнулась комментарием.
Закон о «зелёном поясе» может погубить многие леса вокруг больших городов
Подписан закон о лесопарковых зелёных поясах (зелёном поясе крупных городов). Несмотря на заявленные благие намерения лоббистов, в перспективе он может облегчить «распил» лесных земель. В одном ближнем Подмосковье этот закон поможет легализовать застройку десятков тысяч гектаров.
Первоначальная концепция законопроекта вводила понятие «лесопарковый зелёный пояс» как непрерывную, насколько это возможно, природную территорию вокруг мегаполиса, защищённую от дальнейшего растаскивания и застройки. Принятый в первом чтении законопроект не представлял собой ничего интересного: он декларировал важность сохранения пригородных лесов, оставляя большинство практических вопросов на усмотрение правительства.
Но ко второму чтению концепция изменилась. Закон в окончательной редакции рассматривает лесопарковый зелёный пояс как лоскутную территорию, представленную только лесами и зелёными насаждениями (внутри городов), и составленную исключительно из никем не востребованных ни сейчас, ни в планируемой перспективе земельных участков. Такой пояс займёт гораздо меньшую площадь, чем та, которую сейчас занимают лесопарковые и зелёные зоны. Леса, которые уже предоставлены под застройку или которые только планируется предоставить под застройку, по новому закону в лесопарковый пояс включать нельзя, равно как и водные объекты, и нелесные природные территории.
Действующее законодательство использует понятия лесопарковых и зелёных зон. Оно защищает эти зоны от сокращения площади и капитальной застройки, пусть и неэффективно. Этот режим часто не соблюдается из-за лазеек в лесном законодательстве и из-за того, что три четверти государственных лесов в нашей стране не поставлены на кадастровый учёт. Новый закон, особенно при намеренном попустительстве со стороны надзорных органов, даёт возможность легализовать воровство лесных земель.
«С точки зрения сохранения лесов и других природных территорий, окружающих крупные города, закон представляет собой бессмысленную пустышку. Он вообще никак не повышает охранный статус этих лесов, если не считать увеличения некоторых штрафов. Но он может облегчить вывод лесных участков из государственной собственности и из общего пользования граждан под различные цели, не связанные с существованием леса», — заявил руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.
Страничка народных инициатив КПРФ пополнилась предложениями в развитие закона:
Отменить «перегибы» в законах о природохранении
Проблема в том, что уже нельзя выехать на природу или рыбалку и не схлопотать срок или штраф.
Письмо Рослесхоза за номером № ЕК-07-54/1985 разъясняет для своих региональных подразделений, что рубку сухостойных, поваленных ветром и тому подобных деревьев следует считать... хищением.
Гражданин, застигнутый за этим ужасным занятием, должен быть привлечен к уголовной(!) ответственности. За хищение в УК РФ «отвечает» 158 статья. Получается, что если вы наломали веток для костерка в лесу или мангала, вас вполне можно посадить на срок до 2 лет!
----
по статье 8.28 КоАП за «незаконную рубку, повреждение лесных насаждений» – 3000-3500 рублей. С вашего мангала на «лесную подстилку и сухую траву» неизбежно вывалится пара угольков, а вы «не отделили их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра» от лесного массива! Получите за «выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности» штраф в 2000-3000 рублей!
---
Решите отдохнуть от городской суеты на берегу речки? Отлично – теперь вы цинично нарушили заветы Водного кодекса РФ! Он запрещает «движение и стоянку транспортных средств» вне дорог с твердым покрытием (полевая грунтовка к таковым не относится!) и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, в пределах водоохранной зоны водоема. Для справки скажем, что даже ручеек-переплюйка или маленький прудик имеют по берегам водоохранную зону шириной 50 метров от уреза воды! Большой реке или водохранилищу полагается водоохранная зона в 200 метров шириной. И всякий автовладелец, кто посмеет попрать колесом эти границы, попадет под статью 8.42 КоАП с ее штрафом в размере 3000-4500 рублей.
---
Письмом от 25 февраля 2016 года № ЕК-07-54/1985 Рослесхоз разъяснил органам управления лесами субъектов РФ и своим территориальным органам, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных и буреломных деревьев следует рассматривать как хищение. Это означает, что любой человек, нарубивший или напиливший, например, дров из лежащих в лесу мертвых деревьев, с точки зрения Рослесхоза является лесонарушителем, и должен быть привлечен к установленной действующим законодательством ответственности. К какой именно — зависит от конкретной ситуации и от толкования законов конкретными должностными лицами.
Под мелким хищением (административным правонарушением — ст. 7.27 КоАП РФ) понимается хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса (к нашему случаю из них может относиться только одна — ст. 158), и если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей. В этом случае предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, или административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Уголовный кодекс РФ понимает под хищением "совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества" (ст. 158 УК РФ). Согласно этой статье, Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Принципиальным отличием мелкого хищения (административного правонарушения) от кражи (преступления) является наличие ущерба, причиненного собственнику. С точки зрения здравого смысла, присвоение кем бы то ни было мертвой древесины, лежащей в лесу, ущерба государству обычно не наносит — государство никак эту древесину не использует, и даже в определенных случаях рассматривает ее как "захламление" (пункт 115 Методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2015 № 182). Но постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусматривает исчисления размера ущерба от присвоения (хищения) древесины буреломных и ветровальных деревьев.
