«ЭкоГрад» продолжает рассматривать тему, которая касается каждого жителя нашей страны, где бы он не жил. Эта проблема касается абсолютно всех. Бытовой мусор. В качестве самого яркого примера журнал выбрал батарейки, которые есть в каждом доме.
Так вот, если мы выбрасываем хотя бы одну батарейку, то целых 20 квадратных метров земли вокруг нее оказываются отравленными. Что такое двадцать кубометров земли? Это ареал обитания двух ежиков, или территория небольшой детской площадки. Ситуацию обостряют природные осадки в виде дождя или снега, они способствуют проникновению ядовитых соединений в почву. Возьмите в расчеты население Москвы, горожане в лучшем случае избавляются от старых батареек, бросая их в мусорное ведро или урну на улице. А сколько просто вышвыривают их куда придется. Мы думаем, что едим экологически чистые овощи, но они могут расти там, где была выброшена батарейка. И это не покажут никакие приборы. Чтобы найти тяжелые металлы, надо проводить сложный анализ,
В прошлом году власти Москвы запустили интерактивную карту, на которой отмечены все столичные пункты раздельного сбора мусора и места, где можно сдать вторсырьё. Оказалось, что самыми распространёнными в Москве являются пункты сбора использованных энергосберегающих лампочек, которые нужно сдавать, если они содержат ртуть, — таких точек на карте почти полторы тысячи. В основном использованные лампочки принимают в районных службах ЖКХ. Кроме того, в Москве есть 53 пункта приёма вторсырья. Пункты раздельного сбора мусора в городе распределены по трём округам: Северному, Северо-Восточному и Юго-Западному. На севере также существуют несколько десятков мобильных пунктов раздельного приёма мусора. Они представляют собой специальные машины с контейнерами, которые курсируют по районам САО, делая в различных точках остановки по 15 минут. В мобильные контейнеры можно выбросить макулатуру, пластик, алюминиевые банки, стекло и батарейки. У этих машин есть расписание, которое доступно на интерактивной карте.
Вроде все движется в правильную сторону, но вот в обществе разгорелась дискуссия — сортировать ли горожанам самим дома мусор, или для этого есть специализированные организации?
Что нужно сделать для того, чтобы раздельный сбор мусора в наших условиях, городских стал экологически, логически и финансово оправдан? - такой вопрос «ЭкоГрад» задал Владиславу Жукову, члену совета по вопросам аграрно-продовольственной политики и природопользования при совете Федерации, заместителю председателя комитета торгово-промышленной палаты России по природопользованию и экологии, члену общественного совета Минприроды России.
- Ну, здесь надо начать с того, - говорит Владислав Жуков,- что в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, раздельный сбор мусора играет, больше информационно-агитационную роль, привлекая внимание населения, прежде всего к проблемам экологии, разумного природопользования и так далее. Но не решает самой сути проблем в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
ЭокГрад»: поясните, пожалуйста, почему проблема не решается?
- Здесь ряд есть причин, и таких объективных причин, которые связаны, прежде всего с нюансами техногенной среды этих городов, где доступность для организаций подобного эффективного системы сбора, а самое главное – стимулирование населения к такой процедуре не может быть создано по причине невозможности это регулирования с точки зрения нормативно-правовой в каких-то запретительных или стимулирующих методах, - говорит Владислав Жуков.- Ну и если мы говорим про какие-то возможные стимулы, так это только, допустим, финансовые. Мы понимаем, что для каждого конкретного гражданина финансовая заинтересованность, минимальна, поскольку макулатура, пластиковые бутылки, алюминиевые бутылки или стекло - все это крайне малорентабельный источник дохода. Поэтому стимулирующие методы для населения в сфере финансового обеспечения вот таких вот процедур, ничтожны.
Единственная категория горожан, которая сегодня в нашей стране может заниматься раздельным сбором бытового мусора - маргинальные группы граждан, без определенного места жительства, это выживающие на грани фола за счет сбора вторсырья и сдачи его в пункты приема. Но и они не являются приводными ремнями реальной экономики в сфере обращения с мусором. Пока нынешняя предлагаемая система раздельного сбора мусора больше, по сути, представляет собой акции, которые проводят общественные организации экологического формата, направленные на привлечение внимания к этому процессу. Попутно эти акции направлены на привлечение внимания населения к вопросам экологии.
Мы знаем, что в Москве неоднократно проводились такие вводные эксперименты по раздельному сбору мусора. Но все это приводит не к искомым целевым показателям. Пока у нас единственный выход - реализовывать нормы 458 федерального закона в части минимизации размещения мусора на объектах размещения в окружающей среде. За счет вторичного вовлечения во вторичный материальный оборот.
Мы знаем, что в 2017 году вступит в силу статья этого закона в части запрета размещения отходов, содержащих полезные фракции на полигонах. То есть это стимулирует сегмент хозяйствующих субъектов, занятых в операциях по обращению с отходами, организаций инвестирования, значит, производственную базу по сортировке отходов, по выбору полезных фракций и минимизации их образования.
Ну, а что касается привлечения к раздельному сбору мусора населения, то это полезное дело в части того, что не надо отрицать определенные культурные и образовательные последствия таких мероприятий. Они еще направлены на формирование гражданской позиции, социальной ответственности у нашего населения. И это уже большой плюс. То есть этим действительно надо заниматься.
Надо понимать, что в части обращения с опасными отходами, такими как ртутные лампы, к примеру, или ртутные градусники, батарейки, то есть спектр отходов, который представляет группу опасных отходов I-IV класса,и несут токсические последствия для окружающей среды и человека.
Это надо активно пропагандировать у населения. В Московской области прошла акция и пилотный эксперимент, который положительный результат принес, «экобокс» он называется. Установили оранжевые контейнеры, для раздельного приема именно такох видов отходов. Такой вид отходов не каждый день у населения образуется, может копиться в течение месяца, а то и пару месяцев, к тому же представляет собой небольшой объем. Популяризация в этом направлении может принести положительный итог. Но главное - ежедневное образование – а вот тут мы натыкаемся на ряд как технических, так и социальных проблем.
ЭкоГрад: А на что мы натыкаемся?
- На целый ряд технических вопросов– отвечает Владислав Жуков,- это наличие мусоропроводов в многоквартирных домах, это удаленность мусорных контейнеров для жителей пятиэтажек, это и необходимость для населения сортировать отходы уже в момент их образования у себя в квартире. Грубо выражаясь, надо сортировать мусор по разным пакетам, хранить это где-то в доме и так далее и тому подобное.
И в результате мы не сможем в обозримой перспективе, даже активно пропагандируя раздельный сбор мусора, прийти к тому, что нам не нужны там сортировочные комплексы, и весь мусор идеально будет приближаться к процессам дифференциального сбора.
Для населения, наверное, внедрение раздельного сбора мусора достаточно трудное, да и не нужное, так скажем, дело. Ведь мы все равно идем по пути создания именно профессиональных индустриальных комплексов на основе наилучших доступных технологий по переработке мусора, по его последующей сортировке и так далее.
Опять же, возвращаясь к общественным местам пребывания граждан, или к зонам отдыха, или, если говорить об Особо Охраняемых Природных Территориях (ООПТ), парках, скверах, пляжах, торговых центрах, социальных организаций, начиная от средних учебных заведений, и заканчивая лечебно-профилактическими учреждениями. Там полезна установка контейнеров для дифференцированного, для раздельного сбора мусора, потому что, ну, оно там более реалистично. Когда человек посещает такое место, потребляет что-то, у него остаются какие-то отходы, здесь как бы вот реально их принимать по раздельной системе.
Ну, к примеру, допустим, вы Сколково находитесь, вы, наверное, видели, что там установлены контейнеры для раздельного сбора: стекло, бумага, пластик с разной маркировкой. Это вот с одной стороны несет в себе роль популяризации, с другой стороны действительно облегчает эксплуатирующим организациям последующую сдачу этого мусора.
То есть вы понимаете, здесь нельзя говорить категорично, что нет, давайте не будем заниматься этой ерундой вообще, но с другой стороны не надо видеть в этом полностью панацею, и что мы должны упереться сейчас и идти именно по этому пути, по сокращению образования отходов только за счет раздельного сбора.
Да, раздельный сбор мусора может иметь свое место. Собственно он должен иметь свое место, он должен всячески пропагандироваться и среди молодежи, и среди пенсионеров, и вообще в среде наших граждан с позиции пропаганды бережного отношения к окружающей среде. Но с другой стороны не надо как бы уповать на то, что те организационные усилия, которые сейчас должны пройти полностью в сфере создания комплексной системы в стране по обращению с отходами, это как бы так сказать, путь решения этой мусорной проблемы. Понимаете?,- подытожил разговор член совета по вопросам аграрно-продовольственной политики и природопользования при совете Федерации, заместитель председателя комитета торгово-промышленной палаты России по природопользованию и экологии, член общественного совета Минприроды России Владислав Жуков.
Справка:
В Дании бумагу сортируют на газетную и прочую;
В Германии, Дании и Финляндии стекло делится по цвету;
В некоторых городах Швеции сортировке подлежат даже пищевые отходы (например, бумажные фильтры для кофеварки и сам кофе должны выбрасываться отдельно).
Больше всего отходов – от 30% до 50% и более подвергаются вторичной переработке в Швеции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Норвегии, Австрии и Голландии.
Меньше всего — до 15% , перерабатывают Великобритания, Исландия, Португалия и Греция .
В России на сегодняшний день перерабатывается порядка 2 % отходов.
Александр Перепечко