Таким образом, если буквально понимать разъяснение Рослесхоза, постановление
Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 и статью 158 Уголовного кодекса РФ, каждого человека, самовольно нарубившего дров из лежащей в лесу мертвой древесины (будь то житель отдаленной деревни, не имеющий возможности легально выписать себе дрова или не знающий, как это делается, или участник какой-либо экспедиции, или организатор детского палаточного лагеря и т.д.), надо привлекать к ответственности именно за кражу — с наказанием в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Решение проблемы
Отменить данные требования и наказывать нарушителей реально нарушающих закон. Моет машину в природоохранной зоне - виновен - наказать. Рубят живые деревья - наказать.
Зачем делать из каждого потенциально выехавшего за город гражданина уголовника или "кормушку" для инспекторов.
Ожидаемый результат
Позволит людям без опаски отдыхать на природе, соблюдая правила и нормы безопасности, а за соблюдением этих норм пусть и следят инспектора.
Законодательно придать ОСОБЫЙ СТАТУС КЕДРОВЫМ ЛЕСАМ и тайге в ареале распространения кедра.
Кедровые леса - наследие поколений , национальное достояние русского народа , стратегический продовольственный и золотовалютный запас страны - гибнут на наших глазах!
В связи с утратой большей части кедрачей вследствии пожаров, распространения короеда,шелкопряда и болезней кедра (уже погибло или заражено около 70% кедровых деревьев Золотого пояса России – от Тункинской Долины до Краснояска
http://ekogradmoscow.ru/eko-blog/blog-e-uderevskoj/budet-li-zhit-sibirskij-kedr-budet-li-zhit-bajkal-2
,
http://www.vsp.ru/ecology/2015/12/01/559634#sthash.cuQMZcXv.aUwzhKHs.dpuf )
незаконных и повреждающих санитарных рубок
(http://rodovid.me/Live_Earth_1008/rossiya---lider-v-vyrubke-lesov.html ),
недобросовестного и халатного отношения сборщиков ореха, которые повреждают деревья, в результате чего они слабеют и заболевают
https://pp.vk.me/c630831/v630831661/12aee/B_wW_3ssX5Q.jpg ,
https://pp.vk.me/c630916/v630916039/10516/9k0ioFsqinE.jpg
Поправки в Лесной кодекс РФ, принятые в декабре 2015 года
http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124050048049054.html
и вступающие в силу только в октябре 2016 года рассматривают только санитарные рубки,
не содержат необходимых мер для СПАСЕНИЯ кедра КАК ВИДА!
Решение проблемы
необходимо:
- проведение немедленного обследования ( в том числе анализа почвы на наличие токсичных элементов, губящих деревья),
-лечение и восстановление ОСТАВШИХСЯ кедрачей,
-составление ОБЪЕКТИВНОЙ карты обследованных кедровых лесов,
- возвращение правил лесопользования, упраздненных в 90-х годах, с разрешением массового сбора кедрового ореха не чаще 1 раза в 4 года.
На основании Экологической доктрины РФ считаем необходимым:
объявить таежные леса в ареале распространения кедра сибирского особо охраняемыми территориями:
- национальными парками ,- заповедниками,- памятниками природы
с введением особых условий природопользования и режима посещений .
Считаем необходимым законодательно закрепить в обязанности каждого лесничества создавать питомники саженцев сибирского кедра для лесовосстановления в своем регионе с привлечением местного населенияк ежегодням посадкам леса.
Ожидаемый результат
В связи с изменением статуса кедровых лесов становится возможным :
- расторжение арендных обязательств на земли и рубку леса в ареале распространения кедровых лесов, в том числе с иностранными компаниями ,
- введение запрета на повреждающий ЕЖЕГОДНЫЙ сбор ореха,
- пересмотр режима и правил посещения лесов в ареале распространения кедра.
- восстановление кедрачей в соответствии с правилами, действующими на ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ природных ТЕРРИТОРИЯХ с участием общественных и молодежных организаций и коренного населения, вплоть до выделения таежных наделов местному населению для ухода за больными деревьями, восстановления их иммунитета, ухода за подростом, сбережения молодых деревьев.
-выявление причин утраты леса в каждом конкретном случае, определение мер лечения, профилактики и лечения больных и поврежденных деревьев, поиск методов, альтернативных санитарным вырубкам,
-восстановление кедрачей за счет отдыха от ежегодного околачивания 100килограммовыми колотушками,
-изменения поведения лесопользователей в связи с новым статусом кедрачей,
- высвобождение от необдуманной многолетней аренды сибирских земель и лесов,
-участие общественности в сбережении и восстановлении кедровых лесов, закладке новых питомников и кедровых насаждений, восстановление кедрачей по всему кедровому поясу - вплоть до западных границ РФ,
-патриотическое и экологическое воспитание детей и молодежи,
-сохранение и приумножение национального достояния русского народа - кедровых лесов и тайги, восстановление изначальных экосистем и экологического равновесия.